Удивительное евангельское чтение услышат прихожане православных храмов в ближайшее воскресение. Необычность его заключается в том, что мы, и даже те, кто далек от Церкви, знаем слова произнесенные Христом ученикам и слушающим Его.

Не только знаем, но и повторяем их часто, приводим в пример, и как не горько — практически не выполняем.

Вот этот евангельский текст:

Как разительно не сочетается нынешняя благотворительность с призывом Христа: давайте, не ожидая ничего! Как живо фарисейство в душах наших, когда мнения о нашей «праведности» и «человеколюбии» становится намного важнее, чем сами эти качества. Права все же старая поговорка: «Сделал на копейку, рассказал на рубль».

“Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними. И если любите любящих вас какая вам за то благодарность? ибо и грешники любящих их любят. И если делаете добро тем которые вам делают добро, какая вам за то благодарность? ибо и грешники то же делают. И если взаймы даете тем, от которых надеетесь получить обратно, какая вам за то благодарность? ибо и грешники дают взаймы грешникам, чтобы получить обратно столько же. Но вы любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте не ожидая ничего: и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым. И так будьте милосердны, как и Отец ваш милосерд” (Лк. 6:31-36).

О любви к врагам своим вспоминается столь часто и регулярно, что, воплотись они в жизнь, мир, дружба и единение в бедах и радостях, давно бы стали определяющей чертой нашего сегодня. Но, что-то не уменьшается количество войн, злобы и терактов, не меньше судебных дел у прокуроров и адвокатов. С каждым днем все страшнее заходить в темный переулок или заглядывать в мрачный подъезд, из которого любимые враги наши, уже несколько лет назад, выкрутили электролампочки и вынесли все принадлежности, ранее регулярно работающего, лифта.

Аналогичная ситуация и с помощью нуждающимся, которую оказываем, и милосердием, которым мы так любим бахвалиться. Благотворительных организаций и исходящих от них акций с мероприятиями столь много, что порой удивляешься, откуда бродят по рынку и улицам нищие? Почему очереди в кабинеты власть предержащих, в дни приема по личным вопросам не убавляются? Ну а пресловутое: «Дай десять рублей на хлеб» мы уже воспринимаем совершенно спокойно…

Плохие законы и отсутствие стражей порядка? Отнюдь. Законы пишутся и принимаются, а силовых структур стало в разы больше, чем было раньше.

Наверное, каждый священник, может поведать о том, что многие исповеди более похожи на перечень собственных достижений, чем на действительный плач о грехах своих.

Почему милосердие и благотворительность, ставшие на устах и в СМИ заученным штампом, очень часто остаются лишь пресловутыми словами, за которыми трудно различить реальное добро и милость к падшим?

Ответ, к сожалению, прост. Прежде чем помочь и кого-то возлюбить, мы прагматично решаем предварительный, главный вопрос:

— Какую пользу это принесет мне?

Причем, если не видим выгоду материальную, то выискиваем духовное удовлетворение собственной праведности и человеколюбия.

Вспомним святых наших, хотя бы того же святителя Николая Чудотворца, иконы которого есть практически у каждого. Ведь свои дела милосердия, спасающие людей от нравственного падения и физической смерти, он всегда скрывал. Разве пример Самого Спасителя, раз за разом просящего своих учеников и тех, кто получил исцеление, никому не говорить о том, Кто совершил чудо не являются контрастом сегодняшней погоней за мирской славой?

Милосердие и любовь к ближнему, нельзя измерить пожертвованной тысячей или поданным куском хлеба. Как не являются и благотворительностью те акции, где, пытаются заработать себе моральный или политический капитал.

Как разительно не сочетается нынешняя благотворительность с призывом Христа: давайте, не ожидая ничего! Как живо фарисейство в душах наших, когда мнения о нашей «праведности» и «человеколюбии» становится намного важнее, чем сами эти качества. Права все же старая поговорка: «Сделал на копейку, рассказал на рубль».

Кому угодна подобная милость? Что привнесет показная благотворительность в сокровищницу благих дел? Лишь гордыню душевную и посрамление духовное.

Наверное, каждый священник, может поведать о том, что многие исповеди более похожи на перечень собственных достижений, чем на действительный плач о грехах своих.

Наши сетования на бедствия общества, неправильное понимание других, всевозможные субъективные и объективные причины, мешающие жить – всего лишь попытка оправдания своего собственного несовершенства, своей собственной греховности.

Обратите внимание, как мы реагируем на замечания, порой правильные и существенные? В лучшем случае «надуем губы», но обычно тот, кто нам «что-то заметил» становится, чуть ли не врагом, а ответ: «На себя посмотри» самый вежливый из тех ответов, которые можно услышать. Обычно звучат слова более колоритные, благо язык русский богат на определения.

Милосердие и любовь к ближнему, нельзя измерить пожертвованной тысячей или поданным куском хлеба. Как не являются и благотворительностью те акции, где, пытаются заработать себе моральный или политический капитал. Точка зрения: я бедному дал, а Ты, Бог, должен мне теперь помочь не проходит. Бог в должниках не бывает. Подобные благодетели не понимают, что мы никакими делами не сможем расплатиться за свои прегрешения, если они не будут искренними от любви исходящими. Мнение «сегодня согрешу, а завтра отмолю и пудовую свечу в церкви поставлю» это пресловутый принцип «ты мне – я тебе», никакого отношения к вере и Богу не имеющий.

Христос стоит пред вратами каждого человеческого сердца и ждет, когда они откроются и Его впустят, а не дадут подачку из приоткрытой, на цепочке накинутой двери, требуя, затем, за это честь, почет и благосостояние.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня – говорит Господь. Разумом мы это понять еще можем, но сколь часто мы смогли в своей жизни спокойно, без обид, оскорблений и расстройств перенести обвинения в свой адрес? Трудно сказать. Потому что мало подобных прецедентов, а ведь, как хороша заповедь: Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними.

Христос стоит пред вратами каждого человеческого сердца и ждет, когда они откроются и Его впустят, а не дадут подачку из приоткрытой, на цепочке накинутой двери, требуя, затем, за это честь, почет и благосостояние.

Сможем сдержать обиду, заставим себя не ответить пакостью на пакость, сдержим гордую мысль: я тебе докажу, что я прав(а), и на одну милость, станет у нас больше, а зла в этом мире – станет меньше. Посрамится лукавый. Завоют от злобы силы мрака, потому что подобная милость для них поражение.

Сокровища Небесные не количеством пожертвованных денег измеряются (хотя и они нужны), а тем состоянием сердца, с которым вы их жертвуете и теми целями, которые вы пред собою ставите.

Бог есть Любовь. По другому не скажешь, видя прощение нами сотворенных вопиющих грехов, но надо бы помнить, что

Господь еще и правящий Судия. Бытующее ныне мнение, что Господь простит всё, ибо в Нем нет зла – несостоятельна, нельзя соединить чистоту и порок в одно общее, невозможно предаваясь греху оставаться нравственным благодетелем.

Разные вокруг нас люди живут. Разными заботами обремененные. То, что является естественным и возможным для одних, недоступно другим. Интересы и стремления каждого находятся на том уровне талантов, которые дал Бог человеку. Стадный принцип, столь долго культивируемый в нашем обществе, когда практиковался лозунг, что каждая кухарка вполне может управлять государством, слава Богу, канул в лету. Но последствия уравнительных отношений остались и мы часто забываем, что пироги все же должен печь пирожник, а сапоги шить сапожник.

Бытующее ныне мнение, что Господь простит всё, ибо в Нем нет зла – несостоятельна, нельзя соединить чистоту и порок в одно общее, невозможно предаваясь греху оставаться нравственным благодетелем.

Расслоение общества на богатых и не очень обеспеченных будет, на каком бы уровне развития не находилось государство. Никуда мы не уйдем от тяжелых болезней, преждевременных смертей, преступности и пороков.

Это не признание безысходности и, отнюдь, не расписка в собственном бессилии. Это просто констатация факта, что окружающий нас мир в грехе находится, что порок, когда-то начавшийся в райском саду, стал князем мира сего. Бороться с ним лишь ужесточением или наоборот (как сейчас модно) либерализацией законов недостаточно. Слишком въелся грех во все поры нашей жизни. Победить его возможно лишь любовью, действенным состраданием к падшим и недужным, когда милость исходит из сердца, подкрепляется разумом и заканчивается делом.

Другого способа просто не существует.

Как ребенок, наказанный матерью за неблаговидный проступок, не теряет любовь к ней, потому что и наказание это от любви материнской исходило, так и взрослый человек не может не почувствовать, что кроется в милости и благотворительности, и что скрывается за улыбкой дающего – действительно сердечное сострадание или оскал презрения и гордого снисхождения.

протоиерей Александр Авдюгин