[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
9 ноября Православная церковь чтит память преподобного Нестора Летописца. Он известен как составитель «Повести временных лет» — первой русской летописи, в которой рассказывается об истории русского государства и Церкви.

Пре­по­доб­ный Нестор Ле­то­пи­сец ро­дил­ся в 50-х го­дах XI ве­ка в Ки­е­ве, 17-ти лет по­сту­пил в Ки­е­во-Пе­чер­скую оби­тель. Был по­слуш­ни­ком пре­по­доб­но­го Фе­о­до­сия. По­стриг при­нял от игу­ме­на Сте­фа­на, пре­ем­ни­ка Фе­о­до­сия. Чи­сто­тою жиз­ни, мо­лит­вою и по­слу­ша­ни­ем юный по­движ­ник ско­ро пре­взо­шел да­же из­вест­ных пе­чер­ских стар­цев. Был по­свя­щен во иеро­ди­а­ко­на.

О его вы­со­кой ду­хов­ной жиз­ни го­во­рит то, что он в чис­ле дру­гих пре­по­доб­ных от­цов участ­во­вал в из­гна­нии бе­са из Ни­ки­ты За­твор­ни­ка, впо­след­ствии Нов­го­род­ско­го свя­ти­те­ля (па­мять 31 ян­ва­ря), пре­льщен­но­го в иудей­ское мудр­ство­ва­ние. Пре­по­доб­ный Нестор яв­ля­ет­ся со­ста­ви­те­лем пер­во­на­чаль­ной ис­то­рии на­ше­го Оте­че­ства, или ле­то­пи­си, где он из­ла­га­ет по го­дам ска­за­ние о на­ча­ле Рус­ской зем­ли и по­сле­ду­ю­щих со­бы­ти­ях ее ис­то­рии до 1100 го­да. Кро­ме то­го, им на­пи­са­но жи­тие свя­тых кня­зей Бо­ри­са и Гле­ба, «Ска­за­ние о пер­вых пе­чер­ских по­движ­ни­ках» и проч.

Нестор до­стиг глу­бо­кой ста­ро­сти и мир­но скон­чал­ся око­ло 1114 го­да. Он был погребён в Ближних пещерах преподобного Антония Печерского Киево-Печерской лавры. Богослужение в его память было составлено в 1763 году.

Что известно о трудах летописца?

Первыми письменными произведениями Нестора Летописца стали «Житие Святых Бориса и Глеба», а также «Житие преподобного Феодосия Печерского». Основной его работой считается летопись «Повесть временных лет», написанная им в 1113 году. Её полное название — «Се повести времяньных лет, откуда есть пошла Руская земля, кто в Киеве нача первее княжити, и откуда Руская земля стала есть».

Преподобный Нестор не был единственным автором «Повести», ещё до него его предшественники трудились над собиранием материала. При составлении летописи Нестор пользовался русскими летописными сводами и сказаниями, монастырскими записями, византийскими хрониками, различными историческими сборниками, рассказами старца-боярина Яна Вышатича, торговцев, воинов и путешественников. Заслуга преподобного Нестора заключалась в том, что он собрал, обработал и представил потомкам свой исторический труд и изложил в нём сведения о Крещении Руси, о создании славянской грамоты святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, о первых митрополитах Русской церкви, о возникновении Киево-Печерской обители, о её основателях и подвижниках.

Несторова «Повесть» не сохранилась в первоначальном виде. После смерти покровителя печерских монахов Святополка Изяславича в 1113 году киевским князем стал Владимир Мономах. Он вошёл в конфликт с верхушкой Киево-Печерского монастыря и передал летописание инокам Выдубицкого монастыря. В 1116 году выдубицкий игумен Сильвестр переделал заключительные статьи «Повести временных лет». Так появилась вторая редакция произведения. До наших дней «Повесть временных лет» дошла в составе Лаврентьевской летописи, Первой Новгородской летописи и Ипатьевской летописи.

Как преподобный Нестор Летописец стал «отцом» для русской филологической науки

Во второй половине XI – начале XII века в Киево-Печерской лавре жил монах по имени Нестор. Он был составителем и редактором нескольких летописных статей, посвященных родной обители. В «Повести временных лет» есть рассказ об основании обители, жизни первых иноков при преподобных Антонии и Феодосии, сообщение о смерти первых двух основателей монастыря, об открытии мощей преподобного Феодосия и его канонизации.

В это же время на свет появляется шедевр древнерусской агиографии «Житие Феодосия Печерского». Ее автор – тоже насельник обители по имени Нестор, который также написал одну из версий жития первых прославленных русских святых – святых страстотерпцев Бориса и Глеба – детей князя Владимира, который крестил Русь.

Вот из спора о том, сколько было Несторов в Киево-Печерской лавре во многом и родилась русская филология. С середины XVIII века «несторовский вопрос» волнует умы ученых не менее сильно, чем гомеровский.

Получался настоящий детектив. В одном месте в одно время собрались два литературных таланта с одним именем. Они творили примерно в одно время (разница составляет не больше 30 лет с 1088 года по 1118), разбирались в византийских житиях и подробно описывали жизнь иноков.

Окончательное решение этой загадки, кстати, до сих пор не найдено.

Вся интрига строится на разных и плохо согласующихся между собой данных. Нестор-летописец говорит о том, что лично знал преподобного Феодосия, а автор жития рассказывает, что пришел в монастырь вскоре после смерти святого.

Летописец не забывает рассказать, что монахи отвергли игумена, на которого перед смертью указал преподобный Феодосий, а агиограф просто опускает этот момент. Наконец, в летописи рассказывается об обретении мощей святого и его канонизации, а автор жития ничего не говорит про эти события.

Добавим к этому, что в природе не существует «авторского текста» «Повести временных лет». То, что дошло до нас, – это огромный сборник, который неоднократно изменялся, подчищался и редактировался в зависимости от поставленных перед средневековым хронистом задач.

В начале ХХ века академик Алексей Шахматов попытался восстановить первоначальный текст «Повести временных лет». В ходе грандиозного исследования он доказал, что первоначальная русская летопись писалась в течение нескольких столетий множеством людей, причем Нестор-летописец был всего лишь одним из ее редакторов.

Впрочем, открытия начала ХХ века не ответили на главный вопрос – сколько же Несторов одновременно жило в Киево-Печерском монастыре?

Даже в наши дни идут споры об авторстве того или иного произведения. Ученые сравнивают рукописи и разные издания, в Средние же века эту загадку решить было невозможно.

О том, что Нестор написал житие Феодосия Печерского, мы узнаем только из вступления и заключения к памятнику, где он называет себя по имени. Точно такая же ситуация и с летописью – автор статей, посвященных обители немного рассказывает о себе. И все.

В Древней Руси за редчайшим исключением важен был не писательский стиль, а литературный жанр. Летописные записи были похожи друг на друга. Герои житий святых, с «физиономиями вместо лиц» по выражению Василия Ключевского, за редчайшим исключением совершали одинаковые подвиги в типичных ситуациях: детьми отказывались от игр, первыми приходили в храм и последними из него уходили, много постились и молились, строили монастыри, мирили князей, заботились о людях.

Так что исследователям оставалось лишь сопоставлять факты и строить гипотезы.

Согласно первой, Нестор-летописец написал житие преподобного Феодосия очень поздно, после 1118 года, когда его читатели прекрасно знали о том, что святой был прославлен, а мощи обретены. Он не стал говорить о конфликтах в монастыре потому, что раньше описал это в летописи. Он слегка путал факты и забывал о том, что происходило в обители при жизни ее основателей потому, что это уже были «дела давно минувших дней, преданья старины глубокой».

Вторая версия выглядит так. В Киево-Печерском монастыре жили два разных Нестора. Один написал житие Феодосия Печерского до 1088 года, а потому не мог рассказать ни об открытии мощей святого, ни о его канонизации. Все это случилось позже.

Нестор же летописец действительно редактировал статьи, связанные с Киево-Печерским монастырем, и в его текста отразилась борьба между русскими и греками за умы молодой Киевской Церкви.

Так или иначе, но 9 ноября Православная Церковь вспоминает не только о самом известном древнерусском авторе, но и о человеке, который невольно стал отцом для русской филологической науки.

По материалам журнала «Фома»