[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Три пути богословия соединены в богослужении Святой Православной Церкви: знание о Боге, выраженное через таинства и учение Церкви, православная иконопись и, наконец, церковное песнопение. О «богословии в звуке», о том, как влияет оно на души людей – речь в нашем материале.
Сентябрьское утро. Литургия закончилась, и под сводами Свято-Петро-Павловского кафедрального собора воцарилась тишина. Ушли последние прихожане. И только на клиросе слышны тихие голоса – это исполнители первой группы собора во главе с регентом Натальей Пекарчук делятся впечатлениями о том, как прошла служба, обсуждают уровень исполнения церковного песнопения.
С некоторыми членами творческого коллектива, как, к примеру, Натальей Пекарчук или Дмитрием Роговым, я знаком не первый месяц. А вот раньше ни разу не расспрашивал о месте церковного песнопения в их жизни. Сегодня такая возможность, наконец, представилась. Тем более группа собралась почти в полном составе.
Первый вопрос – о приобщении к церковному песнопению, принятии решения петь на клиросе.
…роль церковного песнопения трудно переоценить. Часто люди приходят в церковь, чтобы покаяться, снять камень с души. И церковное песнопение помогает им обрести покой в душе, умиротворяет, умащивает духовным елеем.
Говорит регент группы Наталья Перкарчук:
— Любовь к пению у меня проявилась еще в раннем детстве. Когда исполнилось шесть лет, мама привела в музыкальную школу. Там прослушали и сказали маме, что у ребенка есть способности, надо развивать голос и слух. Вначале выступала на разных утренниках. Потом мама привела в церковь. Жили мы тогда в городе Антраците. Ходили в Свято-Покровский храм, где на меня обратил внимание настоятель отец Георгий Акименко. Он сказал, что хорошо бы создать при воскресной школе детский хор. Эта идея нам всем очень понравилась. Учителем у нас была раба Божия Татьяна. Собственно говоря, под ее чутким руководством я и приобщилась к церковному пению. Многое мне дали паломнические поездки в монастыри. Особенно запомнилось посещение Девеевской обители. Мы привезли оттуда кассеты, ноты и это было настоящее чудо. Когда в мир иной отошла Татьяна, ее место заняла другая Татьяна – она была музыкальным работником. Очень активная, энергичная. Мы разучивали разные произведения, работали над репертуаром. Иногда я ее заменяла, старалась вникать в детали, запоминать особенности службы. Мне все это нравилось. Поэтому не случайно я связала свою судьбу с церковным песнопением. Шло время. Я вышла замуж, переехала в Луганск. Владыка Иоанникий благословил меня петь на клиросе в Свято-Петро-Павловском соборе. По выходу из декрета в моей жизни открылась новая страничка – встал вопрос о создании церковного хора, который бы пел по будням. Это было в октябре прошлого года. Мы стали подбирать людей, которые бы любили петь, имели музыкальное образование и что очень важно – были бы людьми воцерковленными. Искали – и наши старания увенчались успехом: подобрался прекрасный коллектив, в котором сегодня шесть человек. Самая старшая и самая опытная – Елена Ивановна Мушкаева, она преподаватель музыки, поет альтом, иногда тенором. Любовь Вячеславовна Почтовая также имеет музыкальное образование, поет вторым сопрано. Евгений Павлович Ковальчук – профессиональный музыкант, играет на ударных инструментах, поет баритоном. Дмитрий Викторович Рогов ведет басовую партию. Профессионально занимается музыкой Александр Николаевич Воробейчиков. Участники хора – все профессионалы, музыкально образованные, поют с большим мастерством и желанием.
В разговор вступает Елена Мушкаева:
— В хор я пришла в феврале 2012 года. До этого пела в Александровске, в Свято-Вознесенском храме. Было время, когда, работая в музыкальной школе, я была очень далека от церковного песнопения. Большое влияние на меня оказала регент Свято-Вознесенского собора в г. Александровске Алла Грантовна Дядус. Она воспитала уже несколько поколений исполнителей церковных песен. И меня она приобщила к вере, а потом и к церковному песнопению. Что я могу сказать о нашей группе? Коллектив молодой. Но с большим творческим потенциалом. Очень отрадно, что у нас такой замечательный руководитель – Наталья Пекарчук. Она хорошо знает область духовной музыки, задает тон, постоянно находится в творческом поиске.
…что для меня означает церковное пение? Это особое состояние души. Ты ведь не только поешь, ты одновременно молишься. И это возвышает душу.
О своем пути в храм, приобщении к церковному пению рассказывает Любовь Почтовая:
— Мой дедушка был священником, и по моей просьбе привел в храм. Я попросилась петь в церковном хоре. Просьбу мою выполнили. После школы я поступила в училище культуры на дирижерское отделение. По окончании пела в храме. Выйдя замуж, уехала в Ростов-на-Дону, где пела в храме в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Через какое-то время вернулась в Луганск и пришла в Свято-Петро-Павловский собор. Господь сподобил меня познакомиться с матушкой Констанцией (после принятия схимы схимонахиней Кронидой), которая пела на клиросе. Это был человек с огромным сердцем, наполненным христианской любовью. Матушка просила, чтобы я утром и вечером посещала храм и пела на клиросе. Она отошла ко Господу, но память о ней живет в моем сердце. Впоследствии я познакомилась с матушкой Натальей Пекарчук, которая пригласила в свою группу. Это произошло в ноябре прошлого года. Добавлю, что роль церковного песнопения трудно переоценить. Часто люди приходят в церковь, чтобы покаяться, снять камень с души. И церковное песнопение помогает им обрести покой в душе, умиротворяет, умащивает духовным елеем.
Говорит Наталья Пекарчук:
— Это правда. Когда я пою, я как будто заново рождаюсь…
Слово — Дмитрию Рогову:
-Мне плохо, когда я не пою. Но до конца я осознал это, когда стал петь на клиросе. Воцерковлялся я на хуторе Можаевка. Переехав в Луганск, много лет пел в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление». Господь сподобил познакомиться с протодиаконом Геннадием Пекарчуком. Он сказал, что в церковном хоре Свято-Петро-Павловского собора есть вакантное место. Батюшка представил меня матушке Наталье. Она прослушала и ей понравилось. Хотите знать, что для меня означает церковное пение? Это особое состояние души. Ты ведь не только поешь, ты одновременно молишься. И это возвышает душу.
…что с Божьей помощью мы будем продолжать трудиться на поприще хорового пения, — говорит регент Наталья Пекарчук, — имея ввиду главную его цель – донести до слуха молящегося человека, а главное его сердца суть молитвословия, возбудить в нем подлинное религиозное чувство, то есть помочь ему максимально раскрыться для восприятия Бога.
Евгений Ковальчук не смог принять участия в нашей беседе – находился в творческой командировке. Свой отклик он оставил на смартфоне руководителя хора:
«С детства я посещал храм и мне очень нравилось церковное пение. Потихоньку я и сам стал петь на клиросе. Из всего, что в моей жизни было лучшего – церковное пение стоит на первом месте. Я считаю, что для музыканта петь в церковном хоре – самая высокая награда».
– Надеюсь, что с Божьей помощью мы будем продолжать трудиться на поприще хорового пения, — говорит регент Наталья Пекарчук, — имея ввиду главную его цель – донести до слуха молящегося человека, а главное его сердца суть молитвословия, возбудить в нем подлинное религиозное чувство, то есть помочь ему максимально раскрыться для восприятия Бога. И когда после окончания богослужения к нам подходят люди и со слезами на глазах благодарят за слаженное и мелодичное песнопение, мы считаем что хорошо потрудились во славу Божью и наше песнопение тронуло сердца верующих.
Церковь – тело Христово на земле. Поэтому церковное песнопение есть земной отзвук ангельского пения. Оно наполняет душу восторгом, возвышает над всем земным, примиряет с собой и ближними, облегчает скорби, располагает людей к взаимной любви и единомыслию, помогает молящимся деятельно участвовать в соборной молитве.
От редакции
Итак, как же влияет церковное песнопение на души людей? В чем его главное назначение?
С самых первых веков жизни Святой Православной Церкви вся служба была облечена в церковную музыку. Святые отцы понимали, как всю силу музыки и ее очарование, которое производит она на душу человека, так и необходимость человека выразить свои чувства в молитве с Богом посредством музыки. Ангелы поют осанна в вышних Господу. Церковь – тело Христово на земле. Поэтому церковное песнопение есть земной отзвук ангельского пения. Оно наполняет душу восторгом, возвышает над всем земным, примиряет с собой и ближними, облегчает скорби, располагает людей к взаимной любви и единомыслию, помогает молящимся деятельно участвовать в соборной молитве. Афанасий Великий пишет, что «… исполнение псалмов с мелодией есть доказательство гармонии душевных помыслов, а мелодичное чтение есть признак упорядоченности и мирного состояния разума…». А святой Григорий Нисский говорит: «Весь мир –это музыкальная гармония, Творцом и Создателем которой является Бог. Точно также и человек по своей природе является малым миром, в котором отражается вся музыкальная гармония вселенной». А по словам Василия Великого, введение музыки в церковные службы это не просто художественное вмешательство талантливых музыкантов, облекающих церковные гимны в мелодии, но дело Духа Святого, «… который наставляет Церковь на всякую истину…».