[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Часто ли мы задумываемся над тем, в каком благодатном крае мы живем? Пожалуй, не так уж и часто. Сложности жизни, повседневные заботы уводят нас от осознания, что, где бы мы ни появились на свет, именно эта земля на всю жизнь останется для нас самой родной, а мы – ее частички, продолжатели тех событий, которые происходили до нас, хранители той истории, которой славится земля Луганская. Удивителен тот факт, что, начав свое развитие как мощный индустриальный регион, Луганщина подарила миру имена, которые оставили свой яркий след в культуре, науке, искусстве.
Среди наших земляков – великие лексикографы Владимир Даль и Борис Гринченко. Один из местных любителей театра – И. А. Боголюбов – стал впоследствии актером МХАТа. В театрах Петрограда и Москвы работал другой выходец из Луганска – А. М. Дорошенко (настоящая фамилия – Дорошевич), начинавший свои выступления в гастролировавших в нашем городе театральных труппах М. Крапивницкого, М. Старицкого и Г. Деркача.
В 1893 г. в Луганске начал действовать театр владельца пекарни купца Блинова. В городе был создан горно-коммерческий клуб, на сцене которого шли оперетты «Веселая вдова», «Граф Люксембург», «Жрица»… В Луганске на гастролях бывали талантливейшие артисты своего времени, в том числе и всемирно известная актриса Мария Александровна Калина. Они поставили «Наталку-Полтавку» И. Котляревского. Приезжал сюда и широко известный в то время трагик М.Т. Иванов-Козельский. С его участием жители города увидели «Гамлета» и «Короля Лира» Шекспира, «Коварство и любовь» Шиллера.
Наш угольный край, обладающий несравненной красотой и редкими явлениями природы, горными предприятиями, привлекал многих деятелей искусства, художников и писателей. Антон Павлович Чехов полюбившиеся ему места Нагольного кряжа называл «Донской Швейцарией». Позже он писал: «Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку». С нашим краем связана жизнь известного русского писателя В. М. Гаршина и украинского поэта Н. Ф. Чернявского. В. М. Гаршин много лет жил в г. Старобельске. События того периода нашли отражение в его очерке «Подлинная история N-ского земского собрания» и рассказе «Медведи». На Луганщине прошли и детские годы Николая Федоровича Чернявского, родившегося в 1868 г. в Бахмутском уезде. В своей автобиографии он писал: «… На четвертому році мого життя батька наставлено на священника, і сім’я наша переселилась в Слав’яносербський повіт, в село Новобожедарівку, що стоїть на річці Донці, на границі з Донщиною. Тут я зріс, і тут склалась душа моя, і се село, і придонецький край я почитаю справжньою моєю вітчизною».
Начинал учебу Николай Чернявский в станице Митякинской, на противоположном берегу Донца, в церковной школе, а затем учился в Луганске, в частной школе Ф. Подобы. В одиннадцатилетнем возрасте его отдали в Бахмутскую духовную школу, после которой он обучался в Екатеринославской духовной семинарии. По окончании семинарии Чернявский получил назначение в Бахмутску школу, в которой недавно учился сам. Здесь он преподавал пение и музыку. Пополняя свои знания путем самообразования, готовит первый сборник стихов «Пісні кохання», который издает в Харькове в 1895 году. А уже через три года выходит второй сборник поэта – «Донецькі сонети» (1898). Издан он был в Бахмуте и стал едва ли не первой художественной книжкой, напечатанной в Донбассе. Чернявский был первым шахтерским поэтом, отразившим в своем творчестве тяжелый и опасный труд горняков. В стихотворении «В Донецькім краї» он писал:
Ревуть гудки. Дими стовпами
Повзуть за вітром по степу.
А там під степом, у склепу
Шахтар зомлілими руками
Б’є камінь, вугілля добува,
У землю вік свій зарива.
Собственно, с этого времени начинает развиваться литературная жизнь в шахтерском крае. В Бахмуте Николай Чернявский издал несколько сборников произведений Пантелеймона Кулиша, а также сборник воспоминаний о величайшем украинском писателе «Искренние слезы над могилой П. О. Кулиша». Николай Чернявский известен и как прозаик. Его остропсихологические рассказы и повести не потеряли актуальности и в наше время. Широко известны и его переводы Пушкина, Лермонтова, Надсона, Фета, Гейне и других поэтов-классиков на украинский язык. Его перу принадлежит также перевод выдающегося древнерусского литературного памятника «Слово о полку Игореве». В своей жизни и деятельности ему не раз приходилось общаться и сотрудничать с такими выдающимися деятелями украинской литературы, как Михаил Коцюбинский и Борис Гринченко.
После двенадцатилетнего учительства он в 1901 году переезжает в Чернигов на должность земского статиста. Именно здесь он и познакомился с выдающимся украинским писателем Михаилом Коцюбинским, который оказал значительное благотворное влияние на становление художественного мастерства писателя. В Чернигове Чернявский познакомился также с Борисом Гринченко, о котором впоследствии написал очерк «Кедр Ливана». Изменение обстоятельств жизни, новые впечатления имели позитивное влияние на писателя. Чтобы лучше познать тайны литературного процесса, Чернявский изучает его на примерах жизни талантливых мастеров. Он обнаружил себя художником широких тематических и жанровых вкусов: писал стихотворения, рассказы, очерки, переводил с иностранных языков. Имея «мягкий нрав, с наклоном мечтательности» (С. Ефремов), поэт часто обращался к образам и картинам природы родного Донбаса, истории Украины, считая свое творчество «песней мести» за народную несправедливость. Предостерегал народ от революционной жестокости, которая может принести муки и невинные кровопролития.
Черниговский период жизни и творчества духовно обогатил поэта. Родные степные просторы звали Николая Федоровича домой, но обстоятельства сложились так, что писатель связал свою жизнь с Херсоном. Здесь в начале XX ст. действовала мощная общественная организация украинской интеллигенции, велась широкая культурно-просветительская работа. На Херсонщине писатель учительствовал, руководил просветительством, продолжал писать. В конце 1920-х годов в харьковском издательстве «РУХ» вышли десять томов его избранных произведений. Ведущим мотивом в стихотворениях послереволюционного периода зазвучало пессимистическое настроение поэта, который не смог примириться с подавлением национального возрождения, искусственным голодомором в украинских селах в начале 1930-х годов. Такие настроения вызывали подозрение у соответствующих государственных органов. В первый раз поэт был арестован по подозрениям, которые не подтвердились, в 1929 году. В 1933 году Николая Федоровича арестовали во второй раз. Но и в этот раз его вскоре освободили. Арест 14 октября 1937 года стал для писателя последним. На этот раз он был обвинен во многих преступлениях против советской власти. Писатель не признал никаких обвинений. Но для фальшивого следствия это не имело значения. 27 ноября 1937 года тройка НКВД по Николаевской области приняла постановление: «Чернявского Николая Федоровича расстрелять». Осуществлен кровавый приговор был в Херсоне 19 января 1938 года. Николай Федорович Чернявский был реабилитирован в 1956 году, а в 1966 году в Киеве было издано двухтомное собрание произведений писателя. В 1987 году на родине поэта-земляка в общеобразовательной школе села Святогоровка Добропольского района был открыт музей писателя. Подобная же комната-музей в 1990-х годах была оборудована и на территории Артемовского краеведческого музея, где представлен «бахмутский» период творчества писателя. Благодаря материалам, собранным в этих небольших музеях, был создан фильм «Возвращение в степи донецкие», который рассказывает о нелегкой судьбе и жизненных поисках Михаила Федоровича Чернявского.
Корреспондент «Православной Луганщины»
Виктория ЛЕНСКАЯ