[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Один из поэтов прошлого столетия, говоря о силе слова, написал такие строки: «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести…». В начале было Слово – гласит  первая строка книги Нового Завета Евангелия от Иоанна, подтверждая, что сила слова неизмеримо велика для каждого из нас. Слово – это тот инструмент, через который в нас вливается знание, а значит – просвещение, в том числе и духовное.

    Борис Гринченко – выдающийся поэт, прозаик, драматург, переводчик, литературный критик, языковед, фольклорист и этнограф, педагог, публицист, организатор издательского дела, библиограф, общественный деятель. Его жизненная и творческая судьба – это трудный путь украинского интеллигента, путь  неутомимой творческой и просветительской деятельности. И хотя родился Гринченко в Сумской области, именно с Луганщиной связаны его самые плодотворные годы работы как педагога и просветителя, годы его творческого и профессионального становления.

Борис Дмитриевич Гринченко родился 9 декабря в 1863 г. на хуторе Ольховый Овраг на Харьковщине (теперь Сумская область)  в семье отставного офицера из обеднелых дворян. Семья владела 19 десятинами земли, преимущественно леса, и водяной мельницей. Грамоте мальчик научился в семье и достаточно рано – перечел все, что было в родительской библиотеке. А под впечатлением  прочитанного начал писать собственные стихотворения.
Однажды тринадцатилетний Борис в отцовском сундуке случайно нашел «Кобзарь». Поэзия Тараса Шевченко произвела не юного Гринченко огромное впечатление. Этот сильный эмоциональный импульс родил в нем огромное уважение к украинскому народу, его традициям, культуре, языку. Он, воспитывавшийся в русскоязычной семье, на лучших примерах русской литературы,  начал писать на украинском языке. Интересен факт, что бабушка отца  приходилась двоюродной сестрой Квитке-Основьяненко. В имении семьи Гринченко часто собирались просвещенные люди, гостил здесь известный баснописец Петр Гулак-Артемовский. На протяжении 1874-1879 годов мальчик учился в Харьковской реальной школе. Это престижное в то время учебное заведение давало основательные знания и открывало перспективу для обучения в университете, однако из пятого класса Бориса исключили, потому что в его портфеле была найдена запрещенная брошюра «О богатстве и бедности». Харьковский губернатор сделал все для того, чтобы заставить отца возненавидеть сына: он упрекал Дмитрия Гринченко, что сын дворянина распространяет  крамолу в обществе. Отец, который очень гордился своим благородным происхождением, приходил к заключенному сыну и требовал от него назвать имена «соучастников», бил его, не давал воды, переводил в наиболее плохие камеры, а в сильные морозы приказывал делать в них сквозняки. Вследствие таких пыток и нечеловеческих условий пребывания в тюрьме Гринченко заболел  туберкулезом. После двухмесячного заключения и года ссылки Борис Гринченко возвратился в Харьков в поисках работы. В неописуемо трудных материальных условиях, заработанных репетиторством, он старался как-то существовать, еще и настойчиво работать над собой, готовясь к экстернату в Харьковском университете на народного учителя.
В 1881 г. он успешно составил экзамен. А бедность и навалившиеся жизненные трудности перенес мужественно, заглушая их самообразованием, книгами и поэзией. Он упрямо совершенствовал  свои знания из истории родного края, языка и культуры. Получив право работать в школе, Гринченко стремился свои знания использовать на образовательной ниве по образцам народной педагогики и мировой науки о воспитании. В эти годы Борис Дмитриевич не только занимался практической педагогической деятельностью, он создал для детей книгу для чтения «От снега к снегу», защищая идею обучения детей на родном украинском языке. Он никогда не был националистом, ему пришлось жить в то время, когда украинский язык любыми средствами попросту уничтожался. Этот факт он расценивал как дикое варварство, поскольку нет языка – нет и народа. А пока народ жив, имеет право говорить на родном языке. По сути, он через всю свою жизнь пронес идею торжества элементарной справедливости, права каждого человека на самоопределение.

Однажды на учительских курсах в Змиеве, что на Харьковщине, он выступил с пылкой речью, которая взята за основу статьи «Какая нам нужна школа». На этих змиевских курсах Гринченко познакомился с молодой учительницей Марией Николаевной Гладилиной. Эта встреча в его жизни была, наверное, наисветлейшей. Искренние задушевные разговоры, общие интересы, переписка сблизили молодых людей так, что они называли друг друга только по-родственному: «сестра Маруся», «брат Борис». Мария Николаевна оказала Борису Гринченко ту поддержку, которой ему так не хватало. Писателю, одинокому в то время, трудно было переносить виденное и пережитое, а единомышленников, искренних и верных, не встречалось. И только с Марией Николаевной таяло его одиночество. Они были единомышленниками и однолетками. Он пылко и искренне влюбился в эту умную, добрую и откровенную девушку.
В начале 1884 г. Борис вступает в брак с Марией, которая стала ему верным другом и соратником во всех делах, а со временем – писательницей и переводчиком, известной под псевдонимом Мария Загирня.

С 1881 г. Б. Гринченко объединяет педагогическую деятельность с писательским творчеством. Под собственной фамилией и под разными псевдонимами (Иван Перекати-Поле, Василий Чайченко, Б. Вильхивский) он систематически печатается в периодических изданиях. В 1880-х — в начале 1890-х годов выходят его поэтические сборники «Песни Василия Чайченко», «Под сельской крышей», «Под облачным небом», «Песни и думы», «Минуты». Занимался художественным творчеством только вечером после работы.

В 1887 г. молодая чета Гринченко переезжает в с. Алексеевку на Луганщине, где была открыта народная школа. Сначала крестьяне с подозрением и недоверием присматривались к новому учителю, непохожему на тех, которые уже побывали в их селе. Сначала их наиболее удивляло, что учитель и учительница, которые приехали к ним, разговаривают «по-мужицкому». Но медленно ученики и их родители начали понимать и уже не расспрашивали, почему он, господин, разговаривает так же, как и они. Родное слово воцарилось среди учеников и родителей.

За короткое время эта школа стала наилучшей в уезде. Здесь Гринченко проявил себя как учитель-новатор, опыт которого и до наших дней не потерял своей актуальности.

Им написано почти двести художественных произведений. В это время Гринченко, учитывая его педагогические достижения, предложили вступить в Западноевропейскую лигу учителей. Борис Дмитриевич согласился, но если будет представлять в ней не Россию, а Украину. После такого заявления его кандидатура была отклонена. В 1894 г. Б. Гринченко переехал в Чернигов, здесь он начал работать в губернском земстве, занимался упорядочением музея украинских древностей. Организовал издание дешевых книг для народа на украинском языке – «О громе и молнии», «Большая пустыня Сахара», «Жанна Д’арк», жизнеописания украинских писателей-классиков – И. Котляревского, Е. Гребенки, Квитки-Основьяненко. Эти книги, которые сеяли среди простых людей просвещение, издавались многотысячными тиражами.

В 1902 Гринченко приступает к главному труду своей жизни: редакция «Киевской старины» решила издать толковый словарь украинского языка, редактором и составителем которого решено было пригласить слобожанского просветителя. В словарь вошли 68 тысяч украинских слов, кстати, за основу его были взяты наработки по сбору «малороссийских диалектов», предпринятые Далем в его «Толковом словаре». Издан словарь был в 1907-1909 в четырех томах, за этот труд Российская академия наук присвоила Борису Гринченко 2-ю премию имени Костомарова.

В 1906-1909г.г. Борис Гринченко создал и затем руководил киевским отделением общества «Просвита» имени Тараса Шевченко.

    Нелегкую жизнь, материальные недостатки, болезни Мария и Борис Гринченко всегда переносили стойко, поддерживая друг друга. Но в их жизни произошло событие, которое окончательно подорвало здоровье Бориса Дмитриевича – умерла их единственная дочь, а вскоре и ее малолетний сын, их внук. Гринченко начал  болеть и 6 мая в 1910 г. его не стало. Очень многие люди выражали свою скорбь по поводу потери писателя, широко отозвалась украинская и русская пресса. Статьи, посвященные Борису Гринченко, появились в целом ряде зарубежных изданий – в Италии, Франции, США. Австралии, Бразилии. А в селе Алексеевка Луганской области был создан музей Бориса Гринченко – единственный в Украине.

Виктория Ленская