[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Почитай отца твоего и мать твою, [чтобы тебе было хорошо и] чтобы продлились дни твои на земле, — гласит пятая заповедь Закона Божия (Исх. 20, 12), а Евангелие словами апостола добавляет: Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. (Еф.6:2-4)

Вывод из слов этих прост и очевиден: хочешь жить долго – почитай родственников и прежде всего родителей. Всегда чти их. И когда они рядом, и когда отошли в мир иной. Ведь для Бога — «все живы».

Кажется все понятно и вполне выполнимо. На самом же деле, далеко не так.

Практически нет  такой исповеди, когда священник не выслушивает сетований родителей на детей своих.
Детки жалуются реже. Или вообще не жалуются. Даже за грех не считают очередную пикировку, вопли: «Мама, ты ничего не понимаешь»; хлопанье дверью и бурчание в соседней комнате, с известным набором слов, типа: «Когда же вы не будете меня воспитывать».
Я у исповедального аналоя  частенько спрашиваю:
— С родителями конфликты были?
Далее удивленный взгляд и, в большинстве случаев, безразличное:
— Конечно, были.
На мое рассуждение (внушать – не приведи Господь!), что родители всегда правы, даже когда не правы, лишь унылое лицо: «опять начинается» и вздохи «и тут учат».

Всем понятно, что конфликт «отцы и дети» не имеет привязки ко времени, он постоянен и новыми поколениями не преодолевается, сколько нравственных книжек не пиши и слезоточивых проповедей не говори.
Но не все так печально. Есть выход.
Это почитание предков. Всех тех, без которых тебя бы не было.

Скажите кто из Вас, читающих эти строки, может сразу четко назвать имена своих прапрабабушек и таких же дедушек? У кого из Вас дома, на видном месте, висит их портрет? Когда Вы последний раз о них молились? Боюсь, что ответы будут неутешительными.

Поэтому жаловаться на конфликт с молодым поколением не надо. Вы сами его создали.
Там, где помнят прародителей и где обязателен портрет своего пра-пра-предка, (на который непременно укажет пальчиком ваш внук и спросит: «Деда, это кто?») конфликтов между поколениями меньше. Если же к этому добавить регулярную молитву о бабушке с дедушкой, живым – о здравии, а ушедшим – за упокой, то все негоразды определяющиеся  разницей лет и жизненного опыта, будут не катастрофой с бранью, а всего лишь непониманием, при котором легче уступить и простить.
Да и родителям, прежде чем бурчать лишний раз, не следует забывать слова апостольские: Не дети должны собирать имение для родителей, но родители для детей. (2Кор.12:14).

Когда «имения» добра, памяти и уважения соберете, а также преумножать таланты научите, они, детишки наши, тоже ваш портрет на стеночку определят и правнукам покажут.
Тогда и не будет этого смешного, но по сути злого юмора:
— Почему внуков любят больше, чем детей?
— Потому что они отомстят нашим детям.

Во времена нынешние, возрождается неплохая, на мой взгляд, забытая традиция – составления генеалогического древа своего рода. Вот только цели составления перечня собственных предков часто далеки от нравственности христианской.  В забытых и найденных родственниках ищут не человека, не просто личность, которая была и жила, а знаменитости и неординарности. Составляется своего рода пантеон, где на главном месте богатство, слава и известность.  Но ведь знаменитости рода нашего не имели бы места на земле без тех, кто дал им жизнь! Почему же забываются они?

И еще на одну, столь частую ныне, особенность отношения между старшим и младшим поколением хочется обратить внимание. Мы забываем, что любое слово, сказанное нами в гневе и раздражении, имеет и сакральное свойство, то есть это не только звук, но и действие, реальное и неотвратимое.

Евангелие говорит: злословящий отца или мать смертью да умрет (Мф. 15, 4). И можно привести массу таких примеров, когда родительское благословение низводит благодать и попечение Божие  на души своих детей, и наоборот — проклятие подвергает ужасным страданиям и мучениям. Блаженный Августин, епископ Иппонийский, рассказывает один случай. Некогда в одном из городов его епархии такому проклятию подверглось целое семейство. Старушка-мать, родившая девятерых сыновей, была сильно огорчена своим старшим сыном, который не только устно ее оскорбил, но и дерзнул ударить. Оскорбленная и огорченная таким поступком старшего сына мать винила и прочих своих сыновей: почему они не удержали его и не помогли, не защитили? В порыве этого негодования и гнева она всех их, без разбора, прокляла. И суд Божий, суд неизбежный, совершился. Старший сын в тот же день был поражен параличом. Руки его, а затем и все члены тела стали дрожать. Он пришел в полное изнеможение, не мог даже ходить. Такая же участь постигла и всех остальных сыновей в течение одного только года. Так что они, не вынося стыда, не терпя позора от своих сограждан, ушли из этого города и где-то скитались по всей Римской империи. Вот наглядный и очевидный пример, как в скорости cуд Божий совершается над дерзкими непочтительными детьми. Этот пример убеждает нас еще и в том, что грешат и матери, которые дерзают произносить столь безрассудные проклятия на своих детей. И вдвойне грешат дети, которые вынуждают своих родителей на такие крайние поступки — проклятия.

Сокрушаемся мы сегодня о скоротечности дней и малости лет отведенных для этой земной жизни и постоянно ищем причину, почему статистика смертей все молодеет. Объяснений находим – великое множество. Здесь и экология, и наследственность, и политическая неопределенность, и стрессовые ситуации и т.д. Одной только, главной причины не замечаем: живем мало потому, что коротка память о наших предках, не чтим мы родителей своих и попускаем зло на детей и родителей в собственное сердце.

Так что услышав об очередной «ранней» смерти не надобно искать врагов в врачах, обществе и Чернобыле. В ином ее источник. В нарушении пятой заповеди Божией.

Протоиерей Александр Авдюгин