[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]

Интервью с клириками 2-го Луганского городского благочиннического округа

 Становится доброй традицией встречаться в Свято-Петропавловском кафедральном соборе с духовенством того или иного благочиния, чтобы после молебна у Луганской иконы Божией Матери обстоятельно поговорить о жизни приходов. 


Свято-Казанский храм, г. Луганск

Второй Луганский городской благочиннический округ возглавляет настоятель Свято-Казанского храма г. Луганска архимандрит Тихон (Ильгов). Он любезно согласился ответить на вопросы корреспондента газеты «Православная Луганщина».

 – Отец Тихон, ваш приход отличился, как никакой другой. На огороженной территории, где находится фундамент разрушенного большевиками старинного Свято-Казанского храма вдруг за полтора года вырос грандиозный Божий терем в русском стиле. Дух захватывает от такой красоты! Причём, в такое сложное время это происходит. Расскажите луганчанам быль-сказку про то, как появился этот Божий терем на свет. Насколько было известно, вы собирались что-то строить на том месте, где стоит вагончик, приспособленный под храм?

– С того момента, как меня правящий архиерей благословил стать настоятелем Свято-Казанского прихода города Луганска, естественно, мы начали заниматься в приходе подготовкой документации, изыскивать возможности. Изначально было принято решение сделать проект на административный корпус с храмом внутри на том месте, где находится временное помещение Свято-Казанского храма, в котором мы до сегодняшнего дня совершаем служение.

Мы уже залили фундамент под строительство всего этого комплекса, но пришла война в 2014 году…

Проект был разработан в 2012 году, сначала эскизный, потом и цельный проект. Это 4-хэтажное здание с мансардным этажом. Там был спроектирован и вмещён храм, который должен был стать крестильной и храмом, где можно совершать службы, необходимые для функционирования прихода. Были спроектированы также трапезная, библиотека, помещение для воскресной школы, для кружков по рукоделию. Всё это в проекте есть, и мы начали воплощать эту идею в жизнь в 2013 году.

Мы уже залили фундамент под строительство всего этого комплекса, но пришла война в 2014 году на нашу землю и, естественно, есть такое выражение «деньги любят тишину», бизнес отсюда ушёл и те люди, которые давали обещание, их планы сразу же изменились, и кроме фундамента мы построить ничего не смогли. Воплощение проекта отложилось до лучших времён.

Все знают, что военный период был очень трудный, люди выживали здесь, как могли. Наш приход переключился на более гуманитарную линию, потому что она была больше востребована. Благодаря русским епархиям, верующим людям, мы помогали выживать населению как могли, оказывая помощь продуктами и предметами первой необходимости.

К сожалению война расставила свои приоритеты и наш приходской духовно-просветительский журнал для детей «Серебряный звоночек», который вышел на такой уровень, что был рекомендован нашим информационным синодальным отделом УПЦ для распространения на всей территории Украины перестал издаваться. Из-за военных действий у нас ушёл почти весь рынок сбыта, разъехалась вся наша творческая группа – костяк всего нашего творческого и печатного дела, и наш приход прекратил выпуск и этого журнала, и церковно-приходской газеты «Догматик». Это следствие корректив, которые внесла война.

Но жизнь не стоит на месте, и встал вопрос о том, что всё-равно необходимо дальше продолжать развивать наш приход. С Божьей помощью появился человек, который изъявил желание заниматься строительством храма. Была озвучена сумма, которую он может пожертвовать на возведение храма. И я, как настоятель, стал рассчитывать какой проект и какое строительство мы можем осуществить. Выбор пал на деревянный сруб. Это российская фирма, как проектировочная, так и строительная. Мы с ними связались и в итоге было принято решение о согласовании. Сначала было принято эскизное решение, а затем был сделан проект того храма, который мы теперь уже можем видеть.

Мы будем совершать праздничные богослужения в честь Казанской иконы Божией Матери в деревянном храме до тех пор, пока на историческом месте не восстановим пятикупольный Свято-Казанский собор.

Приехали российские строители, бригада, и возвели этот деревянный храм в течении полутора лет. Материалы российские, оттуда завезены были. Храм построен из оцилиндрованного бревна 22 см по всем технологиям, по всем законам строительства деревянных сооружений. Храм начал строиться в сентябре 2018 года. Рабочие закончили свою работу в конце 2019 года. Сейчас идут внутренние работы уже нашими силами.

 – Храм ещё не открыт?

– Храм ещё не открыт, потому что внутренние работы ещё продолжаются. Это: подключение электричества, подключение котлов, установка иконостаса, и другие работы по благоустройству внутренней части храма.

 – В честь какого святого возведён новый храм?

– Храм возведён в честь Владимирской иконы Божией Матери. Построен он в русской зодческой традиции. Это историческое место храма Казанской иконы Божией Матери. Там, где был отрыт фундамент старого храма, он там так и остался. Если найдутся спонсоры, мы на том месте воздвигнем храм такой, какой Свято-Казанский храм был раньше, до революции 1917 года. Свято-Владимирский деревянный храм находится дальше места под Свято-Казанский храм. Мы будем совершать праздничные богослужения в честь Казанской иконы Божией Матери в деревянном храме до тех пор, пока на историческом месте не восстановим пятикупольный Свято-Казанский собор. Но пока это всё планы, это задачи на будущее. На данном этапе у нас есть фундамент административного корпуса, который впоследствии, дай Бог, возведётся. А сейчас мы заканчиваем строительство деревянного сруба в честь Владимирской иконы Божией Матери.

 – Отец Тихон, расскажите о святынях Свято-Казанского прихода, которые находятся сейчас ещё во временном помещении, в приспособленном под храм вагончике.

– У нас есть особо почитаемая храмовая икона Божией Матери «Казанская» письма XVIII века. Она прибыла в храм ещё при покойном протоиерее Николае Сопельняке. Люди приходят, просят Божию Матерь о помощи. Получая просимое они от щедрот своего сердца приносят благодарность в виде украшений. Это не афишируется, мы их не просим, люди сами это делают. Также у нас в храме есть мощи двадцати святых Угодников. Стоят у нас в храме два мощевика. К ним люди подходят, прикладываются, молятся.

 – Луганчане любят Свято-Казанский храм, приезжают со всего города. А теперь будут ещё чаще посещать, чтобы отстоять службу в таком красивом Божием Тереме.

– Слава Богу, на данном этапе всё получается так, как планируется.

 – Расскажите ещё о вашем благочинническом округе в целом. Как обстоят дела в ваших приходах?

– В нашем благочинии находится всего 15 единиц приходов. Входят туда храмы, часовни, а также молитвенная комната при следственном изоляторе. Все храмы действующие, в часовне совершаются молебны.

– Разрушенных в 2014-м году среди них не было?

– Разрушенных полностью не было, но были повреждённые. Обстрелы, как вы знаете, накрывали весь город, и многие храмы были изрешечены осколками. Но это боль ни какого-то отдельного прихода или благочиния, это боль всего нашего народа и той территории, на которой мы живём. В нашем благочинии в 14-м году пострадал один клирик нашего благочиния. Это протоиерей Владимир Креслянский. Он получил осколок в живот, когда со службы возвращался домой. И он скончался. Это вот такая история нашего города. Об этом много писали в газетах. Остальные клирики все живы. Часть духовенства выехала из Луганска по разным причинам, но, как говорится, свято место пусто не бывает, пришли новые священники, новые настоятели, жизнь церковная продолжается, по мере своих сил священство трудится, и, отвечая на нужды верующего народа, выполняет свои непосредственные обязанности.

…самое драгоценное – это верующий народ.

В нашем благочинии на данном этапе строится 2 храма. Это на нашем приходе в честь Свято-Владимирской иконы Божией Матери и на приходе в честь святой Блаженной Ксении Петербургской. Там, на месте старого храма возводится новый, более обширный и величественный.

…храм Божий является надеждой на ту жизнь духовную, которая преподаётся в Таинствах Церкви.

То, что тенденция идёт к возрождению духовной жизни, это видно. Как и какой бы храм ни строился – это внешняя часть, но она видна прежде всего из-за духовного состояния. То есть, если бы Бог не благоволил по молитвам того народа, который собирается в определённых местах, то, наверное, этого всего бы и не было. Поэтому самое драгоценное – это верующий народ. Пользуясь случаем, я призываю читателей газеты «Православная Луганщина», которые из них, может быть ещё не воцерковлённые, не оставлять для себя мысли о том, что храм Божий является надеждой на ту жизнь духовную, которая преподаётся в Таинствах Церкви.

 – Кроме того, что вы и благочинный, и руководите таким большим строительством, вы являетесь ещё и руководителем Молодежного отдела Луганской епархии. В «молодёжке» вашей как обстоят дела?

— Касательно работы Молодёжного отдела, действительно, в нашем храме проводятся встречи с молодёжью, которая интересуется вопросами веры. Специфика состоит в том, что у нас не учебный процесс. Молодые люди приходят по зову своего сердца. Отсюда и название православного молодёжного движения Луганщины «Зов сердца». До войны, конечно, приходило больше людей. Во время военных действий многие уехали отсюда. И сейчас мы трудимся, мы работаем по разным направлениям, проводим разные мероприятия, но хотелось бы, чтобы к нам приходило больше ребят. Приглашаем мы молодёжь по воскресным дням к 15-00. Для более детальной информации у нас есть группа «Зов сердца» в соцсети «Вконтакте». Там информация о нашей жизни, там наше общение, там наши дела и всё то, чем мы занимаемся.

Храм святителя Луки архиепископа Крымского, пос. Юбилейный

Рассказывает настоятель храма святителя Луки архиепископа Крымского иерей Валентин Ковтун:

— Наш храм находится на территории Луганской городской больницы №15. Сооружен был трудами и заботами ныне покойного заведующего ОКГИ С. Н. Тесли в 2008-2010 гг. Возглавляя отделение костно-гнойной инфекции, Сергей Николаевич мечтал построить на территории больницы храм, куда бы могли приходить люди помолиться об исцелении телесных и духовных недугов, поставить свечу и, конечно, причаститься Христовых Таин. Его мечта осуществилась. Уютный, с любовью украшенный храм принимает и пациентов, и медперсонал больницы и поликлиники, и жителей пос. Юбилейный. Под покровом святителя Луки Крымского у нас образовалась небольшая, но очень сплоченная и дружная община.

В храме регулярно проводятся молебны о здравии, соборование, водосвятные молебны. В стенах больницы тяжелобольные пациенты могут поисповедоваться, пособороваться и причаститься Святых Христовых Таин.

— Ваш храм находится на территории лечебного учреждения. Это накладывает свой отпечаток в деятельности общины. Скажите, а что всё-таки самое тяжёлое в общении с больными людьми?

— Самое тяжёлое впечатление оставляют пациенты отделений костно-гнойной инфекции и хирургии. Диагнозы у пациентов зачастую неутешительные и, несмотря на профессионализм врачей, работающих под руководством главврача С.П Чайкина, состояние многих больных остается тяжелым. Непросто вселить надежду, укрепить дух и веру у людей, которые лишились рук или ног. Боль, отчаяние, скорбь — постоянные спутники больницы, но всё-равно нужно находить правильные слова утешения, веры в неоставленности Богом.

Под покровом святителя Луки Крымского у нас образовалась небольшая, но очень сплоченная и дружная община.

 — Больные люди меняются, их выписывают, и они, в большинстве своём, забывают дорогу в ваш храм?

— Нельзя осуждать этих людей в том, что они прикоснулись к святыням, но не спешат в храмы на службу. К ним нужно относиться с пониманием и терпением, надеяться на Спасителя, Который укажет им дорогу к Церковь. Будем надеяться, что люди поймут, как важно ходить в храмы, потому что только там человек начинает общаться во всей возможной полноте с Богом, и за всё Его благодарить.

Ну, а в остальном, у нас всё, слава Богу, хорошо.

Храм иконы Божией Матери «Утоли моя печали», Вергунский разъезд

  Настоятель храма протоиерей Сергий Чеботарёв рассказывает:

– У нас храм молодой. Ему всего лишь 8 лет. С нуля, с пустыря начинали. Переоборудовали строительный вагончик под храм. Там молимся, служим по сей день.

 – 8 лет прошло, как вы зарегистрировали новую общину. Но из них 6 лет были довольно тяжёлыми. Вергунский разъезд страдал очень сильно от боевых действий.

– Да, у нас и храм пострадал. 14-й год был особенно тяжёлым, мы оказались на передовой. Здесь люди у нас на колени падали во время литургии, со слезами на глазах молились, чтобы остаться в живых. Строительный вагончик – не капитальное сооружение. Когда мины и снаряды рвались неподалёку, его так выкручивало взрывной волной! Всё, что находилось внутри – просто ходило ходуном. Стёкла дрожали, стены и иконы шатались.

Месяц посёлок был в оккупации, а 3-го августа 2014 года мы служили литургию и слушали, как над нами реактивные снаряды летали. За храмом падали, перед храмом падали. Это «Грады», скорее всего, были. Но, всё-равно Господь управил в этот день ещё повенчать пару (уже не молодую). После этого мы с матушкой выехали из посёлка, уже горели там все поля. Я в Камброде тогда жил. А обратно, когда возвращались, нас не пустили, потому что туда уже зашли «освободители», так называемые… Мне потом прихожане рассказывали, что меня там искали, спрашивали, где ваш батюшка, мол, давайте его сюда, будем с ним разговаривать. И того, кого посылали, чтобы меня искал, через 2 дня нашли уже убитым. Храм тогда сильно посекло осколками. Даже чаша водосвятная была посечена. Вот так люди там выживали.

– А сейчас как дела обстоят?

– Сейчас трудимся во славу Божию. Молодежи в Вергунском разъезде осталось не так много, как хотелось бы. И деток мало, чтобы в храм ходили помолиться и позаниматься в воскресной школе. Разумеется, первое время после всех этих событий людей большое количество приходило, но скорби рано или поздно проходят. Сейчас, как обычно, постоянные наши прихожане ходят.

 – Крепости духовной вам, батюшка, и прихожан верных.

– Слава Богу за всё!

Свято-Вознесенский храм, пос. Малая Вергунка и

Свято-Георгиевский храм, пос. Большая Вергунка

На вопросы корреспондента отвечает настоятель приходов архимандрит Вениамин (Вячеслав Иванович Анучкин).

Зная о многих трудах во Славу Божию духовенства и прихожан вергунских храмов, беседу начала с благодарности о. Вениамину за заботу о луганчанах:

 – Вергунка была одним из самых опасных районов в 14-м году. Уж очень хотелось ВСУ занять окраины Луганска. Вам там очень даже серьёзно доставалось от обстрелов, а вы мужественно продолжали и Богу служить, и обороняться от вселенского зла.

– Не совсем мужественно, – смеётся о. Вениамин, – но оборонялись.

 – Мужественно, мужественно, – возражаю я, – знаю, как много для Луганска сделали ваши батюшки и прихожане.

– Когда рядом падало, не совсем было весело. Было страшновато, но, слава Богу, мы прошли этот период.

– Храм не пострадал?

– Нет, ни один, ни другой храмы не пострадали. В общем-то, всё было более-менее благополучно. Единственное – немножко страшновато нам всем было. Ведь, неизвестно было, чем это всё закончится.

 – Да, конечно, все боялись, но всё дело в преодолении этого чувства, ведь так? И я знаю, как вы преодолевали все тяготы, и что многих людей окормляли духовно. И меня, в том числе, питал ваш живительный источник.

 Из статьи 2014 года: «В тяжёлые дни испытаний лета и осени 2014 г. Свято-Вознесенский приход стал местом спасения для жителей Малой Вергунки и восточных кварталов. Настоятель прихода протоиерей Вячеслав Анучкин и другие священники храма, не прекращая и не сокращая службы, организовали благотворительные трапезы, а в крепких стенах новостроек обустроили бомбоубежище, в котором прятались от обстрелов люди. При помощи генератора здесь добывали воду и ежедневно раздавали тысячам луганчан. Кроме водокачки, находящейся на кв. Дружба, это было единственное место, где гарантированно можно было набрать воду. Люди за несколько километров приходили к Свято-Вознесенскому источнику жизни, выстаивая в длиннющих очередях на жаре, под артобстрелами, но другого выхода выжить у них не было.

Источником ЖИЗНИ здесь была не только пробуренная скважина, бесценными глотками для спасения души были Богослужения, проповеди и личные духовные беседы, в которых так нуждались люди, попавшие в экстремальные условия. Духовенство Свято-Вознесенского храма помогало прихожанам обрести внутреннее спокойствие, взвешенность принятия решений, понимание причин происходящего. Через смирение, через принятие неизбежного – на все воля Божия – мирные люди, вставшие на защиту своих духовных ценностей, находили в себе крепость духа для жизни и для борьбы.

Большим уважением здесь пользовался и протоиерей Владимир Креслянский, погибший в начале войны. Он пешком возвращался с вечерней службы. Начался артобстрел. В нескольких десятков метров от своего дома о. Владимир был смертельно ранен в живот осколками кассетной бомбы. В этом районе не было освещения. Люди прятались от обстрела и не выходили на улицу. Тело нашли утром. Он так и отошел ко Господу в молитвенном предстоянии. Ужасающая душу фотография облетела весь мир: он стоит на коленях в луже собственной крови и молится. Так и застыл в вечном земном поклоне».

 – Батюшка, а как сейчас обстоят дела на ваших приходах? Что тяжело, а что легко достаётся?

– Всё легко. Господь помогает. Никаких проблем у нас нет. Всё с радостью делаем. Всё, что задумано, получается. Хочется, конечно, чтобы быстрее получалось, но ничего. Слава Богу за всё!

 – А кроме служебных дел, чем славен ваш храм? Миссионерская деятельность или ещё что-то?

– То, что по школам мы ходим, то само собой, беседуем с подрастающим поколением. Наставляем, мероприятия, праздничные представления с детьми организовываем. Для того, чтобы больше детей с родителями привлекать, чтобы им было интересно время проводить при храме, на территории прихода мы содержим целый зоопарк. Дети долго не могут стоять на одном месте, поэтому пока бабушки или родители молятся, дети могут пойти, понаблюдать за животными разными и птицами в вольерах, каких они в обычной жизни не видят. Потом, глядишь, и в храм придут, свечку поставят, молитвенное песнопение их начнёт захватывать.

Чтобы жизнь наша складывалась благополучно, чтобы в наших семьях был мир, чтобы и в городе, и в стране был мир, для этого необходимо постоянное посещение в воскресные и праздничные дни богослужений.

У нас же теперь на приходе образовалась небольшая монашеская община. Иноки, инокини у нас живут. Мы вместе обрабатываем свои огороды, садовые участки, запасы на зиму делаем.

 – Отец Вениамин, в канун Великого поста проповедуйте нам, луганчанам, ваше пастырское слово.

– Всё время приходится говорить это нашим луганчанам. Когда мы встречаемся массово на Рождество, на Крещение, мы используем этот момент, чтобы напомнить людям о главном. Чтобы жизнь наша складывалась благополучно, чтобы в наших семьях был мир, чтобы и в городе, и в стране был мир, для этого необходимо постоянное посещение в воскресные и праздничные дни богослужений. Если будут молиться таким образом, то и в душах наших, и в городе, и в стране нашей будет мир. Не будем бояться завтрашнего дня, будем довольны днём настоящим.

 – Спаси Господи, батюшка, за беседу и за мудрое слово.

Свято-Трифоновский храм, пос. Весёленькое

О положении дел на Свято-Трифоновском приходе рассказывает настоятель протоиерей Александр Кобзев:

– Свято-Тифоновский храм расположен в посёлке Весёленькое. Посёлок этот находится на берегу р.Лугани, где она впадает в Северский Донец, вблизи линии разграничения. Между Станицей Луганской и Красным Яром. Окна многих домов в посёлке были выбиты, а два дома были полностью разрушены. Но украинские батальоны так и не вошли в Весёленькое. Местные жители эти обстрелы называли «бадминтоном»: обстрел – ответка, обстрел – ответка. И всё это над головой летало: туда-сюда, туда-сюда. Но случались и недолеты, и прицельно били по посёлку из Красного Яра. Стены дрожали, штукатурка сыпалась от одних только исходящих, не говоря о приходящих.

…крестятся, маленькие наши прихожане рождаются. И это радостно, что в такое время, когда идёт война, приход увеличивается.

Слава Богу, храм остался целым, хотя осколки всё-таки пробили нашу трапезную. Что касается наших прихожан – это, конечно же, наша проблема, потому что многие жители посёлка выехали в Россию, Украину и другие страны. Время от времени они возвращаются. Но Весёленькое – это как «спальный» район Луганска. Здесь сад, огород, хозяйство, рыбалка и всё, а на работу жители едут в город. За годы войны население посёлка сократилось в 2,5 раза.

И всё же люди в храм ходят, особенно по большим праздникам. И, слава Богу, крестятся, маленькие наши прихожане рождаются. И это радостно, что в такое время, когда идёт война, приход увеличивается. Радость у нас была на Рождество Христово, потому что много людей пришло. А в обычные дни людей мало ходит. Люди не привыкли по вечерам приходить на службу, только на большие праздники и на причащение люди приходят. И есть такая особенность, к нам люди приезжают из города. Те, кто хочет помолиться там, где тихо, где спокойно, где умиротворённая обстановка, подальше от городской суеты, от цивилизации.

Действительно, от цивилизации у нас мало что осталось. Это магазин, автобус, наш храм и столярный цех. До войны там трудилось больше 10 человек, сейчас – остался один хозяин этого цеха, сам трудится. Прибыль у него на нуле, но поддерживает своё дело, чтобы не закрывать совсем. Акушерский пункт и медпункт у нас отсутствует сейчас. Школу начальную закрыли задолго до войны. Библиотека закрылась ввиду того, что интернет у людей появился. Закрыты лагеря детские. Закрыт дом отдыха. Лесничество, опытное хозяйство, где выращивали саженцы, всё это закрыто. Но есть и некоторые преимущества. Провели газ в посёлок. Этого не было ни при советской власти, ни при Украине, а это уже после активной фазы войны сделали. Сделали также освещение посёлка в тёмное время суток. Люди привыкли жить без света, когда темно, а сейчас стало светло по ночам. Я вернулся из паломничества по золотому кольцу России и говорю: «У нас, как на Красной Площади в Москве светло стало».

– Батюшка, я знаю, вы получили диплом, позволяющий Вам преподавать богословские предметы. Расскажите об этой стороне вашего служения.

– Светское образование я получил ещё при Советской власти, истфак я закончил, затем по благословению владыки Митрофана вместе с другими священниками я закончил магистратуру на философском факультете при университете им. Даля. У нас были специальности теология, богословие и религиоведение. Мы стали магистрами, подтвердили свои дипломы и это дало нам возможность преподавать в светских учебных заведениях. С радостью нас берут в тех случаях, когда светский ВУЗ готовит для Церкви специалистов. В моём случае – это регенты и иконописцы. Для них я читаю курс лекций, провожу семинарские занятия. Это богословские дисциплины и церковно-исторические, это катехизис догматика. Что касается богословских дисциплин, это церковный устав и литургика, отдельно есть церковно-певческие дисциплины.

У нас с вами также есть практика 7 лет проведения мероприятий православного литературного объединения «Свете Тихий» в библиотеке им. Горького, где мы в такой же обстановке непринуждённости проводим беседы. Это не столько начитка лекций, сколько на базе закрепленных знаний, людей от школьного до весьма преклонного возраста, ведём, развиваем нашу интеллигенцию в традиционной для этих земель православной культуре.

Храм преподобного Сергия Радонежского, Каменный Брод, ул. Сеченова, 10-а

На вопросы корреспондента отвечает настоятель храма протоиерей Григорий Горин:

– Храм был построен в 2005 году. Был готовый фундамент под дом, и на его основе возвели храм прп. Сергия Радонежского.

– Какие святыни находятся в вашем храме?

– Есть в нашем храме особо чтимая икона Божией Матери «Иверская». Она была заказана предыдущим настоятелем этого храма покойным протоиереем Александром Тарановым на Афоне. Афонские мастера иконописи её написали, а затем она была уже доставлена в наш город. Также особо почитаема в нашем храме икона прп. Сергия Радонежского, небесного покровителя прихода.

Приход наш молодой. В этом году мы отмечаем его 15-летие. До войны людей к нам приходило больше, многие из них помогали нам строить и благоукрашать новый храм. В данный момент, кто-то из них постарел, кто-то перешёл в мир иной. Кроме этого, из-за того, что в 14-м и 15-м году Камброд сильно обстреливали, некоторые прихожане посчитали правильным покинуть Донбасс. По той или иной причине прихожан стало меньше. Молодёжь привлечь сейчас – тоже проблема. Вроде бы и работа ведётся с ними, но, по факту видим, что молодые люди мало стремятся к Богу. Приходят, в основном, на большие праздники, такие как Рождество, Крещение, Пасха. Ну а мы, как служили, так и продолжаем служить во славу Божию.

Храм святителя Иоанна Златоуста, восточные квартала

О приходе рассказывает клирик храма святителя Иоанна Златоуста протоиерей Александр Беспалов:

– Храм святителя Иоанна Златоуста действует уже около 20 лет. Все строительные и благоустроительные работы легли на плечи общины и её настоятеля протоиерея Иоанна Пономарева. При храме находится воскресная школа, которую регулярно посещают 16 детей. Они разного возраста, но у нас пока одна группа. Помогают священникам проводить занятия и сами являются активными слушателями несколько родителей, которые являются преподавателями разных школ.

 – А для взрослых у вас нет воскресной школы?

– Сейчас нет. У нас она функционировала, когда клириком храма был протоиерей Сергий Воронкин. У него был свой контингент, свой формат, и он этим делом занимался. Сейчас он переехал жить в Россию.

– А у детей есть желание изучать Закон Божий?

– Слава Богу, слушают со вниманием. Всё-таки большее внимание мы стараемся уделять детям, потому как именно от них зависит наше будущее. Но для занятий с детьми нужны особые условия. Мы приготовили для них светлое помещение, где, кроме того, что проводим занятия, ещё и регулярно печём выпечку. То есть, после богослужения, после того, как дети причащаются, мы с ними вместе пьём чай.

 – Имеется ввиду просфоры или ещё что-то?

– Нет, моя матушка печёт булочки, кренделёчки разные, всякие пончики. Всё очень вкусно!

– Я знаю, вы чаще служите в часовне, чем в храме святителя Златоуста.

– Это часовня Киево-Печерской иконы Божией Матери. Она также приписана к нашему приходу святителя Иоанна Златоуста. В часовне находится ковчежец с мощами преподобных отцов Киево-Печерских. Ежедневно и храм, и часовня открыты. Можно прийти поставить свечу, помолиться. Регулярно проводятся богослужения – обязательно каждый воскресный день и на все Двунадесятые праздники.

– Видела, что эта часовня сейчас стоит в лесах. Делаете ремонт?

– Да, прошло более 15 лет с начала её возведения и 12 лет, как она была освящена на открытии. Время идёт, стал необходим какой-то ремонт, хотя бы косметический. Было принято решение ещё утеплить эту часовню и приделать к ней такие входы с большой колокольни. В прошлом году, летом мы начали это преобразование, в котором активно участвует Кривобоков Владислав Анатольевич. Он помогает нам в реализации строительных работ. Ну а мы, работники прихода, являемся строителями этих стен.

 – У вас и в храме, и в часовне много новых красивых икон.

– Есть у нас в храме местночтимая икона святителя Иоанна Златоуста с частицею его святых мощей. Также в ближайшее время планируем написать икону преподобного Гавриила Афонского. Но это уже по мере возможностей, потому что иконописец, который занимается этими работами очень занятой человек. Он живёт в Туле. Очень большая у него живая очередь. Мы у него записаны, надеемся, что когда-нибудь очередь до нас дойдёт.

…большее внимание мы стараемся уделять детям, потому как именно от них зависит наше будущее.

Особенностью нашего храма является также каноническая роспись стен, выполненная в древнерусском стиле. Вся трапезная часть храма расписана фресками работ тульских мастеров. Иконостас храма также расписан в древнерусском стиле, он писан рукой родного папы отца-настоятеля схимонахом Гавриилом. И оттуда, от иконостаса, пошло начало всей древнерусской росписи стен и купола храма. В планах у нас и роспись центральной части храма. Либо это будет роспись в том же стиле, либо это будет мозаика. Сейчас настоятель изучает эту технологию мозаики.

 – Ждём с нетерпением результата.

– Намерения прекрасные, потому что в нашем регионе этого стиля практически нет. Я ещё не встречал у нас хорошей мозаики.

 – Знаю, что многие иконы сделаны также и вашими руками. Это так?

– Часть икон, да, было сделано нашими силами, но это было уже достаточно давно. События 14-года и дальнейшие военные действия сильно сказались на этом направлении нашей деятельности.

Трудности 14-го года ощутил на себе каждый житель Луганска. Не остался в стороне и наш приход. Богослужения совершались регулярно, не смотря на обстрелы, да ещё и продолжалось строительство. Мы возводили каменный забор, который должен был отгородить территорию храма от торговых рядов. Конечно, люди приходили в храм со своими страхами и бедами. В голодное время мы раздавали пищу всем притекающим к нам, помогая выживать.

 – А как поживает ваш прекрасный сад? Выжил?

– Наш настоятель протоиерей Иоанн Пономарёв ухаживает за этим садом. А розарий какой у нас замечательный! Он собственноручно, единолично ухаживает за садом, за розарием, душу свою вкладывает, выращивая эту красоту. Ландшафтный дизайн около храма – дело его рук.

 – Какие труды несут клирики вашего храма в епархиальном масштабе?

– Один из клириков нашего храма является председателем епархиального отдела по социальному служению и благотворительности – это и есть я – протоиерей Александр Беспалов.

 

Беседовала

корреспондент «Православной Луганщины»

Светлана Тишкина


Уважаемые читатели, братья и сестры, у нас есть небольшая просьба. Статьи и материалы часто меняют жизни людей – находятся ответы на сложные вопросы.
Газета «Православная Луганщина» работает уже 9 лет. Чтобы делать качественные материалы нужно оплачивать работу журналистов. Нам не обойтись без вашей помощи и поддержки.
Пожалуйста, поддержите наши проекты 
ПравЛуг (Печатное издание «Православная Луганщина» и сайт «pravlug.ru» )