[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
В книге одного умного и доброго батюшки недавно прочитала, что «…на темы, связанные с семьей, говорить трудно, но и молчать нельзя, и даже преступно.
Нельзя потому, что выветривание из семейной жизни добродетелей ведет к умиранию семьи как таковой. А умирание семьи уже родило и еще родит такие болезни, для лечения которых у человечества нет лекарства». Жестко сказано, но честно. Поэтому в контексте размышлений о значении семьи в жизни человека, о взаимоотношениях семьи и социума уместно процитировать слова митрополита Антония Сурожского, относившегося к семье как к Малой Церкви, как к благодатной обители, где находятся истоки любого социального благополучия:
«В мире, где все и вся идет вразброд, брак- это единственное место, где два человека, благодаря тому, что они полюбили друг друга, становятся единым, место, где рознь кончается и начинается осуществление единой жизни. И в этом- самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг оказываются чем- то большим, чем двоица, чем просто два человека,- оказываются единством».Не правда ли, очень редкое восприятие семьи для современных молодых людей, которые зачастую с самых первых дней семейной жизни не устают доказывать друг другу свою «неповторимость» и «исключительность», свое первенство, выставляют напоказ свои «достоинства» и «свободы»? Все чаще заключают брачный контракт, тем самым утверждая, что главное в семье не любовь, а материальные артефакты, и как бы заранее предполагая расставание.
В мире, где все и вся идет вразброд, брак- это единственное место, где два человека, благодаря тому, что они полюбили друг друга, становятся единым, место, где рознь кончается и начинается осуществление единой жизни. И в этом- самое большое чудо человеческих отношений: двое вдруг делаются одной личностью, два лица вдруг оказываются чем- то большим, чем двоица, чем просто два человека…
Как- то готовясь к эфиру на тему «Современная семья: мужской, женский взгляд», натолкнулась на такую статистику: на первом месте среди официальных причин развода стоит отнюдь не пресловутая супружеская неверность, которую любят смаковать как на лавочках, так и в студиях некогда приличных телепередач, и даже не пьянство (оно на втором месте), а неподготовленность супругов к браку. Ну, не знают даже очень милые, совестливые и незлобивые максы и алинки, дэны и катюши, что « быть женщиной» и « быть мужчиной»- это разные социальные роли, это разное служение в семье. Да и само слово «служение» (не говоря уже о « смирении» и « послушании») зачастую вызывает у них протест и негативную реакцию. И здесь, наверное, укор не только государству, до сих пор не разработавшему какого- то надежного, оптимального, словом, — истинно державного подхода к укреплению института семьи, но и родителям молодых семейных пар, старшим родственникам молодоженов, которые в свое время не научили, не помогли, не предостерегли… Не рассказали, что женщина на семейном корабле — не бравый капитан и не кокетливая официантка, а любящий, мудрый, милый старпом, а мужчина- адмирал, сильный и заботливый, храбрый и рассудительный. А еще благородный, любящий и ответственный.
Мои ровесники, уверена, хорошо помнят (пожалуй, знают наизусть) замечательную песню 70-80-х годов прошлого века – «Отчий дом». Искренняя, пронзительно- честная и изумительно- красивая поэзия Андрея Дементьева всегда заставляла думать и сопереживать, воздвигала из озерных глубин человеческих сердец самые чистые и свежие родники чувств:
…женщина на семейном корабле — не бравый капитан и не кокетливая официантка, а любящий, мудрый, милый старпом, а мужчина- адмирал, сильный и заботливый, храбрый и рассудительный. А еще благородный, любящий и ответственный.
Как живешь ты, отчий дом,
В светлой грусти о былом?
Я у дома, у крыльца родного
Встречи жду и вновь пою.
Здравствуй, милый отчий дом!
Будь за нас спокоен.
Где б я ни был-
Ты всегда, всегда со мною.
Я согрет твоим теплом.
И вряд ли в те годы кто сомневался, что дом, семья — самое ценное, самое дорогое, самое любимое, родное и желанное, что есть у человека. Идеология же здесь совсем не при чем (мы, сегодняшние, ведь хорошо понимаем, сколько фальши и лицемерия скрывалось за громкими и амбициозными лозунгами). Просто это было очень естественно и привычно, как воздух, хлеб и вода… «Да ведь это Божье начало, да- да, именно Оно, рождало в душах священный трепет при виде родного очага, — подсказывает озаренный Истиной разум. — Даже не взирая на крикливый атеизм окружающей действительности». А еще- «душа по природе своей христианка» ( спасибо Тертуллиану!) Но как же грустно писать о любви к отчему дому и о незыблемых, казалось бы, семейных ценностях в прошедшем времени! Какой- то парадокс получается: ушла в Небытие эпоха безбожников и коммунистических идолов, выросло поколение людей, наслышанных об Апокалипсисе и знающих, что такое Святое Причастие, а мир не стал лучше, и «дьявол все успешнее воюет на человека»… Современная жизнь, говоря официальным языком «повсеместно характеризуется падением нравственности, обесцениванием духовной и культурной сокровищницы народов».
Может быть, Господь разлюбил и оставил нас? Так, наверное, удобно считать тем, кто имеет некое потребительское отношение к Господу: Ты мне разные блага земные да здоровья побольше, а я Тебе — свечи подороже да куличи потолще…
А разве Богу это нужно? Может, Он попускает нам всякие беды и невзгоды, потому что за счастье «земной жизни, предвестницы небесной» мы не дарим Ему взамен свою любовь, терпение и молитвенный труд? Зачастую застолье, уборку, салон красоты в воскресное утро мы предпочитаем Божественной Литургии. Ведь это очевидный факт, что людей, спешащих утром на рынок, больше, чем идущих в храм. Получается, что дела и развлечения мы ставим выше Бога и Его Церкви! Так какие же мы тогда христиане? И как смеем мы чего-то ждать, даже требовать от Бога, сетовать, что Он нас оставил? Разве может холодное, расчетливое сердце научить любви и самопожертвованию, дать правильное представление о семье? Наверное, нужно чаще заглядывать внутрь себя: чего было сегодня в моей душе больше- добра или гнева, радости или обиды? Проснулся ли я сегодня с намерением обязательно подарить кому- то радость или с утра — пораньше у меня уже есть претензии к домочадцам, погоде и коммунальным службам?
Безусловно, поколению людей, воспитанному на живых примерах военной и трудовой доблести, истинно бережного отношения к семейным реликвиям и культурным ценностям больно осознавать, что из- за отсутствия у большинства молодых людей твердых нравственных ориентиров им очень хочется жить по правилам и законам западного мира. Ну, прям, невтерпеж, как хочется «стать европейцами». Беда только в том, что Европа многими воспринимается не как колыбель многовековой христианской культуры, а как территория роскошной жизни и вседозволенности. Под лицемерные рассуждения о «европейских ценностях» в духовно неокрепшие души украинцев, рожденных и выросших в «бандитские 90-ые» средствами массовой информации внушаются идеи, откровенно противоречащие Евангелию: культ головокружительного успеха и личностного роста любой ценой (где уж тут до апостольского призыва « носить бремена друг друга»), культ откровенной содомии, необходимость принятия ювенальной юстиции, якобы стоящей на защите интересов ребенка, и пр. Что же на самом деле стоит за этими «инновациями» уже видно сейчас: позорный гей — парад на улицах древнего Киева, озарившего более тысячелетия назад Христовым Солнцем дремучие славянские племена; многочисленные изъятия детей из семей постсоветских эмигрантов, живущих по законам этой самой «продвинутой юстиции», неприкрыто- пошлые шутки и сквернословие из уст публичных людей, известных политиков или народных артистов…
Зачастую застолье, уборку, салон красоты в воскресное утро мы предпочитаем Божественной Литургии. Ведь это очевидный факт, что людей, спешащих утром на рынок, больше, чем идущих в храм. Получается, что дела и развлечения мы ставим выше Бога и Его Церкви! Так какие же мы тогда христиане? И как смеем мы чего-то ждать, даже требовать от Бога, сетовать, что Он нас оставил? Разве может холодное, расчетливое сердце научить любви и самопожертвованию, дать правильное представление о семье? Наверное, нужно чаще заглядывать внутрь себя: чего было сегодня в моей душе больше- добра или гнева, радости или обиды? Проснулся ли я сегодня с намерением обязательно подарить кому- то радость или с утра — пораньше у меня уже есть претензии к домочадцам, погоде и коммунальным службам?
Да стыд и позор «цивилизованной Европе», которая учит детей воевать с родителями и выполнять в начальной школе домашние задания по оргазму!!! Стыд и позор отечественным чиновникам, позволяющим нации спиваться и допускающим наполнение дневного эфира низкопробной аудио-и видеопродукцией, позволяющим подросткам больших и малых городов в кафе и видеосалонах читать «бегущую строку» с предложением массажа интимных зон и «качественного» орального секса!!!! Разве смогут эти мальчишки и девчонки по прошествии нескольких лет стать любящими, верными супругами и добропорядочными родителями? Вряд ли. Развращенность ума и тела, безнаказанное насилие просто станут (или уже стали) нормой их жизни, заурядной повседневностью. Человек может безвозвратно потерять в себе Образ Божий, а, значит, перестать быть человеком. Вот отдельным механизмом огромной адской машины- вероятнее всего.
Страшно, по- настоящему страшно. Похоже, идет нешуточное сражение за души человеческие, и дьявол, фактически, перестал маскироваться. Но все же, чтобы спасти семью, а через нее спастись самому, человеку, я думаю, не надо придумывать новые законы и создавать какие- то проекты. Нужно всегда помнить и исполнять главнейшую заповедь Господа: «Любите друг друга, как Я возлюбил вас!», примириться с теми, кого еще совсем недавно, казалось бы, и видеть не хотелось; научиться говорить добрые слова и быть готовым помочь совсем незнакомым людям; ухаживать за больными и немощными; не лениться открывать детям мир хорошей доброй сказки, а свою душу питать только высоким искусством. А еще неплохо было бы придумать и утвердить какую- то добрую семейную традицию, которая бы проложила новую духовную стежку к родным и близким, укрепила бы совместным трудом и общей молитвой семейные узы. Автору этой статьи очень помогает бороться с семейными трудностями и недоразумениями поучения св. Иоанна Кронштадтского, архимандрита Иоанна (Крестьянкина), дневниковые записи императрицы Александры Федоровны Романовой. Да будет в помощь любящим сердцам сие наставление:
«Из двух людей должен сложиться один гармоничный человек. А это созидание, это творчество, и я сказал бы, что оно посложнее, чем владеть акварелью. И еще это крест на всю жизнь. А средства? Каковы они? Их несть числа. И одно из главных- молитва, живая вера, имеющая на каждый миг себе помощника Бога .И, пожалуй, самое главное- любовь в Боге. Любить своего супруга ради Бога как данного Вам свыше помощника на пути спасения». Архимандрит Иоанн( Крестьянкин.
Ирина Захарова, г. Ровеньки