[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Нам сказано: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» (Мк. 16, 15). Для священника проповедь – дело обязательное и с богослужением неразрывно связанное. Конкретно, к какому времени их приурочивать единого мнения не существует, но все же в большинстве случаев слова наставлений звучат на литургии. Да и Устав церковный, вкупе с устоявшейся традицией, требует именно литургийной проповеди.

После Евангелия выходить проповеднику на амвон или после запричастного стиха — тоже единства нет. Хотя, все же надобно разуметь, что если основой твоей проповеди является сегодняшнее евангельское чтение, то она более уместна именно после чтения слова Божия. Да и учитывать нужно, что к концу литургии, если, конечно, служишь ее степенно, не торопясь и молитвенно, народ молящийся устает и часто не столь внимателен к тому, что собираешься сегодня сказать.

Уместна проповедь и в иные богослужения. Сегодня, слава Богу, эта практика возрождается, да и как не сказать наставление, к примеру, во время погребения, когда перед глазами участвующих в похоронах их перспективная будущность? Здесь священника очень внимательно слушают и каждое слово к себе применяют, потому что «страх смертный» каждого волнует независимо от веры, образования и мировоззрения.

Некоторые священники и на всенощных бдениях проповедуют, о сущности грядущего праздника или значении завтрашнего воскресного дня рассказывают. Нужная проповедь. Когда как ни вечером, прежде чем на постель возлечь со словами «неужели мне одр сей гроб будет, или еще окаянную мою душу просветиши днем» наставление послушать? Для тех же, кто «земную жизнь прошел до половины», к вечеру становится ясно, что большая часть утренних планов выполнить не удалось, а заканчивающийся день еще и новые проблемы принес, вечерняя молитва, вкупе с рассуждениями о вере и Боге — всегда благодатны и полезны.

Нужность проповеди – несомненна. Как по мне, то воспитанников наших духовных школ и студентов академий, искусству говорить ярко, доступно и в тоже время правильно с точки зрения веры, надобно на протяжении всех лет обучения учить. Один семестр гомилетики вкупе с риторикой и несколько проповедей в семинарском храме за четыре года духовной школы – это не практика красноречия, а насмешка над ними. Спросите у семинариста: сколько раз он дежурил по кухне и сколько проповедей произнес? Именно проповедей, а не составленных из отрывков святых Отцов изложений, которые сегодня можно «сочинить» буквально за 15 минут, имея скоростной интернет.

Обратите внимание на поведение прихожан в то время, когда на амвон выходит проповедник. Они делают несколько шагов вперед, ближе к тому, кто сейчас произнесет слова наставления. Желают наши верующие яркого слова: понятного, доступного и связанного с теми мыслями и чувствами, которые их волнуют.

И как же грустно смотреть на их разочарованные лица, когда им вновь и вновь повторяются заученные фразы, приводятся примеры, которые они знают с детства, или просто пересказывают Евангелие. Горящие взгляды ожидания становятся тусклыми и безразличными. Да и как иначе, если то, что должно «глаголом жечь сердца людей» превращается лишь в менторское требование «вы должны»? У проповедующего подобным образом лишь одна цель: сказать все верно, а то, что в его словах нет мысли, нет творчества, нет понимания того, что каждый смотрящий на него тоже «образ и подобие Божие» в учет не берется.

Со стороны – все верно, все правильно, все в соответствии с догматами и канонами. И приоритеты правильно расставлены и последовательность соблюдена, и запинок особых нет, а то, что перед нами прихожанин XXI века на ум не берется. А ведь ему ответы дня насущного необходимы. Он желает и хочет услышать конкретный совет: как день нынешний прожить в свете истин евангельских и традиций православных, а мы ему вновь и вновь о заушенье Ария рассказываем, о кирпиче святителя Спиридона вспоминаем или о плаче праведной Анны перед гнездом с птенцами излагаем.

Несомненно, примеры эти нужны, они ярки и образны, но разве в подвижнических историях современности мало не менее удивительных примеров, раскрывающих грани православной жизни и возможности верующего человека?

Мы продолжаем жить репринтом прошлых веков, напрочь игнорируя современных проповедников. За боязнью «модернизма», а то и «обновленчества» за пределами внимания, готовящегося к проповеди священника, остаются наши современные златоусты. Их немного, но они есть. Интернет дает прекрасную возможность прослушать или даже посмотреть их проповеди.

Более того, часто вижу, как настоятели многоклировых храмов, упорно не допускают к проповеди тех, кто говорит «красно», кто, простите, умнее того же настоятеля, кто умеет сочетать прошлое и настоящее нашей Церкви. Знаменитое советское: «как бы лишнего не сказал», продолжает оставаться вполне реальным фактом.

В ошибке молодого проповедника – катастрофы нет, ее всегда можно поправить. Печально иное – не видеть за «преданьем старины глубокой» реальное присутствие Христа в жизни дня нынешнего.

Несомненно, творения святителя Димитрия Ростовского или гомилии Илии Минятия – прекрасны и неповторимы, но нельзя сегодня говорить их языком, нельзя примерами подвигов святых лет давних в полной мере объяснить искушений современности. Истина – не во времени, это так, но Господь и сегодня с нами, как рядом и те, кто живет сейчас, или жил недавно в соответствии с Его словом.

Результат нашей безликой проповеди печален. Нас не слушают. Предпочитают скачать с интернета или купить диски проповедников, для которых современность это не только априорное зло, но и время вполне реальных подвигов и возможностей. Да и право, сколько можно возглашать с амвона, что «мир в грехе лежит», пугать «концом света» и рассказывать о подвигах святых, чьи жития мы и так наизусть помним? Призыв к покаянию, он не только в раскрытии и объяснении греховных дел совершается, он и в повествовании о том, как бабушка с соседнего села на санках зимой в храм уголь возила, чтобы служба зимними субботними вечерами была.

Мы же продолжаем лишь упорно приказывать, указывать и обличать, да еще словами, которыми объяснялись наши предки в веки восемнадцатом…

Елейно, благочестиво, канонично и… не интересно, да и ни к чему не применимо.

Результат?

В алтарь зайдите, когда служба соборная.

Проповедник на амвон, а священство разговоры разговаривать, или в укромном уголке на приход позвонить, что там и как.

А зачем слушать?

Все заранее ясно, понятно и без изменений.

Протоиерей Александр Авдюгин