[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
9 февраля — перенесение мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь.


ТРУДЫ И ЗАСЛУГИ СВЯТИТЕЛЯ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Святая Церковь почитает святителя Иоанна Златоуста, наряду со святителями Василием Великим и Григорием Богословом, за вселенского учителя, которые подробно раскрыли миру суть христианского учения.

Иоанн Златоуст подробно, шаг за шагом, учит правильно истолковывать Священное Писание, а не делать из него свои, иногда бывает, ошибочные выводы. Он четко и ясно излагает и поясняет апостольские учения и труды более ранних святых отцов.

Святитель явил миру толкования на Священное Писание (книги Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла). Иоанн написал пояснения на большое количество текстов святой Библии, мы узнали мысли и учения святителя на праздники, его восхваление святых и отношение тем, кто искажает христианство.
До нас дошло огромное количество книг, писем и проповедей учителя Иоанна.


ЖИТИЕ ИОАННА ЗЛАТОУСТА

Святитель Иоанн Златоуст родился примерно в 347 году в столице древней Сирии – городе Антиохии в семье военачальника.  Это было время прекращения гонения на христиан в Римской империи.

Невзирая на раннюю смерть отца, богатство его семьи позволило святому Иоанну получить прекрасное образование, его учителями были лучшие, на то время, философы и ораторы.

Юношей, в возрасте 18 лет, он отправился в Афины, чтобы продолжить дальнейшее обучение. Тут святой Иоанн углубленно стал изучать Священное писание и, возвратившись в 20 лет домой, принял крещение от епископа Антиохийского.

Вскоре Иоанн был рукоположен в чтеца, а после этого ему предлагали стать пресвитером, но он отказался. Почему он принял такое решение, мы узнаем из его «Шести слов о священстве»:

«Пастырю надобно иметь много благоразумия и много очей, чтобы со всех сторон наблюдать состояние души. Как многие приходят в ожесточение и предаются отчаянию в своем спасении потому, что не могут переносить жестокого врачевания; так, напротив, есть и такие, которые, не получив наказания, соответственного грехам, предаются беспечности, становятся гораздо хуже и решаются грешить еще больше».

Многие новокрещенные тогда считали христианство не истинной верой, чем-то отличавшейся от язычества, а идеологией, которая была угодна власти.  Поэтому настоящие «идейные» христиане уходили в монахи. После смерти матери, Иоанн раздал свое состояние, стал иноком и на целых четыре года он отправился в уединение, два из которых – был в полном молчании.

В 381 году святой Иоанн вернулся домой, где все-таки принял священство, а через пять лет стал пресвитером. В то время не было ни газет, ни радио, поэтому единственным способом обучения народа были проповеди. Образованный и умный священник очень просто и, вместе с тем талантливо, проповедовал своей пастве, за что и получил имя «Златоуст».
Основой проповедей Иоанна Златоуста было Священное Писание, он говорил об этом:

«от незнания Писания произошли бесчисленные бедствия: отсюда произросла великая зараза ересей, отсюда — нерадивое житье, бесполезные труды. Подобно тому, как лишенные этого света не могут прямо идти, так и не взирающие на луч божественного Писания вынуждаются много и часто грешить, так как поистине ходят в самой глубокой тьме».

Святой Иоанн мог подробно, проповедь за проповедью, разъяснить какую-нибудь книгу из Библии, а мог в беседе рассказать, как в Писании говорится о каком-то наступающем празднике. Все это происходило живо, совсем не так, как это делали другие проповедники в своих скучных лекциях. При этом он считал, что в Писании четко указывается, как жить и исполнять Божие заповеди.

Но не только своим красноречием Иоанн служил Богу, в Антиохии он занимался и реальными делами: принимал участие в строительстве больниц и благотворительных учреждений. При этом душе его не лежала к роскоши, носил обычную одежду и довольствовался простой пищей.
В 397 году, после смерти архиепископа Константинопольского Нектария, Иоанн становится иерархом столицы. Этому назначению способствовал сам император Аркадий, который очень уважал одаренного святителя.

Но ожидания императора не оправдались. Святой Иоанн оказался настоящим епископом, служителем воли Божией, а не обласканным властью чиновником, который играет ту музыку, которую заказывает правящая верхушка.
Иоанн уже практически не  проповедует, а занимается административной работой. При этом, невзирая на чин и сан, он устраняет нечистых клириков, от других требует честности и открытости в служении. Иоанн бесстрашно выступает против социального неравенства:

«Сначала Бог не сделал одного богатым, а другого бедным и, приведши людей, не показал одному многих сокровищ, а другого лишил этого приобретения, но всем предоставил для возделывания одну и ту же землю. Каким же образом, когда она составляет общее достояние, ты владеешь столькими-то и столькими участками, а ближний не имеет ни клочка земли?  Корыстолюбивые богачи — это какие-то разбойники, засевшие при дороге, грабящие проходящих и зарывающие имущества других в своих кладовых… как свиньи в грязи, они услаждаются, валяясь в нечистотах сребролюбия».

В правящем священстве тоже было очень много недовольных правлением Иоанна Златоуста, считавших его действия излишними и даже жестокими. В 403 году, по решению Собора епископов, святитель был отправлен в изгнание. Но скоро его возвратили из ссылки, благодаря поддержке народа, который потребовал вернуть своего любимого пастыря Иоанна обратно.

Многие попадают под «пресс правды» нового архиепископа, не исключая самого императора и его супругу, которую Иоанн обличил в чрезмерной роскоши и жадности по отношению к подчиненным, а ведь еще практически совсем недавно такие разговоры в отношении имераторской семьи считались уголовным преступлением.  Чаша терпения императора переполнилась после того, как архиепископ отреагировал на установку бюста императрицы на ипподроме: «Вновь Иродиада беснуется, вновь возмущается, вновь пляшет, вновь требует главы Иоанна на блюде».
Он сравнил это желание прославить себя с Иродиадой, а самого императора – с Иродом.

И снова, в 404 году собирается Константинопольский собор, решением которого является отправка Иоанна Златоуста в новую ссылку. Об этом он пишет:

«Братия, вор не приходит туда, где хворост, сено и дрова, но — туда, где лежит золото, или серебро, или жемчуг; так и дьявол не входит туда, где прелюбодей, или богохульник, или хищник, или корыстолюбец, но — туда, где провождающие пустынную жизнь… Так, если изгонят меня, я уподоблюсь Илии; если бросят в грязь — Иеремии; если в море — пророку Ионе; если в ров — Даниилу; если побьют камнями — Стефану; если обезглавят — Иоанну Предтече; если будут бить палками — Павлу; если распилят пилою — Исайе; и о, если бы пилою деревянною, чтобы мне насладится любовью ко кресту!»

В ссылку святитель Иоанн Златоуст был отправлен в Армению (город Кукуз), потом в современную Пицунду (Абхазия), по пути в которую он и скончался в Команах 14 сентября (по старому стилю) 407 года.
Перед смертью Иоанн Златоуст подвел итог своей земной жизни словами:

СЛАВА БОГУ ЗА ВСЕ

Хотя преставление святителя Иоанна Златоуста было 14 сентября, день его памяти перенесен на 13 ноября (26 по новому стилю), чтобы он не совпадал с праздником Воздвижения Животворящего Креста Господня.
Кроме этой даты, 27 января (9 февраля по новому стилю) отмечается память перенесения святых мощей Иоанна Златоуста из Коман в Константинополь, а 30 января/12 февраля — Собор Вселенских учителей и святителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста.