[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
Вряд ли есть необходимость убеждать кого-то, что сила уз духовных – самая крепкая и надежная. Могут ослабнуть любые связи – служебные, дружеские и даже родственные, но если людей объединяет духовное начало, то укрепляется и семья, и дружба, и совместная работа. Общее делание обретает особый смысл. Именно духовное начало лежит в основе работы кафедры прикладной философии и теологии Восточноукраинского национального университета имени Владимира Даля. Об истории создания этой кафедры, ее сегодняшнем дне и планах на будущее – наш разговор с ее руководителем, преподавателями и студентами, а также представителями луганского священства.

«Десять лет назад, по благословению владыки Иоанникия на философском факультете мы открыли специальность религоведение, рассказывает заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор Владимир Данилович Исаев. – Мы десять лет готовили религоведов, но с православной ориентацией. Наши выпускники, среди которых много детей священнослужителей, работают сейчас в разных областях деятельности. Потом, в связи с вхождением в Болонский процесс, вместо специальностей ввели направление – философию, и религоведение как таковое на уровне бакалавров исчезло. Тогда мы открыли магистратуру, и поскольку появилось богословие в перечне философских дисциплин, и у нас есть соответствующая лицензия, то мы имеем право готовить  магистров по богословию».

Рассказывая о перспективах, которые открывает перед выпускниками получение этой специальности, Владимир Данилович подчеркивает: «Прежде всего, они могут работать в школах, поскольку они имеют светский диплом – даже если это священники, а у нас такие есть среди выпускников – они могут преподавать основы православия, православную этику, православную культуру. В настоящее время выпускники идут работать в областной департамент культуры, национальностей и религий, в музеи, советниками в политические организации – вот как раз политические организации, партии, хорошо понимают, что без учета религиозных интересов и особенностей религиозной психологии очень трудно вести активную и конструктивную политику. Кроме того, наши выпускники получают философское образование, поэтому они имеют право преподавать философские дисциплины, то есть этику, эстетику, философию в техникумах, колледжах, а по окончании магистратуры они могут преподавать в высшей школе».

На вопрос о том, есть ли в курсе общеобразовательных школ соответствующие дисциплины, Владимир Данилович отвечает:

«Мы работаем на перспективу, и убеждены, что такие предметы будут в дальнейшем введены в программу средней школы. Такие программы уже есть – к примеру, Россия в этом смысле далеко уже ушла, есть очень хорошая российская программа, которую разработал отец Андрей Кураев. Что же касается Украины, есть программы, разработанные в Крыму, в Днепропетровске – в этом проблемы нет. Проблема сейчас имеет личностный характер. Если бы родители обратились к директорам школ, чтобы в сетке часов в виде факультатива преподавалась дисциплина, скажем, основы православной культуры или основы христианской этики, то эта проблема решилась бы довольно легко. На сегодняшний день христианская этика преподается факультативно в Алчевске. В Луганске я не знаю такой школы, а вот в лицее иностранных языков эта дисциплина также включена в курс общего образования. Мы дружим с этим учебным заведением, которое возглавляет Анатолий Иванович Каташов, бываем друг у друга».

Одним из направлений развития духовного образования как в общеобразовательных школах, так и в высшей школе, Владимир Исаев считает единение православных педагогов.

«Лет шесть тому назад я присутствовал на учредительном съезде Украинского православного педагогического общества – это очень хорошая была идея, – говорит профессор. – Съезд проходил в Киеве, в присутствии Блаженнейшего. У нас в Луганске мы провели одно собрание достаточно широко, в помещении нынешнего украинского театра. Но сейчас это как-то затихло, хотя идея была очень хорошая. Православные педагоги есть, и если их держать в поле зрения, изучать их опыт, это было бы чрезвычайно полезно для нашего общества. Речь идет ведь не только о том, чтобы преподавать специально православную науку. И физику, и математику, и уж тем более литературу можно преподавать по-разному, расставлять акценты, выбирать угол зрения можно по-разному. Ко мне, например, приходили родители из областного родительского комитета и рассказывали о том, что в школе церковь специально устраняется, а это место занимают всякие экстрасенсы, предсказатели, в учебниках по половому воспитанию ненавязчиво проталкивается идея однополых браков (мама и папа – это понятия уже устаревшие, есть родитель-1 и родитель-2). Легко увидеть, на что сегодня сориентированы некоторые печатные издания и телевидение. Нам всем далеко до настоящего воцерковления, но следует помнить: если мы не движемся в сторону духовности, а стоим на месте, то действует диаметрально противоположная сила. Есть путь только вверх или только вниз – больше ничего нет. Или мы движемся вверх, но для этого нужны усилия… А падать можно безо всяких усилий».

Одним из таких усилий, таких шагов навстречу друг другу станет подписание договора между университетом и храмом Святого благоверного князя Александра Невского, а также Луганской епархией.

Один из клириков этого храма, иеромонах Макарий рассказал: «26 ноября нынешнего года Луганский лицей иностранных языков подписал подобное соглашение о сотрудничестве с Луганской епархией. Архимандрит Варфоломей, наместник Чугинского монастыря окормляет это учебное заведение. Так что есть уже положительные примеры подобного сотрудничества, взаимодействия с высшей школой. Например, священники проводят занятия на основе факультативов. Клирик нашего храма протоиерей Сергий Каплун, являясь  председателем епархиального отдела по религиозному образованию и катехизации,  курирует тех священников, которые имеют доступ к школе, которые могут приходить и общаться с детьми. Для этого выделяют 15-30 минут на определенных парах. Это не только беседы, но преподавание дисциплин по типу основ христианской этики. Уже сейчас, после подписания договора, взаимоотношения углубятся. Сотрудничество лицея и епархии включает в себя решение вопросов обеспечения прав граждан на свободное и добровольное приобщение их детей к ценностям и традициям православной культуры в Луганском лицее иностранных языков. И вместе с тем – решение организационных вопросов, связанных с приобщением лицеистов к духовным ценностям своего народа».

Владимир Исаев пояснил: «Мы готовим широкий договор между епархией и нашим университетом, в рамках которого будет развиваться наше сотрудничество с храмом Александра Невского по превращению его в храм университетский. Что это означает? В идеале это означает, что каждый преподаватель и каждый студент, перед тем, как идти на занятия, зайдет в храм, поставит свечу, поговорит с батюшкой, а потом пойдет на занятия.  Все, как известно, в руках Божьих, но я очень надеюсь, что когда-то все крестины, именины, все свадьбы студентов будут проходить в нашем храме. Жить в христианских православных традициях, жить с Богом – вот это наш идеал».

В рамках договора заведующий кафедрой предлагает проведение курса повышения квалификации «Актуальные проблемы православной теологии и богословия» для священников Украинской православной церкви Московского патриархата. Проводить лекции будут как преподаватели кафедры, так и представители священства. Программа  курса уже составлена, и в соответствии с ней предполагается рассмотрение ряда тем, среди которых – актуальные проблемы богословия, психологии и религии, сакральной педагогики и истории православной церкви. Планируется проведение научно-практических конференций и семинаров, в частности, конференции «Духовность в современном украинском социуме», а также планируется издание сборника.

Договор предполагает долгосрочную программу сотрудничества, с ним связано очень много планов.

«В настоящее время мы готовим проект договора о сотрудничестве между храмом Святого благоверного князя Александра Невского и университетом имени Даля, подписание которого откроет для обеих сторон возможность как более активного живого общения, так и практической деятельности, говорит секретарь Луганской епархии и настоятель Свято-Александро-Невского храма протоиерей Георгий Иващук.– Клирики нашего храма готовы к проведению бесед со студентами, совместных конференций, лекций, а наш храм – к тому, чтобы принять для прохождения практики студентов-теологов. В наших совместных планах – развитие волонтерского движения. Желающие из числа студенческой молодежи могли бы собирать деньги для лечения тяжелобольных детей, опыт подобной работы мы уже имеем».

Как известно, любым начинанием движет вера, поэтому, общаясь со студентами, мы попросили их ответить только на один вопрос: что для каждого из вас означает понятие «вера»?

Елизавета Климентовская:

«Мы только что обсуждали эту тему на занятиях, я считаю, что вера – это осознанная необходимость, потому что человек, сам того не ведая, верует во что-либо, без веры человек не может двигаться по жизненному пути».

   Павел Трофимов:

«Я считаю, что верить необходимо, у каждого своя вера, которую нельзя поместить в определенные рамки, во что верить – это право каждого, но вера необходима, человек, который не верит в Бога, не сможет верить вообще ни во что. Вера необходима в жизни человека».

    Анастасия Чеча:

«Для меня вера – это духовное наполнение человека, это его душевное состояние, он не должен это показывать кому-то. Конечно, человек, как ни крути, существо социальное, он не живет один, всех нас воспитывают родители – например, у иконы, которая стоит в комнате, мама каждый вечер молится, и я считаю, что это важнее, чем частое хождение в храм только для того, чтобы показать свою набожность. Порой гораздо важнее в каком-нибудь далеком селе вагончик, обустроенный под храм, где есть один священник, а не огромные храмы, в которые люди ходят только чтобы продемонстрировать свою веру. Вера должна быть искренней».

    Владислава Токаренко:

«Я считаю, что вера зарождается в семье, в обществе. Возможно, не каждому человеку требуется ходить в храм, носить крестик, соблюдать посты, вера – это состояние внутреннее, кричать об этом не нужно».

Евгения Каширина:

«Вера – это перводвигатель всего человечества, неотъемлемая часть человека, его мировосприятия, миропонимания».

Карина Ястреб:

«Та внутренняя пустота, которую каждый человек заполняет, и есть вера. Вера – это убежище для человека. Каждый человек верит в то, что ему близко. Заполненная пустота    становится убежищем, в котором человек чувствует себя в безопасности».

     Эдуард Стукашин:

«Вера заставляет человека двигаться вперед. Вера дает человеку внутреннюю силу вставать тогда, когда ничто уже не может ему помочь – это то, что заставляет двигаться дальше, когда уже просто нет сил. Человек без духовности – это просто животное, удовлетворяющее свои потребности».

Уже прощаясь, один из студентов, Павел Трофимов, добавил: «Сегодня на семинарском занятии мы со своим преподавателем Александром Михайловичем Еременко обсуждали проблему сакрального, и в связи с этим я хочу сказать: как раз церковь является прибежищем или домом сакрального, домом священного. Когда человек приходит в церковь, он открывает в этом доме свою душу. Таинство исповеди, которое существует в церкви, испокон веков существует для того, чтобы человек пришел и открыл свое сакральное тому огромному сакральному, храм – это как проводник в соединении этого сакрального».

Думаю, эти слова еще раз подтверждают объективную необходимость выбранного направления в движении Восточноукраинского университета, храма Александра Невского и Луганской епархии, ведь это шаги навстречу друг другу – во имя духовного единения.

Нынешняя кафедра философии и теологии возникла десять лет тому назад как кафедра религоведения и является уникальной уже потому, что собрала людей верующих, убежденных православных христиан. Здесь чувствуется особая атмосфера творчества, поиска, постоянной работы мысли, духовного роста.

Заведующий кафедрой, доктор философских наук, профессор Владимир Данилович Исаев  убежден: «Если мы не движемся в сторону развития своей духовности, а стоим на месте, то действует диаметрально противоположная сила. Есть только «вверх» или «вниз» – больше ничего нет. Или мы движемся, но для этого нужны усилия, или падаем, а это происходит безо всяких усилий».

В университете Владимир Исаев работает с 1974 года.

«Моим научным руководителем был академик Иван Тимофеевич Фролов, который во время перестройки впервые организовал встречу генерального секретаря и патриарха, – вспоминает профессор. – Он был инициатором празднования 1000-летия крещения Руси. Я учился в нашем пединституте, а потом в аспирантуре в Ростове. Но так случилось, что меня окормлял Фролов – это выдающийся философ мирового имени. Моя книга посвящена в том числе и ему. Сам я из Вергунки, рос  в простой рабочей семье, мама работала уборщицей, а отец был кузнецом. Мои друзья говорят сейчас, что наш дом был единственным, где всегда висели иконы. Мама еще до революции пела в церковном хоре, я до сих пор вспоминаю в молитвах батюшку, от которого я получил первое причастие в пять лет – это отец Георгий…»

Рассказывая о работе кафедры, Владимир Данилович делится сокровенными планами:

«У меня мечта превратить нашу кафедру сначала в региональную кафедру теологии, а в перспективе, поскольку активно внедряется дистанционное обучение, сделать кафедру общеукраинской, где мы на основании договоров могли бы преподавать теологию в любом вузе Украины и не только, хоть в Австралии, конечно, при поддержке министерства и с соответствующего благословения. Наша кафедра единственная в Украине, не считая подобной кафедры в Западной Украине. А уникальна наша кафедра тем, что другой такой попросту нет, что касается характера преподаваемых дисциплин – здесь преподается теология, богословие; а соответственно, и по характеру специалистов, которых мы готовим».

Владимир Данилович с огромным уважением и теплом отзывается как о своих студентах, так и о своих коллегах:

«Многие наши выпускники работают в университете, у нас на кафедре открыта аспирантура, я уже подготовил двенадцать аспирантов-кандидатов наук и два доктора наук. Тематика их работ касается философской антропологии или эстетики, но религиозного направления. Они работают и в нашем вузе, у меня два аспиранта, один из которых, отец Августин, служит в храме святителя Николая, где находятся мощи святого  – в городе Бари, в Италии, а второй аспирант отец Вениамин, архимандрит, работает в духовной семинарии в Полтаве. Большинство работающих на кафедре или пишут диссертации кандидатские, докторские либо написали диссертации и уже защитили их. А еще у нас работают два доктора философских наук, уже практически скоро будет три – Константин Васильевич Деревянко готовится к защите, профессор Татьяна Валентиновна Лугуценко. Вместе с аспирантами на кафедре работает тринадцать человек».

Сам же профессор Исаев защищал в свое время диссертацию по теме «Теос культуры» – ее смело можно назвать единственной в мире, поскольку на сегодняшний день ни до него ни после не рассматривалось понятие «теос». Защищена была работа на основе православия.

Доцент, кандидат исторических наук Валерий Иванович Ильченко преподает сакральную  педагогику и психологию, методы преподавания богословских дисциплин, а в перспективе планирует преподавать религиозный туризм. Он недавно вернулся из Иерусалима, побывал на Святой Земле.

«Есть цивилизационное восприятие, а есть духовное, –  делится впечатлениями Валерий Иванович. – Для меня было самое главное не Израиль увидеть, не их дороги и финиковые пальмы, а увидеть святыни православия. Конечно, это уникально, это удивительно, и то ощущение, что ты ходишь по той же земле, по которой ходил Иисус Христос, Дева Мария, побывать на Голгофе, у Гроба Господня – это непередаваемые впечатления. Основной мой предмет, который я читаю на всех факультетах, в том числе технических, – это религиоведение. Знаете, сколько ученые ни «копают», не находят людей, у которых бы не было религиозного компонента. И вот весь курс, который обязателен для всех студентов, рассказывает о религиозной компоненте – обо всех религиях, вплоть до современных, но, конечно, приоритетом для нас является православие, коль мы являемся православными, и коль мы так ярко праздновали 1025-летие Крещения Руси, и по Конституции из девяти праздников государственных три являются православными праздниками, то есть Украина заявила о себе как о православном государстве».

На вопрос о том, интересуется ли молодежь вопросами веры, Валерий Иванович ответил так:

«Я тут работаю уже десять лет, и в начале моей деятельности у меня было по восемьсот студентов-заочников, на лекции собиралось человек по 150. И вот начинается разговор о вере, а это самое сокровенное, оказывается… Казалось бы, закончилась пара, а народу не убывает, их становится все больше – потому что это цепляет, это глубинные вещи, у людей накапливается масса вопросов – надо ли крестить детей? – почему разводы в семье, как этого избежать?.. Духовная база необходима человеку с самого детства, чтобы он смог избежать многих ошибок. Есть еще один значимый момент в моей работе – я имею возможность читать молитвы и привлекать к этому студентов, я рассказываю им всевозможные истории и притчи. Движущей является мысль о том, что ты на многое раскрываешь людям глаза, потому что они раньше ничего подобного не слышали, потому что это было запрещено – и тут вдруг открывается целый пласт совершенно новых знаний и представлений. Я, к примеру, читаю сейчас шеститомник Михаила Михайловича Дунаева, который посвятил этот огромный труд теме: «Православие и русская литература». И я начинаю понимать, что в школе для меня литература прошла мимо. Почему? Потому что не под тем ракурсом рассматривалась она, и только теперь я для себя открываю, кто такой по-настоящему был Пушкин, Гоголь, Толстой – это потрясение. Это все я пытаюсь «втискивать» в лекции, держать руку на пульсе».

Валерий Иванович показывает целую стопку книг по сакральной педагогике, среди них  «Философский лексикон» в двух томах, «Педагогика», «Богословие и философия» – кафедра издает учебники и учебные пособия. Учитывая, что Ильченко бывший физик, у него есть целая подборка книг о том, как посмотреть на физику с точки зрения веры. Вот уникальное издание, которое вышло в свет с грифом министерства как обязательное пособие для студентов университетов Украины – «Физика очеловеченная и одухотворенная» – Валерий Иванович в числе авторов ряда изданий…

Константин Васильевич Деревянко – доцент, кандидат философских наук, в настоящее время обучается в доторантуре, преподавал философию религии, религоведение, логику, этику, эстетику, один из основателей кафедры.

«По окончании докторантуры надеюсь читать богословие, введение в богословие, философскую и богословскую антропологию, философию религии», – делится планами Константин Васильевич.

По первому образованию Константин Васильевич медик, а теперь работает на кафедре философии и теологии. О своем профессиональном пути он рассказывает так:

«После окончания мединститута я несколько лет работал психиатром города Кировска нашей области и понял, что КПД этой деятельности не высок, стал заниматься философией, был аспирантом заочной аспирантуры института философии Украинской академии наук, а потом пришли 90-е годы, и с наукой пришлось закончить, а на этой кафедре, много лет спустя, решил возобновить занятия наукой – философией, а затем и богословием, религиоведением, чем и занимаюсь по сегодняшний день.

Говоря о низком КПД таких наук, как психиатрия, психология, я имею в виду то, что они заняты какими-то локальными проблемами, проблемами души человеческой, а душа человеческая – это не есть дух человеческий. Медицинский институт занимался тогда проблемой душевного здоровья – телесного и душевного, а проблемой духовного здоровья занимаются такие сферы, как искусство, культура, отчасти наука и религия. В медицинском университете об этом ничего не говорится, поэтому пришлось немножко расширить свой диапазон. Я работал психиатром, и там я понял, что телесное и душевное здоровье – это только полдела, а самое главное для нашего общества – это здоровье духовное, потому что много физически очень сильных людей, но духовно абсолютно не развитых, начиная от президентской администрации, и заканчивая нашими соседями по площадке. Духовное здоровье – это главное в отличие от телесного, и даже от душевного, потому что больше всего вреда в нашем обществе не от душевно больных – убогим, бедным надо помогать, им нужно сочувствовать – а от духовно больных людей, которые считают себя абсолютно здоровыми, которые прут напролом, всех поучают, хотят вести за собой, майданы собирают, исходит самая большая опасность. С этими людьми довольно трудно, Достоевский их описывал в своих произведениях «Бесы», «Братья Карамазовы», и эти бесоодержимые и сейчас никуда не ушли из нашей жизни, а наоборот, они процветают, и они никуда не могут уйти, тот же Достоевский определяет два полюса: с одной стороны – полюс святости, с другой стороны – одержимости, сатанизма, а между этими двумя полюсами мы находимся – кто-то по мере сил продвигается в направлении святости, а кто-то не прикладывает никаких усилий и постепенно сплавляется к противоположному полюсу. Поэтому и для студентов, и для наших родственников, и для каждого из нас очень важно определиться в этом потоке и не сплавляться по течению в качестве бревна, а стараться выгребать порой против течения. То, что тебя снесет – это факт, но если ты будешь выгребать против течения, у тебя есть шанс пристать на другом берегу там, где тебе нужно, а не в какую-то неизвестную тебе точку. Проблема духовности – это главное в нашем обществе – не экономика, и не политика, а духовное здоровье, а искать его, кроме как в двухтысячной истории христианства больше негде – ни в исламе мы его не найдем, потому что Мухаммед убил лично сотни людей, жен у него было больше десятка – это не есть образец духовности для христианина; Будда говорил, что мир есть страдание, и вообще от этого мира нужно уйти, раствориться в нирване, что означает, по сути, уйти от действительности – это тоже не есть идеал для христианина и даже для европейского человека уйти от действительности не есть идеал. Среди мировых религий христианство выдерживает сравнение с любой из них, и с любой философской концепцией, и с любым достижением в искусстве, и с чем угодно. Христос и есть путь и истинная жизнь для всех людей, поэтому мы здесь».

Максим Романович Захаркив – кандидат исторических наук, доцент кафедры, закончил Луганский педагогический институт. На кафедре работает уже десять лет, начав свою деятельность с лаборанта, был ассистентом, а вот теперь – заместитель заведующего кафедрой. Преподает историю западных конфессий, историю нехристианских религий, восточную философию и общие курсы – философию, этику. Говоря о зарождающихся контактах университета с храмом Александра Невского, он отмечает:

«С этим храмом меня связывают давние и близкие отношения в том смысле, что именно здесь я был крещен, здесь я получил первое причастие. И хотя я живу в центре, своим храмом я считаю именно храм Александра Невского, люблю там бывать, мне нравится и его обстановка, и его атмосфера, думаю, он будет и дальше развиваться, превращаясь со временем в храмовый комплекс, который будет включать и воскресную школу, и площадки для детей – так нам хотелось бы. Мы рады, что у нас крепнут начавшиеся недавно деловые отношения с храмом, перспективы большие. Это и база практики, и тот факт, что храм располагается рядом с одним из самых крупных и многочисленных вузов Луганщины, нашим университетом, несет перспективу воцерковления молодежи, по крайней мере, как минимум, ознакомления ее с православными основами. И храм Александра Невского уже сейчас играет и будет играть в этом колоссальную роль».

Заведующий кафедрой Владимир Данилович Исаев отмечает: «Наше взаимодействие с православной церковью имеет многолетнюю историю – нас всегда поддерживала епархия и предыдущий владыка Иоанникий, и сейчас, при новом руководстве, при владыке Митрофане эта работа существенно активизировалась, усилилась. У нас проходят обучение священнослужители, к примеру, учится уже на третьем курсе, на философском факультете настоятель храма Умиление, он же и благочинный нашего округа, отец Александр Пономарев. Нами проводятся научно-практические конференции, в частности, прошла конференция, посвященная 1025-летию крещения Руси, на которой присутствовали студенты, преподаватели, священники. По результатам работы конференции был издан сборник «Духовный і культурный злет.1025 років запровадження християнства в Україні». Еще одна конференция была посвящена 1000-летию апостола Павла. Это была международная конференция, на которой присутствовали гости из Болгарии, Югославии. В настоящее время мы готовим широкий договор между епархией и нашим университетом, в рамках которого наше сотрудничество будет развиваться, обретая новые направления, объединяя  и укрепляя нас духовно».

Редакция «Православной Луганщины»

Из архивов ПЛ2013, Декабрь