Святыни Луганской епархии


Икона Божией Матери Луганская

История иконы Луганской Божией Матери связана с явлением Пресвятой Богородицы в г.Луганске и личностью диакона Филиппа Горбенко. Случилось это событие в 1905 году 13 июня по новому стилю.

Во время строительства пороховых складов в г.Луганске, на завод, где Филипп работал сторожем на проходной, должны были привезти несколько телег с лесом. Влекомые жаждой обогащения, четверо рабочих, сопровождавших их, решили угнать одну из подвод, рассчитывая на то, что точное количество подвод никто не знает. Но, когда они подошли к проходной завода, Филипп, пересчитав привезенное, заметил, что одной подводы не хватает.  Боясь, что он разоблачит их и им придется нести ответственность перед законом за свой поступок, они решили его убить.   Дождавшись наступления ночи, четверо разбойников подкрались к Филиппу, чтобы осуществить свое намерение. Один из злодеев поднял камень, которым собирался ударить его. В это мгновение небо озарилось необыкновенным светом. Филипп, возведя взор к небу, начал молиться.   В это время он увидел Царицу Небесную, идущую по облакам. Опасаясь козней вражьих, он стал вслух читать молитву Кресту и осенять себя крестным знамением.

Некоторое время Филипп не мог и пошевелиться. Огромная радость переполняла его душу. «Где я был тогда сам, стоящим или лежащим на земле, не знаю», — вспоминал он.

Когда он пришел в себя, то увидел преступников, лежащих на земле. В результате этого видения воры покаялись в содеянном, а Филипп поведал жителям о явлении Божией Матери в г.Луганске. На протяжении всех последующих лет он говорил о том, что явление Божией Матери было милостью Царицы Небесной не к нему, а ко всем православным жителям Луганска.

Каждый город или обитель, имеющие прославленный или почитаемый образ Божией Матери, радуются тому, что Заступница рода христианского милостиво призрела на это место, и для утверждения Православной веры и Своего покровительства над ним украсила его Своим образом.

Преблагословенная Дева Мария благословила и Луганскую землю явлением Своего образа. Впоследствии одним из художников со слов диакона Филиппа, была написана икона Преблагословенной Девы Марии, которая затем находилась в его келии.

Он  часто говорил, что позднее, прославят Луганскую икону Божией Матери, но не ту, что находилась у него.  А будет написана новая икона в воспоминание этого события.

После смерти диакона Филиппа изображение, находившееся у него, пропало. И только при Архиепископе Луганском и Старобельском Иоанникии, по его благословению и по просьбам верующего народа, в 1992 году в Псково-Печерском монастыре была написана Луганская икона Божией Матери, которая и находится ныне в Свято-Петропавловском кафедральном соборе г.Луганска и является главной святыней города и епархии.

Ходатайством и тщанием Высокопреосвященнейшего Митрофана, митрополита Луганского и Алчевского 21 декабря 2017г. на заседании Священного Синода УПЦ было вынесено постановление о прославлении Луганской иконы Божией Матери. Долгожданное прославление почитаемого образа состоялось 13 июля в 2018г.

Образ Луганской иконы Божией Матери находится в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе г. Луганска. Каждую среду перед ним совершается соборный молебен с пением акафиста Покрову Пресвятой Богородицы.

Ченстоховская чудотворная икона Пресвятой Богородицы

Церковное предание говорит о том, что этот образ Божией Матери принадлежит к тем 70-ти иконам Пресвятой Богородицы, авторство которых относится к самому апостолу и евангелисту Луки. Она была написана в Сионской горнице в Иерусалиме. В 326 году, когда святая Царица Елена прибыла в Иерусалим для поклонения святым местам и обрела Крест Христов, она получила от христиан в дар эту икону, привезла ее в Константинополь, где святыня хранилась многие годы. Затем, по одной из версий, святые Кирилл и Мефодий, учители словенские, когда пришли к славянам со словами проповеди святого Евангелия, принесли в дар эту великую святыню по благословению патриарха Фотия. На данный момент оригинал той стариной иконы находиться в Польше в городе Ченстохова, собственно, откуда икона и получила свое современное название.

В Свято-Вознесенский мужской монастырь чудотворный список иконы  Царицы Небесной прибыл в 2009 году. С того времени братия монастыря совершает перед иконой молебные пения с акафистом. Эта икона, благоговейно хранимая насельниками нашего монастыря, прославилась многочисленными чудесами. С каждым годом все больше и больше богомольцев притекает к иконе Пресвятой Богородицы, испрашивая Ее Предстательства.

Второе название данного образа — Непобедимая Победа. Победа над человеческими страстями, грехами, нестроениями в жизни и болезнями. Умиленно склоняя колена перед чудотворным образом, братия обители  молится о спасении и мире, об Отечестве и вразумлении отпавших от веры, о врачевании болящих и освобождении плененных, о молодых и старцах, о упокоении всех отшедших от жизни сей.

В обители совершается празднование в честь этой чудотворной иконы 9 сентября и 19 марта.

Дубовичская икона Божией Матери

Название этой иконы происходит от названия села Дубовичи Черниговской губернии (сейчас Конотопская епархия Сумской области). где известна с 16 века.

По преданию она была найдена в густой траве на берегу реки Рети в половине 16 века. Предполагают, что она была обронена здесь военным обозом, везшим церковную утварь.

Пастух, прогоняя по этому месту свое стадо и размахивая кнутом, случайно и ненамеренно задел им икону Богоматери. От иконы вдруг исшел необычайный свет, ослепивший пастуха — он пал тут же на землю. В бесчувственном состоянии он был найден здесь и принесен к священнику.

Придя в себя, пастух рассказал о том, что случилось при виде иконы. Священник и многие из прихожан пошли на указанное им место и нашли здесь лежащую в траве святую икону. Усердием верующих на месте явления вскоре была сооружена часовня и в ней поставлена явившаяся икона Богоматери.

По прошествии некоторого времени она была взята отсюда и поставлена в Архангельской церкви села Дубовичи. С того времени здесь совершаются многие чудесные исцеления. В воспоминание перенесения иконы из часовни в Дубовичский храм установлено торжественное празднование в десятую пятницу по Пасхе.

Дальнейшая история этой чудотворной иконы прослеживается в начале прошлого столетия. Как известно, 20 век в  Украине ознаменовался приходом советской власти, которая вела ожесточенную войну против православия. Те, кто имел стойкость открыто исповедовать свою религию осуждался перед народом, священники ссылались в лагеря, а святыни, перед которыми веками преклонялся православный люд попросту уничтожались.

Селу Дубовичи также не удалось избежать этой участи.

Коммунисты пытались разрушить имение местных помещиков, где на то время находились иконы, спасенные при пожаре Архангельской церкви. Одной благочестивой семье с Божией помощью удалось спрятать от коммунистов около 16 икон, находившихся на то время в имении. Среди них также находился чтимый образ Дубовичской Пресвятой Богородицы.

Затем их дочь, переезжая жить в близлежащий город Глухов, взяла сельскую икону Пресвятой Богородицы с собой. Будучи благочестивой христианкой и зная, какая великая святыня находится на их попечении, женщина передала на хранении икону своему сыну Алексею, благословляя его в дорогу в Киев. Таким образом, Дубовичская икона временно пребывала в столице.

Перед смертью Алексей заповедовал передать чудотворную икону в монастырь. За это время икона прославила себя многими чудесами.

В настоящий момент эта икона волею Пресвятой Богородицы находится в Свято-Вознесенском мужском монастыре Луганской епархии Славяносербского района с. Хорошее. День памяти иконы также установлен 26 сентября.

Икона Божией Матери «Иверская»

Святыня находится в храме преп. Серафима Саровского г. Луганска, пос. Екатериновка. Молящиеся пред этим святым образом люди, не раз получали от Царицы Небесной благодатную помощь в решении житейских проблем и исцелении недугов. Молебны с чтением акафиста у «Иверской» иконы Божией Матери в храме совершаются ежедневно.

Святой источник п. Ново-Павловка

Источник, расположенный на территории города Миусинск (до 1965 – посёлок Ново-Павловка) был открыт сравнительно недавно – всего столетие тому назад. Но недаром его называют не иначе, как «святая криница».      В начале ХХ века земли Ново-Павловки принадлежали трём землевладельцам: Маркову, Васильеву и Редечкину.

В 1905 году с тридцатилетней Прасковьей Марковой произошёл несчастный случай: её укусила за ногу собственная собака. После этого хозяйка буквально помешалась, начала слабеть. Её состояние ухудшалось с каждым днём. Больная лежала уже без движения, почти при смерти, когда ей приснился необычный сон. Над высокой горой стояла Божия Матерь. У Её ног, с самой вершины горы бил ключ. «Через воду из этого ключа, – услышала Маркова во сне, – ты и получишь исцеление».

Утром хозяйка рассказала о том, что ей привиделось ночью. Казалось бы, что только не приснится тяжело больному человеку? Уже невероятно то, что вода била с вершины горы. Но оказалось, что такой источник действительно существует, и не где-нибудь, а в самой Ново-Павловке.

Об этом рассказали местные пастухи. Однажды они пасли на горе панских овец. Заметили на земле что-то влажное. Поняли, что это родник. Начали раскапывать. Через некоторое время, когда образовалась небольшая ямка, на поверхности воды, её наполнившей, пастухи отчетливо различили изображение Богоматери с Младенцем.

Маркову привели на указанное место. Она тут же узнала источник, который видела во сне. Ей дали выпить родниковой воды, и она сразу почувствовала себя лучше. А после нескольких посещений источника полностью исцелилась. После этого колодец выложили камнем, а над ним поставили кирпичную часовню. Маркова пожертвовала туда большую икону великомученицы Параскевы Пятницы, а также велела заколоть быка и приготовить под горой праздничный обед. «Всё село тогда накормили», – говорят старики.

О чудотворном источнике узнала вся округа. Народ стекался к этой святыне отовсюду, не только из городов и сёл Области Войска Донского, но также Екатеринославской, Харьковской, Курской, Белгородской губерний. Чтобы испить воды из целебной новопавловской криницы, люди пешком преодолевали сотни километров опасного в то время пути. Добавим, что святую Параскеву своей особой покровительницей считали чумаки и купцы. «Ей <…> наши предки усвоили покровительство над торговлей и от неё-то у нас известны Пятницкие торги» (протоиерей С. Булгаков). Скорей всего, именно торговые люди привезли в наш край среднерусский обычай праздновать день памяти святой Параскевы на десятую пятницу после Пасхи.

Почему же именно чумаки особенно почитали святую новопавловскую криницу? Не следует забывать, что Через Ново-Павловку с XVII века проходил Бахмутский чумацкий шлях. Из Бахмута (ныне г. Артёмовск Донецкой области) в Ростов-на-Дону и Новочеркасск везли из местных копей соль, а оттуда – рыбу. За один день чумацкий обоз, который мог состоять из 100 маж (телег) с грузом по 500 кг каждая, иной раз покрывал до 60 км. Кроме того, по свидетельству А. Задорожного, в то время река Миус, протекающая через посёлок, была ещё судоходной: по ней сплавляли баржи с углём.

Проходя через Криндачёвку (г. Красный Луч), чумаки останавливались здесь на ночлег. Далее их путь лежал в Ново-Павловку. Грунтовая дорога, проходившая через леса и болота, была сплошь усеяна крестами. Многие погибали здесь от рук разбойников. Здесь чумаки никогда не ночевали, несмотря на то, что село было богатым и многолюдным.

Зато обязательно делали остановку возле святой криницы, чтобы испить целебной воды и помолиться своей покровительнице – святой великомученице Параскеве.

На источник приезжали люди и богатые, и интеллигентные. Их, естественно, заинтересовали необычные свойства новопавловской воды. Химический анализ показал следующее: по содержанию солей это нормальная столовая вода. Но при этом, концентрация ионов серебра превышала норму в несколько раз. Стало быть, вода протекает сквозь залежи серебряных руд.

С 1923 г. в Ново-Павловке и Штергрэсе стали действовать коммунистическая и комсомольская организации. Они были достаточно сплочёнными, кроме того, в селе находилось много приезжих коммунистов. Сельские активисты проводили интенсивную атеистическую пропаганду, не останавливаясь ни перед чем. Часовня над святым источником тогда же была ограблена и разорена.

В этом же 1923 году накануне Пасхи решили устроить своё «погребение плащаницы». Из числа комсомольцев выбрали девушку, положили её в гроб и с песнями обнесли вокруг сельского храма. Когда церемония окончилась, девушка не смогла сама выйти из гроба. Она ослепла и, как оказалось, на всю жизнь. После этого случая ни храм, ни святой источник никто не трогал.

А люди по-прежнему приезжали за целебной водой. Часовня в то время была маленькой, войти в неё могло всего несколько человек. Купола не было, на крыше стоял один крест. На ночь часовню закрывали. Местные жители присматривали за ней, периодически красили, ремонтировали. Всегда было чисто, хоть и бедно. Во многом давало о себе знать недавнее разорение. Поднявшись на гору, люди сразу шли к часовне, обязательно прикладывались к иконе, молились и набирали воду. На Крещение, 10-ю пятницу после Пасхи, и некоторые другие праздничные дни служились водосвятные молебны.

В 2008 году миусинский храм и святой источник были переданы под скит Свято-Вознесенской обители села Хорошее Славяносербского района Луганской епархии. Наместник обители – архимандрит Иоанн (Сухина).

Сегодня об источнике хорошо знают не только жители Донбасса, сюда также приезжали из России, Беларуси, Таджикистана, Германии, Франции, США. Слушая рассказы людей, побывавших у святого источника, убеждаешься, что по-прежнему он остается для народа одной из самых почитаемых святынь. Люди приходят сюда с болезнями, скорбями, неурядицами, просят о помощи и никогда не уходят разочарованными.

Святыни Свято-Петро-Павловского кафедрального собора г. Луганска

Особо чтимыми святынями среди верующих луганчан  являются частицы мощей св. ап. Андрея Первозванного, свт. Спиридона Тримифунтского, чудотворца, преподобных и богоносных отцов Киевопечерских, вмонтированных в небольшой ковчежец. Святыни находятся в Свято-Петро-Павловском кафедральном соборе г. Луганска, у которых регулярно совершаются молебны.

Святыни Свято-Владимирского собора г. Луганска

— Частица мощей равноапостольного Великого князя Владимира, подаренная Блаженнейшим Митрополитом Киевским и всея Украины Владимиром 19 марта в 2006г.;

— Икона Божией Матери «Скоропослушница» написанная на Афоне;

— Икона Святой Преподобной Матроны Московской с частицей мощей;

— Икона Святой блаженной Ксении Петербургской;

— Икона преподобного Сергия Радонежского подаренная Святейшим Алексеем II Патриархом Московским и всея Руси;

— Икона Божией Матери «Казанская» подаренная Святейшим Кириллом Патриархом Московским и всея Руси;

— Частица мощей из главы Святого великомученика и целителя Пантелеимона, переданная в дар наместником Пантелеимонового монастыря архимандритом Иеремией.

Каждую пятницу в храме совершаются молебны и читаются акафисты перед иконой Божьей Матери «Скоропослушница».

Святыни Свято-Никольского кафедрального собора г. Алчевска

Особо почитаемыми святынями Свято-Никольского храма являются:

  — Державная икона Божией Матери

В 1992 году в Свято-Николаевском соборе г. Алчевска в один из зимних вечеров в подсобном помещении Церкви была обретена чтимая «Державная» икона Божьей Матери – это самый старинный из сохранившихся в храме образов. Сотрудники храма – бухгалтер Вера, ее сестра Любовь и псаломщица Галина Викторовна Шевердина делали перепись товара в складе. Им помогал священнослужитель иеродиакон Вениамин. И вот, в какой-то определённый момент, когда пересчитывали свечи и тканевые рулончики, отец Вениамин вдруг говорит: «Смотрите, икона!». На ткани действительно, стояла икона. Это было настоящее чудо. Отец Вениамин с благоговением говорит: «Сейчас мы её изнесём», — перекрестился, поклон перед ней положил и вынес иконочку в первый зал. Тут начали рассматривать её, а отец Вениамин сказал: «Это же Державная: скипетр, держава в руках, — только облачение у неё серо-зелёное, а должно быть красное». Решили отслужить акафист. Акафист пели на распев, вдруг Люба толкает и шепчет: «Галя, глянь на икону». Это все увидели — облачение стало розоватое, не красное, но с легким розовым оттенком. А когда мы её нашли, оно было полностью серо-зелёное…. Всё это происходило с пятницы на субботу, а в шесть часов утра, икону внесли в храм и отец настоятель лично отслужил молебен с акафистом. Первое время, икона хранилась в Алтаре, перед ней горела неугасимая лампада, и каждую субботу её выносили для поклонения. Впоследствии, икона перенесена в подготовленный киот и сейчас находится по правую сторону от Алтаря. С того дня, вот уже много лет, в Свято-Николаевском соборе, каждую субботу, в 6 часов утра, совершается акафист перед этой святой иконой. А Воскресная школа считает своим Актовым днём — день Державной иконы Божией Матери. — Старинная икона святителя Николая Чудотворца, написанная в 2011 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанникия митрополита Луганского и Алчевского и освященная на престоле, под которым пребывают мощи святителя Николая в г. Бари (Италия).

— Старинная икона святителя Николая Чудотворца

Икона Святителя Николая написана в 2011 г. по благословению Высокопреосвященнейшего Иоанникия митрополита Луганского и Алчевского специально для Алчевского благочиния художником-иконописцем из г. Макеевка по имени Сергий. В нашем регионе он достаточно известен в церковных кругах, как хороший иконописец. Икона освящена на престоле, под которым пребывают мощи святителя Николая в г. Бари (Италия).

Святитель Николай, находясь в центре иконы, держит в левой руке Свято-Николаевский кафедральный собор — главный храм благочиния, что символизирует средоточие его благодатного пребывания у престола ему посвященного, а в правой держит меч — символ духовной силы и власти. А также на этой иконе размещены 16 меньших икон с изображениями святых и праздников, которым посвящены храмы Алчевского благочиния.

Каждый четверг в 6 часов утра перед иконой святителя Николая совершается акафист на распев.