Прав С.Н.Трубецкой, что не есть хорошо, когда либо чрезмерно «упрощают» нечто из традиционного или обрядового, либо, напротив, «усложняют» таковое до, мягко говоря, неузнаваемости. В первом случае мы получаем, как правильно заметил известный политический философ Александр Щипков, «зыбкость нравственных параметров жизни, их раздвоенность и необязательность <…> пьянящее ощущение относительности, пресловутого «все дозволено». В данном случае «упрощение», как правило, неминуемо приводит к деорганизации, разлаженности, а, может, и к халатности и разгильдяйству. Традиция и обряд не должны переставать быть «скрепой» морально-волевых сил человека, мотивацией для их работоспособности. Человек должен быть подчинен закону, правилу или установленному порядку. Он должен видеть перед собой ориентир. Иначе он рискует запутаться в дебрях собственной фантазии. Во-втором случае – картина другим «маслом». Мы увидим тех, кто «оцеживает комара и тут же поглощает верблюдов» (Мф. 23, 21); кто мелкое превращает в крупное, а крупное — в мелкое; второстепенное – в главное, а главное – во второстепенное, солнце — в песчинку, а песчинку – в солнце. Здесь налицо некая «религия», исповедующая формализм, гносеологический феноменализм, кантианский рационализм. Не то и не другое – неправильно… По-моему… Но, может, и не только по-моему. Наверное…

Протодиакон Геннадий Пекарчук