В Пространном Катехизисе Таинство Соборования, или Елеосвящения определяется следующим образом: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Таким образом, само определение Таинства уже нам показывает, в каких случаях к нему прибегают: если человек имеет ту или иную немощь. Конечно же, можно сказать, что каждый человек в силу грехопадения несет в себе немощь, так как человеческая природа поражена тлением и смертностью. Но в Апостольском послании, которое читается во время совершения Таинства и которое является самым ярким свидетельством о практике совершения Соборования в Древней Церкви, святой апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14–15).
Преподобный Никодим Святогорец так понимает приведенные слова: «Если кто-то из вас больной и лежит на одре, и по причине своей болезни не может молиться или воспевать Человеколюбца Бога, то и тогда не подобает нерадеть о божественных песнопениях и молитвах. Да не будет таковой непричастным, духовному деланию, которого ищет в болезни Благой Бог, чтобы ниспослать Свою помощь, но да попечется призвать ходатаев и посредников к Богу, пресвитеров церковных, то есть иереев или архиереев, приносящих Богу чистую жертву хваления». Следовательно, больные, о которых говорит Писание, – это те, кто не может самостоятельно прийти в Церковь, чтобы участвовать в общественной молитве. А если человек может прийти в храм Божий, тогда непонятно значение совершаемого над ним Таинства Елеосвящения.
Слова апостола «пусть призовет» из вышеприведенной цитаты указывают на то, что болезнь должна быть достаточно тяжелая, а слово «восставит» говорит о том, что больной, в силу своей болезни, лежит. В чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения, как «страждущий», «недугующий», «горькие болезни». А значит, аргументация тех, кто говорит, что «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», и которой они пытаются оправдать коллективное участие людей в указанном Таинстве, может быть расценено как лукавство.
Источник: pravlife.org
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное торжество Николо-Преображенского собора
Митрополит Пантелеимон принял участие в межконфессиональном форуме «Религия и Мир»
День памяти святого апостола Иоанна Богослова
Митрополит Пантелеимон посетил концерт патриотической песни «Истина Победы»
Незваный гость по имени рак
Митрополит Пантелеимон совершил соборное пение акафиста Воскресению Христову
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в храме иконы Божией Матери «Неупиваемая Чаша»
Престольный праздник луганского храма
Архиепископ Павел причастился Святых Христовых Таин
О значении призвания в жизни человека
В РПЦ призвали обратить внимание на лоббистов абортов
СМИ: сторонники ПЦУ захватили храм канонической УПЦ на западе Украины
Митрополит Пантелеимон возглавил престольное празднование храма иконы Божией Матери Киево-Печерской
Митрополит Пантелеимон поздравил митрополита Никодима с 50-летием
Между Wi-Fi и молитвой: жизнь в потоке новостей
Сергей Худиев: «Если бы Бог постоянно вмешивался в нашу жизнь, у нас бы не было выбора»
Почему не ходят в Церковь люди, которые хотели бы пойти на богослужение или исповедь?
Каждый ли может стать святым?
Митрополит Пантелеимон принял участие в открытии Центра русской духовной культуры «Благовест»
В день Преполовения Пятидесятницы, митрополит Пантелеимон совершил Литургию в кафедральном соборе