Памяти протоиерея Максима Обухова.
Протоиерей Максим Обухов многим известен как организатор первого Центра кризисной беременности, как защитник жизни. Отсчет работы центра идет с 2000 года.
Немного истории. В советское время легко относились к абортам. Тогда была другая жизнь, другая идеология, и у Церкви не было возможности вести активную борьбу против абортов. В СССР «прерывание беременности» было разрешено после смерти Сталина – в 1953 году, в большинстве западных стран – после Второй мировой войны, а в США право «выбора» было дано женщинам в 1973 году.
В начале 1990‑х годов у Русской Православной Церкви появилась возможность вести деятельность за сохранение жизни еще не родившихся младенцев. Организация, созданная отцом Максимом Обуховым, была одной из первых, в которой стали заниматься этим системно. Была своя типография, и сотрудники центра распространили миллионы листовок – обеспечивали информацией всю страну и даже ближнее зарубежье.
Отец Максим лично написал методические указания, основываясь на существующем опыте и опыте западных коллег. Эти брошюры можно сейчас найти и в бумажных, и оцифрованных архивах, в 2007 году издали еще одну методическую работу под авторством отца Алексия Тарасова из города Волжского. Она подробно рассказывает, как помогать во время кризисной беременности, как вести разговор с людьми, которые обращаются. Открыли горячую линию. В течение первых двух лет стало ясно, что получается. Пусть с трудностями, но есть положительные результаты! Постепенно центры стали появляться в разных регионах России.
Он говорил, что, если из 10-ти пришедших в центр женщин удается отговорить от аборта одну, – это уже хороший результат
Отец Максим реально оценивал ситуацию, возможности центра. Он говорил, что, если из 10-ти пришедших в центр женщин удается отговорить одну, – это уже хороший результат. Это оправдывает деятельность организации, значит, этим стоит заниматься.
О работе центра можно судить по цифрам: столько обратились, стольким помогли, но сильное впечатление производят не сухие числа на бумаге, а реальные примеры. Отец Максим делился:
«За время работы центра наметилась одна четкая тенденция: люди, которых отговорили от аборта, всегда нам благодарны. Как бы потом ни было трудно с ребенком, они всегда благодарны. Еще никто никогда не сказал, мол, зря мы вас послушались, надо было избавляться от беременности».
В начале года к отцу Максиму подошла супружеская пара со взрослым чадом, и они сказали:
«Вот смотрите, пожалуйста, – наш ребенок! Много лет назад вы уговорили нас сохранить беременность, подарить жизнь. Вот он вырос, уже студент. Мы очень рады, что он есть у нас!»
Другая история. Девочка из трудной семьи, сложная ситуация, напряженная обстановка в доме, родители пьют, скандалят. В 14 лет ей случайно попались в руки листовки центра кризисной беременности. Она не только с интересом прочитала, но и прониклась идеями за сохранение жизни младенцев. Пусть у нее жизнь сложилась не просто, не так, как, может быть, хотелось. Но зато она родила троих детей и не сделала ни одного аборта! Сейчас ее дети уже взрослые. Она благодарна центру, часто созванивалась с отцом Максимом, поддерживала с ним связь.
Был и такой забавный случай. Одна девушка обратилась к отцу Максиму и слезно просила по телефону сообщить ее матери об интересном положении. Отец Максим не смог отказать. Мама девушки буквально взорвалась, выплеснула на священника все, что только можно, хотя батюшка был всего-навсего посредником. Свою горячую речь она закончила словами: «Это скандал, пусть срочно идет на аборт!» Мать выгнала дочку из дома, а та все равно родила.
Как же развивалась ситуация? Сначала мать толкала единственную дочь на убийство не родившегося малыша, то есть своего первого внука, а потом с ней произошло какое-то изменение. Отец Максим рассказывал:
С матерью, которая толкала дочь на убийство, произошло изменение. Еще недавно она настаивала на аборте, а теперь привязалась к внуку
«Я узнаю, что молодую женщину с ребенком все-таки оставили в квартире у матери. Молодая мама жалуется мне по телефону и спрашивает: что делать с бабушкой? Со стороны взрослой женщины – гиперопека, она не отходит от внука, возится с ним, с рук не спускает, ухаживает, заботится. Вот так: еще недавно она настаивала на аборте, а теперь привязалась к внуку».
Отрицательные примеры тоже бывают. Женщина с психическими заболеваниями. Брошена на произвол судьбы, она конфликтная, не может создать семью, а репродуктивная функция работает – ребенок у нее есть. В какой-то момент ей пришлось иметь дело с ювенальной юстицией, были проверки из органов опеки, потом процесс отбирания ребенка…
Батюшка объяснял так:
«Люди с небольшими психическими отклонениями не могут управлять своей жизнью, они часто попадают в кризисные ситуации и с ними вечно что-то происходит: они болеют, получают травмы на ровном месте, что-то теряют, забывают, у них случаются пожары, одним словом – оказываются в отчаянном положении. Плюс ко всему они часто рожают без мужа (стоит отметить, что дети могут быть психически здоровые). Измениться такие женщины не могут, и окружающие должны их принять такими, какие они есть. Им нужно некоторое сопровождение, “ведение по жизни”, мы стараемся им помогать…»
Или другая ситуация. Мать одиночка с тремя детьми, у нее беда – нет жилья. Центр пытается как-то помогать, материнского капитала не хватает, чтобы купить жилье, если только в совсем удаленной деревне, но женщина не сможет там жить с детьми. Правда, отец Максим считал, что это пример одновременно и положительный, и отрицательный. Все-таки женщина сохранила жизнь детям, они любят ее, она любит их, но ситуация тяжелая из-за квартирного вопроса.
Выход из жилищных проблем отец Максим видел такой:
«У нас деревни, поселки вымирают, жилье освобождается, дешевеет, продается почти за бесценок. Можно строить недорогие дома по известным современным технологиям. Это недорого и быстро. Для нашей страны обеспечить несколько тысяч семей бесплатным жильем в год – это задача вполне выполнимая и посильная. Тем более, что в бюджете есть 10 млрд руб. лишних – это деньги, которые государство платит через наши налоги за аборты и сомнительную операцию ЭКО. Если эти средства пустили бы на строительство недорогого жилья для родивших и нуждающихся в крыше над головой, то это привело бы к лучшему. Арифметика простая: один дом – 1 млн руб., а за 10 млрд рублей получили бы 10 тысяч домов в год. А по сути, к сожалению, получается, что 10 млрд рублей выкинуты в никуда».
Отец Максим запомнился человеком, который не осуждал, не критиковал, не читал нотаций, а относился с любовью и милосердием к женщинам, попавшим в непростую ситуацию, протягивал руку помощи. Он повторял:
Пусть многие ситуации, в которые попали женщины, обратившиеся к нам, и неправильны. Но ребенок ни в чем не виноват! Жизнь каждого чада бесценна
«Нельзя осуждать – ребенок вне брака, его воспитывает мать-одиночка. Пусть многие ситуации, в которые попали женщины, обратившиеся в центр, и неправильны. Но ребенок ни в чем не виноват! Жизнь каждого чада бесценна. Тем более что у нас тяжелая демографическая ситуация…»
Когда я его спрашивала, как удается отговорить от аборта, батюшка подчеркивал, что не стоит ожидать от женщин, пришедших в центр, религиозности. То есть аргумент «Церковь не разрешает аборты» не действует. Если бы эта логика для них работала, то они бы не пришли к мысли избавиться от беременности. А центр имеет дело с теми, кто планирует такое. Мысль об аборте пришла женщинам в голову, они видят в аборте выход из сложной ситуации – а это значит, что рассуждения верующих людей для них сложны. Можно, конечно, говорить о религии, но в основном действуют другие аргументы.
Нужно подойти с другой стороны: объяснять, что это вредно для здоровья, взывать к общечеловеческим понятиям. Сказать, например: жалко же котенка выкинуть или утопить? А щенка прогнать? Есть даже общество защиты животных. Почему же мы от ребенка (не родившегося) избавляемся? Еще, конечно, пробуждение материнских инстинктов. С этим сложнее. Это тоже работает, но очень часто у беременных женщин, которые пришли на аборт, материнский инстинкт отсутствует, иначе они бы не настраивались на операцию по прерыванию беременности. Но отец Максим был уверен, что эти инстинкты просыпаются и после рождения ребенка.
В женщине, которая держит на руках ребенка, проявляется то, что заложено в нее Господом и природой
«Их не было, не было, а малыш появился на свет, мама начинает за ним ухаживать – инстинкты появляются. С грудным кормлением у нее начинает развиваться то, что и должно развиваться, – естественное явление. В женщине, которая держит на руках ребенка, проявляется то, что заложено в нее Господом и природой. Материнский инстинкт начинает работать в нашу пользу», – рассуждал отец Максим.
Отец Максим искренне радовался, что положительных примеров, достижений центра больше, чем неудач или проблем. По его наблюдениям, как правило, у обратившихся женщин жизнь налаживается после рождения ребенка. Они живут не в вакууме, устраиваются, находят работу. Всегда есть добрые люди. Конечно, некоторые стесняются просить помощи, но в основном немало хороших людей, которые готовы поделиться чем-то, помочь так, чтобы не смущать.
Зависимость от Христа – освобождение от всех прочих зависимостей
Семья и традиционные ценности
«Не плачь!»
Вышла в свет книга Святейшего Патриарха Кирилла «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность»
Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)
Священник рассказал, что ждет тех, кто обратился к астрологам и коучам
Митрополит Пантелеимон принял участие в заседании Священного Синода РПЦ
Установлен порядок рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство
В Иерусалимском Патриархате призвали все сестринские Церкви встать на защиту канонического православия на Украине
ЖУРНАЛЫ Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 октября 2024 года
Проведена встреча беседа со студентами на тему «Традиционные семейные ценности» в рамках Федерального проекта «Семейная сессия»
Молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет
Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем
Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления
Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)
"Союз Православных Женщин" в Луганской Народной Республике приглашает вас принять участие в образовательной программе
В Станично-Луганском музее донского казачества состоялась презентация книги "Вся ея жизнь – послушание. Памяти схиигумении Олимпиады (Дюбиной)"
Запретить деятельность Церкви как конфессии невозможно, – заявили в Московской Патриархии по поводу принятия на Украине закона о запрете Украинской Православной Церкви
Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»