В течение Великого поста мы чаще, чем обычно обращаемся к поминовению умерших. Вторая, третья и четвертая субботы Четыредесятницы являются поминальными.
Любая заупокойная молитва является ходатайством Церкви за тех ее членов, которые переступили порог вечности. И в этом ходатайстве не столь важное значение имеет содержание обычных заупокойных прошений («милости Божией, Царства Небесного и оставления грехов»), сколько то, в силу чего мы дерзаем обо всем этом просить. Молитва об умерших – это, прежде всего, свидетельство. Свидетельство принадлежности к Церкви тех, о ком она ходатайствует. Молясь о почивших, мы свидетельствуем об их принадлежности к Церкви.
Вот он, Господи, наш умерший. Он прожил небезупречную жизнь, он не был чужд греха, он не лишен страстей. Но он – наш, он – чадо Церкви и мы, церковная полнота, сегодня вместе ходатайствуем о нем и о других таких же, что они жили и умерли в лоне Твоей Церкви, в единстве и мире с нею. Поэтому и просим удостоить их возможных небесных благ.
Отсюда логичным выглядит тот факт, что Великим постом Церковь молится об усопших усиленно. С одной стороны, сама по себе Четыредесятница является временем подвига. Пусть малого, пусть далеко не совершенного, но все-таки подвига. Когда человек несет подвиг, его молитва хоть немного, да чище и внимательнее. Так или иначе, а в общении с Богом он прилежнее и благоговейнее, нежели в любое другое время. И как тут не помянуть тех, кто нуждается в нашей молитве и в церковном ходатайстве куда больше живых?
С другой стороны, немаловажно и то, что Церковь в течение поста молится о покойных соборно. Повторимся, церковная молитва об усопших является, прежде всего, свидетельством единства Церкви, распространяющегося как на христиан, живущих в нашем мире, так и на тех, кто обитает в вечности.
Великий пост – время подвига. У каждого он свой, но усилие над собой проявляет всякий. Однако подвига не бывает без искушений. Тем более, когда соблазны, что называется, валяются на дороге.
Один из таковых – надменность. Человек, несущий подвиг, на каком-то этапе начинает ощущать себя некоей самодостаточной единицей, человеком, строящим, так сказать, взаимоотношения с Богом самостоятельно. Даже в Церкви он начинает видеть не более чем посредника.
Лично мне как священнику таких индивидов приходится видеть все чаще. Раньше рассуждения на тему «я сам могу молиться Богу и посредники мне не нужны» были прерогативой нецерковных и почти что неверующих индивидов. Сегодня подобные высказывания нередко приходится слышать от вполне религиозных граждан. И вот на фоне всего этого Церковь напоминает нам о том, что все мы, христиане, едины во Христе, но единство это являет в себе исключительно Церковь как среда, в которой единственно возможен диалог человека и Бога.
Да, обращаться ко Всевышнему может всякий человек, во всякое время и на всяком месте. Но любая человеческая молитва, доже самая искренняя и чистая – не более чем монолог. Диалог же человека с Богом возможен исключительно в Церкви. Только в Церкви Бог отвечает на молитву человека, прощая ему грехи, приобщая его живой реальности Своего Небесного Царства, освящая и преображая его.
Делая акцент на своем единстве, простирающемся за пределы мира и времени, Церковь не позволяет нам забыть, что человек перед Богом – это человек в Церкви, и иначе просто не может быть.
Итак, предлагая нам участие в уставном поминовении усопших, Церковь обращает наше внимание на то, что в рамках Великого поста имеет особую важность. На необходимость молитвенно помнить о тех, кто нуждается в нашей молитве и церковном ходатайстве более всего. На то, что наш личный подвиг может быть полезен не только нам одним.
И, наконец, на то, что диалог с Богом, так старательно выстраиваемый нами посредством посильного постного и молитвенного подвига, возможен лишь при условии нашего единства с Церковью, нашей принадлежности к ней, нашего умения и желания жить в ее лоне, по правилам, предлагаемым ею, в соответствии с многовековым опытом благочестия, бережно сохраняемым ею, независимо от исторических перипетий и потрясений сегодняшнего дня.
Источник: spzh.news
Выступление Святейшего Патриарха Кирилла на заседании Бюро президиума Всемирного русского народного собора
Патриарх Кирилл встревожен двумя тенденциями в системе образования
Наше поколение живет в предапокалиптическом времени, – Патриарх Кирилл
Архипастыри почтили день памяти святой блаженной Параскевы Старобельской
День памяти преподобномученика Андрея Критского
Иконы: объекты для почитания или просто украшения?
Воспитание характера в школе
Митрополит Пантелеимон возглавил престольный праздник храма иконы Божией Матери «Спорительница хлебов»
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в больничном храме
Зависимость от Христа – освобождение от всех прочих зависимостей
Семья и традиционные ценности
«Не плачь!»
Вышла в свет книга Святейшего Патриарха Кирилла «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность»
Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)
Священник рассказал, что ждет тех, кто обратился к астрологам и коучам
Митрополит Пантелеимон принял участие в заседании Священного Синода РПЦ
Установлен порядок рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство
В Иерусалимском Патриархате призвали все сестринские Церкви встать на защиту канонического православия на Украине
ЖУРНАЛЫ Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 октября 2024 года
Проведена встреча беседа со студентами на тему «Традиционные семейные ценности» в рамках Федерального проекта «Семейная сессия»