16 ноября 2023 года – международный День философии.

Философия в переводе с греческого – «любовь к мудрости». Но, как мы знаем, мудрость мира сего – безумие перед Богом (1Кор. 3, 19). И наоборот, христианская мудрость – безумие для мира.

Философию определяют как форму мыслительной деятельности, направленную на всеобъемлющее рациональное осмысление мира и бытия человека в нем. Попытаемся именно с этой точки зрения поговорить о христианской философии.

Почему индивидуальность – не личность

На стенах архондарика одного из Афонских монастырей можно прочитать такую фразу: «Если ты умрешь прежде своей смерти, то не умрешь, когда будешь умирать». Суть этой фразы, как мне кажется, в том, что человеку для того, чтобы стать самим собой, нужно перестать быть тем, кем он сейчас является. Чтобы родиться для вечности, нужно умереть для времени.

Дело в том, что все мы рождены в себялюбии. Ничего не зная о Боге, мысли человека вращаются только вокруг самого себя. Наш мир – это совокупность маленьких, конкурирующих друг с другом, обособленных, автономных «я». Каждое из них утверждает свою самость, борясь с другими, такими же, как он сам, индивидуалистами.

Индивидуальность – это не личность. Индивидуалист считает себя выше и значимее других. Все происходящие события он измеряет линейкой собственного ума, которая для него стандарт истины. Индивидуалист, утратив связь с целым, живет в параллельной реальности, воспринимая мир через призму собственных душевных болезней. Он даже не догадывается, что это всего лишь сон его собственного эгоизма.

Но вот приходит время умирать, и смерть открывает ему эту страшную правду. Самое страшное в ней то, что, оказывается, его жизнь закончилась намного раньше, чем наступила смерть тела. Поскольку душа так и не смогла опытно познать истинную жизнь, которой Бог является по Своей сути. Гордость и другие страсти разъели душу подобно ржавчине. Благодать отступила, потому что ложь сделала сердце злым. Жизнь прошла в шумном гаме человеческого общежития и суете многопопечительности. Душа так и не смогла остановиться, чтобы побыть наедине с Богом и с самой собой. А ей так нужно было это уединение!

Истинное уединение

Человек создан по образу Единого Бога, и ему нужно иногда быть одному. Длительное физическое уединение, конечно, вещь сложная и опасная. Если человек убегает от мира, чтобы избавиться от неприятных ему людей, то вместо уединения он останется один на один с легионом бесов.

Уединение – это не диалог самовлюбленного эгоиста с самим собой, не попытка утвердить свое «я» в вечности, сделать его независимым от всех прочих существ. Истинное уединение – это жилище личности, а ложное – индивидуальности.

Личность соткана из любви, это ее естественное свойство, изначально заложенное Богом. Но индивидуальность этого не знает. Она живет ради себя даже тогда, когда думает, что живет ради других. Эта наша индивидуальность должна в нас умереть до физической смерти, чтобы воскресла наша личность.

Наше эго воспринимает такое умирание как самое настоящее исчезновение самого себя, как свой полный распад и исчезновение. Индивидуалист всегда выделяет свою инаковость, уникальность, отличие от других. «Я» особенный. Он не знает, что спасение души в единстве с Богом и в Нем с другими людьми, а не в обособленности.

Общественный шум – вместо настоящего общения

Сегодня редко можно встретить человека, который ищет физического и внутреннего уединения, того, кто стремится обрести покой и мир сердца. В современном мире человек – винтик общества потребителей.

Наш социум представляет собой бесформенное море индивидуумов, подчиненных ветрам вожделения, волнам страха и вражды. Парадокс этого общества в том, что, несмотря на тесноту, давку и скученность, люди живут в глубоком метафизическом одиночестве. Пустые речи, навязанные СМИ, модой и политиками, оценочные штампы и стереотипы мышления – это среда их обитания.

Ментальность отличается выраженной деградацией способности к критическому независимому оригинальному мышлению. Поколение интернета и СМИ всегда готово одобрительно кивать любой, даже самой бесчеловечной, пропаганде. Их отличает отсутствие сопереживания, умения слушать, думать и анализировать своей собственной головой. Общественный шум и развлечения заменили настоящий диалог и общение.

Человеческая индивидуальность влачит атомарное бессмысленное существование в окружении таких же, как и она сама, людских атомов.

Суть жизни этих безликих «я» – в попытке отделить себя от других талантом, капиталом, властью, социальным положением и т. п. В мире все меньше радости, потому что люди защищают свое воображаемое «я», считая его чем-то важным. Сравнивая свою тень с тенями других людей, они живут в иллюзорном мире. Чем весомее индивидуалист в собственных глазах, тем старательнее он утверждается, осуждая других.

И у святых бывают недостатки

Но таланты даны нам Богом не для самих себя. Все человечество – как один человек. И то, что дано одному, дано всем. Святость не отделяет людей друг от друга, не ставит выше других. Тот, кто не имеет внутри себя духовной нищеты, кто не совлек с себя свое эго, хочет он того или нет, всегда будет действовать во славу свою, даже когда что-то совершает во славу Божию.

В этом нет ничего удивительного. Апостолы спорили друг с другом, выгадывая себе в Царстве Божием первые места. Иаков и Иоанн хотели обойти всех и сесть по правую и по левую руку от Спасителя. Зависть к духовному преуспеянию других, к сожалению, обычное дело в монастыре. Но даже те, кто достиг определенных успехов в духовной жизни, не представляют из себя сладкое духовное пирожное.

Господь Своим Промыслом попускает им падать в духовные немощи и иметь множество недостатков. Даже у святых может быть тяжелый характер, приступы тоски и малодушия, сухости и безразличия к духовной жизни. Их жизнь зачастую совсем не похожа на рафинированные рассказы житийных повествований, отредактированные заботливыми клерками духовных школ.

Все эти беды Бог попускает святым для того, чтобы они научились смирению, чтобы восприняли свою незначительность как должное и потеряли всякий интерес к своему «я».

Бог каждого из них ведет Своими, ведомыми только Ему одному, тропами в горний Иерусалим. Только когда в нас исчезнет всякое желание соперничать с другими, мы начнем познавать, что такое радость в Боге, и получим способность видеть Его в окружающих нас людях. Тогда же исчезнет и всякое желание и даже способность к осуждению.

Истощание или возрастание?

Бог – это Любовь. Если мы созданы по образу Божьему, то любовь – это наша натура, она единственная суть и причина нашего бытия. Следовательно, все, что мы делаем не по любви, не сможет дать нам мира и радости. Чтобы обрести покой, мы должны стать святыми, так же как свят Бог. «Итак, будьте совершенны, подобно тому, как совершенен ваш Отец на небесах» (Мф. 5, 48).

Но можно ли нам вообще о таком думать? Не будет ли это безумием? Будет, если для нас святость – это то, что возвышает. Но если мы поймем, что путь к Божьему совершенству ведет к максимальному умалению и уничижению себя, это и будет та самая смерть, умирая которой при жизни мы избавляемся от нее при наступлении смерти.

Нужно понимать, что святость Бога таинственна и превосходит любые наши о ней представления. Часто мы ее представляем такой, как нам ее рисует наш эгоизм. Т. е. как всемогущество, силу, величие, верховную власть и т. п. Но нужно только внимательно всмотреться в Человеческий лик Христа, чтобы понять, идя каким путем мы можем достичь Божественного совершенства.

Второе Лицо Троицы, став Человеком, пришло в мир, родившись в хлеву. Он бежал в Египет от Ирода, был гоним от книжников и иудеев, испытывал голод и жажду, Он умер страшной и мучительной смертью. Иисус Христос как Человек испытал самое страшное одиночество – Богооставленность. И это произошло именно тогда, когда помощь Небесного Отца Ему была нужнее всего.

Путь к святости не в том, чтобы стремиться обрести дары Духа Святого, а в том, чтобы смириться так, как это сделал Христос. Стремление к совершенству в истощании, а не в возрастании. Только отрекаясь себя, мы можем получить надежду обрести Бога. Становясь ничем, мы начинаем жить в Нем. Это и значит умереть прежде смерти, чтобы не умирать тогда, когда будем умирать.

Своими силами, своим стремлением, соперничая с другими, нам этого не добиться. И все потому, что в нас самих нет любви. Только когда Сама Любовь соединит нас с Собой, мы получим возможность самим стать любовью. Тогда, став богом по благодати, человек находит в себе свое истинное «я». А это и есть наша святость.

Протоиерей Игорь Рябко

Источник: spzh.news