Иеромонах Феофан (Друганов):
Радость Пасхи – это очень глубокое, таинственное явление для меня. Оно не поддается никакому прогнозированию или «манипуляции» с моей стороны, как и любое особое действие благодати Божией. Как известно, «Дух дышит где хочет, и глас его слышишь, и не знаешь, откуда он приходит, и куда уходит» (Ин 3:8). Каждый год Пасха чем-то отличается. В какие-то годы радость более явная, а в какие-то менее. И я бы не стал связывать это с какими-то внешними факторами проведения Поста, мерой молитвенного и аскетического подвига. Это связано с глубоким внутренним состоянием сердца, которое даже самому мне не всегда до конца ведомо и понятно.
В последнее время я не ставлю себе такой цели, получить какую-то особую, сугубую радость на Пасху. Я стараюсь довериться Промыслу Божьему в течение Поста и Страстной Недели, просто идти рядом со Христом через все эти события. Выполнить все, что от меня требуется и зависит в моих послушаниях, в богослужениях, в подготовке к Празднику. И самое главное, сохранить мирное состояние внутри себя и со всеми окружающими как в преддверии, так и в сам праздник Пасхи. И тогда радость и утешение сохраняется и до, и во время, и после Пасхи.
На мой взгляд, вопрос получения благодати и радости на праздник Пасхи нужно целиком и полностью оставить в руках Божьих, а самому заниматься своим делом, стараться выполнить свои послушания, обязанности, так же, как и Христос выполнил Свое послушание Отцу.
Радость по-гречески звучит, как χάρις, что одновременно переводится на русский язык, как «благодать». А благодать, как известно, даётся смиренному сердцу. Поэтому для меня Пасхальная радость измеряется тем, насколько мирно мое сердце, насколько в нем есть христианская любовь и смирение. А чувственная составляющая радости — скорее более производная и несущественная.
Иерей Владимир Коляда:
Я не знаю, можно ли искусственно из себя выжать радость Пасхи. Я просто жду встречи с благодарностью Господу за то, что Он сделал для меня лично, для мира, для других людей. Какая она будет – тихая, радостная, в каких-то эмоциях, переживаниях, или еще в чем-то, в спокойствии или в суете, это уже все второстепенно. Это мои качества, это мои чувства. Для меня ценно то, что Христос сделал. Я жду этого момента. А благодать каждый раз Господь даёт по-разному.
Что я делаю, чтобы ее обрести? Просто стараюсь жить по Евангелию. Радость, она сама автоматически приходит, когда нужно. Господь действует внутри меня, и все тогда уже непринципиально.
Протоиерей Михаил Стрельников:
Я бы начал с определения, что такое пасхальная радость. Мы говорим не о том обычном состоянии, когда человек просто радуется, но о каком-то более глубоком. Радость о том, что Христос воскрес, всё-таки связана с нашей верой. Насколько глубоко мы верим, настолько же глубоко должны и радоваться. Это сложно измерить, но состояние радости зависит от глубины веры. Чем больше человек утверждается в вере, чем глубже он основывает свою жизнь на вере, тем больше и радости от того, что Христос воскрес.
Каждую неделю в воскресенье мы со всей Церковью празднуем и переносимся вместе в те дни пасхальной радости, которые были у учеников и последователей Христа. Церковь всегда радуется о том, что Христос воскрес, но ликует – именно ликует, по-особенному – один раз в году. И эта радость настолько великая, что церковь уделяет особому празднованию целую неделю – Светлую Седмицу. Но и после этой недели пасхальная радость не должна заканчиваться, и празднование Пасхи продолжается до Вознесения.
В пасхальных службах после Светлой Седмицы, до отдания праздника Пасхи и Вознесения интенсивность празднования и ликования немного уходит, смягчается. Церковь, зная природу человека, понимает, что человеку непросто сохранить интенсивную пасхальную радость в течение длительного периода времени. Но конечно, мы несём в себе эту радость и дальше, должны сохранять и нести в сердце.
Вы спросили, как я сохраняю радость Пасхи. На первом месте – конечно, богослужение, призывающее к этому ликованию, которое мы все разделяем, которое я сам как священник совершаю. Но на следующем месте, для меня очень важный момент – поделиться радостью. Потому что если радостью не делиться, то она не перестанет быть настолько светлой, этот свет куда-то уйдет. Выйдя из храма, если ты не будешь делиться радостью, то и свет будет в тебе гаснуть, как лампочка в фонарике с севшей батарейкой.
Почему мы друг друга приветствуем «Христос Воскресе?» Мы пробуждаем друг в друге эту радость, которой мы делимся. Ну и, конечно же, делиться надо не только словами, а вообще своим отношением. Потому что если человек весь светится, радуется, то общение с ним приятно. Когда люди друг с другом этой пасхальной радостью делятся, она усиливается!
Иерей Владислав Алякин:
Несомненно, пасхальная радость появляется в душе каждый год. У меня она выражается в благодарности Богу, что дожили до Пасхи, снова её увидели, снова встретили, снова почувствовали праздник, снова услышали Христос Воскресе, снова поделились этой радостью с близкими и родными.
Наверное, для того, чтобы её обрести, нужно побольше побыть наедине с самим собой и Богом, помолчать до Пасхи какое-то время, попоститься, чтобы снова через некоторое время снова собраться вместе в храме Божьем на праздничное богослужение, и пройти с народом крестным ходом с пением «Воскресение Твое Христе Спасе, Ангели поют на Небеси… »
Также, чтобы обрести радость, конечно, также нужно подготовиться через исповедь и искреннее покаяние и желание исправиться, почитать церковную духовную литературу, послушать в живую праведников нашего времени. Нужно настроиться!
Алексей Мельников, переводчик-редактор древних языков портала «Азбука веры»:
Радость есть всегда! У меня это, наверное, связано с тем, что, будучи певчим и чтецом, я уже много лет участвую в богослужениях Страстной седмицы, как минимум начиная с Великой Среды. А наше богослужение Страстной седмицы, столетиями отливавшееся в свою нынешнюю совершенную форму, состоит из самых глубоких, искренних и вдохновенных песнопений. Оно так устроено, что каждому даёт возможность не только вспомнить, но и таинственно пережить в реальности – не отдельно от других, но вместе со всей Церковью – все события евангельской истории. И оно медленно и постепенно подводит к великой радости Воскресения. Даже в самое трагичное время – на утрени Пятницы после чтения Страстных Евангелий – мы уже слышим отзвук предстоящего Воскресения. А вся Великая Суббота – время светлой печали о Христе –наполнена даже не предчувствием, а уверенностью в будущем торжестве Восстания Спасителя из мёртвых.
Поэтому для меня радость Пасхи неотделима от скорби и сопереживания предшествующих дней. Верю, что Господь готов послать пасхальную радость любому искренне молящемуся сердцу. Но думаю, что для большинства из нас самый прямой путь к ней – участие по мере сил и возможностей в церковных богослужениях. Если работа и жизненные обстоятельства этого не позволяют, то в наше время, к счастью, есть трансляции из храмов и видеозаписи служб.
Сергей Худиев, православный публицист:
Чтобы сохранить пасхальную радость, нужно сосредоточиться на Пасхе, а не на радости. Конечно, нет ничего неправильного в том, чтобы искать радости и утешения в этом пугающем и холодном мире. Но радость так устроена — ее нельзя найти, если искать именно ее. Она возникает как побочный эффект, когда мы сосредоточены на чем-то другом.
И вот нам надо сосредоточиться на том, Кто такой Христос, что Он сделал, что это означает для нас — и усердно вникать в Писание и в святоотеческие толкования. И по мере того как мы будем понимать значение Его смерти и Воскресения, в нас всё более и более будет прорастать радость о Нём.
Источник: azbyka.ru
Митрополит Пантелеимон совершил молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
Крестный ход с точным списком Луганской иконы Божией Матери пройдет по храмам Северодонецкой Епархии
Правящий архиерей почтил память приснопоминаемого митрополита Митрофана
Стартовал форум-стажировка по церковному социальному служению
Лекция на юридическом факультете Московского Государственного Университета
В Михайловском храме совершили поминовение почившего настоятеля
Митрополит Пантелеимон совершил воскресное богослужение в кафедральном соборе
В православном мессенджере "Зосима" будут банить за мат
В РПЦ обсуждают возможность преподавания церковнославянского языка в школах
Зачем мы хвалим Бога? Разве Ему это нужно?
В российских школах появился новый учебный предмет – «Семьеведение»
Общецерковная аспирантура первой из духовных школ России разработала и утвердила Принципы использования искусственного интеллекта в образовательной и научной деятельности
За две недели до Рождественского поста: подготовиться с любовью
Исповедь: тайная, частная, общая, генеральная… Как готовиться и о чем говорить
Комментарий руководителя Правового управления относительно принятия Госдумой поправки в законопроект о запрете «чайлдфри»
Состоялось очередное заседание Епархиального совета
Молебен и Литургия в кафедральном соборе
Митрополит Пантелеимон совершил молебен и освятил перекресток в районе магазина «Старт»
В педагогическом университете состоялся молодежный патриотический форум «Земля героев»
Подростки в компании: быть или казаться?