Счастье или райское блаженство?
«С новым счастьем!» — обязательно добавляем мы, поздравляя друг друга с Новым годом. Но каково оно, это счастье, о чем речь? И почему счастье должно начаться именно 1 января? Ведь день этот во Вселенной ничем не отличается от других. Новый год на Руси не всегда в это время начинали, а другие народы и сейчас его в иные даты встречают.
В своих замечательных радиобеседах, посвященных празднованию Нового года, протопресвитер Александр Шмеман много размышлял о феномене этого праздника:
«Сколь ни поверхностна, сколь ни лишена подлинной глубины эта общечеловеческая традиция встречать Новый год, сколь ни велико наше разочарование в самой возможности нового счастья, мы испытываем в эти минуты какое-то воодушевление. Мы, пусть на мгновение, готовы поверить, что это таинственное будущее, вдруг раскрывающееся перед нами, пока бьют свои двенадцать ударов часы, принесет нам новое, а значит, неведомое, небывалое счастье».
В беседах отца Александра масса мудрых слов о подлинном счастье и о том, что есть счастье для христианина. Стоит почитать…
Рай — это цель и суть нашего земного странствия под названием жизнь
А что, если накануне очередного года, когда со всех сторон назойливо звучат пожелания нового счастья, подумать о счастье неземном, грядущем, которое на земле невозможно, — о Рае. Хороший повод! А Рай — это ведь цель и суть нашего земного странствия под названием жизнь. Недавно прочла замысловатую фразу: «Истинный смысл этого священнодействия под сакральным названием ‟жизньˮ нам неведом». В чем-то можно согласиться. Но ведь и истинный смысл священного места под сакральным названием «Рай» нам неведом! Впереди — тайна. Потому написано и сказано о Рае сами знаете сколько. Есть и масса саркастических фантазий, шуток, утрирующих понятие Эдема и райского блаженства до абсурда.
Описание райских обителей у всех религий разное. К примеру, у мусульман и буддистов оно значительно отличается от того, к чему готовит человека христианство. Для мусульман в Раю уготованы еда, питье, прохлада, роскошные одежды, вечно молодые супруги. Для буддистов Рай — это нирвана, где нет желаний, напрочь, никаких.
А если почитать и попытаться осмыслить тексты Библии, святых отцов и богословские труды христианских мыслителей, то каков он — Рай Святой Троицы?
В Ветхом Завете
Исследователи Священного Писания различают два понятия Рая:
1) «земной», «рай сладости», о котором повествует книга Бытия;
2) Рай Небесный, что в Евангелии именуется Царством Небесным.
Открывая первые страницы Библии, читаем: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2, 8). Как видим, Бог не оставляет первого человека на произвол судьбы, а водворяет в особо приготовленное место. Не случайно при переводе древнееврейского слова ган на славянский язык было выбрано слово рай, что созвучно со словом радость и означает место, где человеку легко и отрадно (в греческом переводе стоит парадисос — прекрасный сад, исполненный прохлады и благоухания).
Контекст слов, использованных для описания Рая, крайне неоднозначен и в разных переводах имеет различные оттенки смысла. Например, Едем (Эден) в греческой Септуагинте — не название местности, а прилагательное, поясняющее, что представляет собой Рай, — блаженный, усладительный, роскошный. Выражение на востоке в русской Библии указывает на географическое расположение Рая, а в латинском переводе Библии, «Вульгате», употреблено a principle, то есть в начале, слово, с которого начинается и книга Бытия, и Евангелие от Иоанна. Выражение в начале имеет здесь уже не географический, а явно онтологический смысл. Этим «Вульгата» отмечает, что Рай был изначален для человека.
Таким образом, часть толкователей Библии понимала текст о Рае в буквальном смысле, другие же — только в символическом, считая все повествование о Едемском саде аллегорией.
В книге Бытия говорится не о реальных реках и землях, а о чем-то ином, смысл чего скрыт под географическими названиями
При описании Рая говорится, что поток, орошавший его, был источником четырех рек — Фисона, Гихона, Тигра и Евфрата. Но если реки Евфрат и Тигр (Хиддекель) реально существуют, то Фисона и Гихона на географической карте древнего мира мы не находим. Учитывая сказанное, можно предположить, что в книге Бытия говорится не о реальных реках и землях, а о чем-то ином, смысл чего скрыт под географическими названиями. По учению некоторых отцов Церкви (Григория Богослова, Амвросия Медиоланского), Рай — это не просто местонахождение первого человека, но и символ его особой близости к Богу. А вот святитель Иоанн Златоуст был убежден в том, что Рай находился именно на земле, и пророк Моисей подробно описал это место именно для того, чтобы подтвердить его реальность.
Все исследователи, буквально понимавшие сказание о Едемском саде, естественно, хотели определить его местонахождение, но к единому мнению так и не пришли. Одни искали его в восточной Азии, считая Раем целую страну — Едем; другие находили его между Евфратом и Гангом; третьи — в Сирии, четвертые — в Месопотамии или Халдее. Кроме того, существует предположение, что первозданный Рай был смыт с лица земли Всемирным потопом.
Слова Библии о том, что Господь «поселил его (человека) в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15), указывают на творческую роль человека в мироздании. А святитель Иоанн Златоуст объясняет их следующим образом: райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, но чтобы от чрезмерного удовольствия он не развратился, Бог предусмотрел для него легкий, необременительный и приятный труд, что стало прекрасным средством для физических, а отчасти и умственных упражнений.
Итак, жизнь Адама и Евы в Раю имела вот такие черты идеального счастья:
-
близость к Богу;
-
свободное пользование плодами райского сада;
-
господство над животными;
-
гармоничное единение первозданной четы;
-
невинность, не ведающая чувства стыда;
-
отсутствие смерти.
Однако важную роль там играло испытание человека, ибо Бог насадил в Раю Древо познания, где впоследствии змей искушал Еву.
Все деревья в раю были «хорошими», так как ничего плохого Бог не создавал.
«Дерево познания, — пишет Митрополит Филарет (Дроздов), — быв избрано орудием испытания, пред(о)ставляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой — познание и ощущение зла в преслушании».
Бог одарил человека разумом, наделил его способностью отличать добро от зла, но запретил вкушать плоды от Древа познания
Бог одарил человека разумом, наделил его способностью отличать добро от зла, но в то же время запретил вкушать плоды от Древа познания, предостерегая его от ложного пути: от попытки стать независимым от Бога властителем мира и своей собственной судьбы.
В Раю Бог поручил Адаму дать имена всем животным, чем утвердилась власть человека над ними. Ведь в древности наречь имя означало определить суть данного существа и приобрести над ним власть.
Кроме Древа познания добра и зла, произрастил Господь Бог в Раю и еще одно древо, обладавшее чудодейственной силой — сообщать бессмертие тому, кто вкушает его плоды. Указанная особенность Древа жизни являла один из видов особого, сверхъестественного действия Божественной благодати. И в то же время древо жизни — как в самом Писании, так и у отцов Церкви — имеет еще и образное значение, указывая главным образом на Древо Крестное.
В Новом Завете
В Евангелии мы находим новую весть о Рае. Это уже Рай Небесный — царствие, уготованное Богом для человека от создания мира (Мф. 25, 34). И в то же время Новый Завет показывает, что Царство Божие находится внутри сердца человека (ср. Лк. 17, 21).
«Пребывать в Раю, в Едеме, на востоке — это непреложное требование для жизни христианина на земле. Это призыв и вместе с тем доступная для человека реальность»,
— пишет в своем богословском труде «И сказал Бог…» протоиерей Николай Иванов.
Вспомним Преображение Господне, во время которого Петр от лица троих апостолов воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4). Незадолго до события на горе Фавор Спаситель сказал Своим ученикам: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). И, действительно, Царство Божие, обозначенное Моисеем словом Рай, сошло в момент Преображения на землю «в силе». Оно наполнило души апостолов ощущением того блаженства, которое Моисей выразил кратко через слово Эден (в переводе с древнееврейского — наслаждение).
«Молитва, особенно во время совершения Божественной литургии и Причащения Святых Христовых Тайн, возвышает человека до Неба, до светлого Рая, в котором, по предвечному замыслу Творца о человеке, должен он пребывать, как в своем вожделенном Отечестве»,
— это изречение святого праведного Иоанна Кронштадтского свидетельствует о том, что не только у апостолов, но и у других последователей Христа бывали хотя бы и редкие, но все же реальные ощущения близости Божией, близости Рая, когда человек собеседует с Отцом Небесным. Об этом свидетельствует апостол Павел: «знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 3–4).
Примеры переживания сладости Рая можно найти в житиях многих угодников Божиих
Примеры подобного восхищения на небо или переживания сладости Рая можно найти в житиях многих угодников Божиих. Так, благодатью Божией был осиян преподобный Серафим Саровский во время беседы с Мотовиловым. В эти краткие мгновения святой старец и его собеседник были озарены несказанным светом, подобно апостолам на горе Фавор.
Но «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15, 50), поэтому человек не может в теле навсегда остаться в Раю. Удел всех потомков ветхого Адама — прежде чем стать небожителями, пройти врата смерти, чрез которые прошел даже Сын Божий, став человеком. По слову Афанасия Великого:
«Вопрос, где находятся отшедшие души, — вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».
Рай Небесный — это место, где обитают души праведников и святых после смерти и частного суда до дня Второго пришествия Христова
Из Священного Писания известно, что Рай Небесный — это место, где обитают души праведников и святых после смерти и частного суда до дня Второго пришествия Христова. Они пребывают там, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь радование и блаженство. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом разбойник, тот, который раскаялся (ср. Лк. 23, 43). Об этом рае Господь говорил апостолам: «в доме Отца Моего обителей много… иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2), а Павел, напоминая о смерти, писал христианам Коринфа: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1).
Священное Предание уточняет, что души святых в небесных обителях не в одинаковой степени испытывают блаженство, но так, как соответствует их достоинству. Некоторые отцы Церкви (в частности, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) утверждают, что святые, находящиеся в Небесном Рае, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о еще живущих на земле.
В житиях отдельных святых имеются описания видений Рая Небесного, где он представляется как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. И опять-таки, нет возможности точно сказать, стоит ли воспринимать эти свидетельства буквально, или же это некие аллегории, образы…
Вот каковы библейские образы будущего века, что явит людям существование, противоположное тому, к которому привел грех: чудесное плодородие природы (ср. Ам. 9, 13; Иоил. 3, 18), всеобщий мир не только среди людей (ср. Ис. 2, 4), но и между животными (ср. Ис. 11, 6–9; 65, 25), чистейшая радость (ср. Иер. 31, 13; Ис. 35, 10), упразднение всякого страдания и самой смерти (ср. Ис. 35, 5; 25, 8; Откр. 21, 4), уничтожение древнего змия (ср. Откр. 20, 2).
Самое заветное слово
Христианство, опираясь на тексты Ветхого и Нового Заветов, делает несколько важных акцентов:
-
Во-первых, райская жизнь, восстановленная после Страшного Суда, во многом превзойдет первозданный Едем.
-
Во-вторых, в ней уже не будет какой-либо мысли об испытании человека и возможности грехопадения.
-
В-третьих, вечная, райская жизнь начинается здесь — на земле, — ибо сказано Богом: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).
Новый рай, Эдем, Царство Небесное, по слову апостола Петра, раскроется во всей своей полноте на «новом небе и новой земле», где «обитает правда» (2 Пет. 3, 13).
Однако самое яркое, емкое и бередящее душу описание грядущего райского счастья, данное человеком, прозвучало из уст апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).
А из уст Самого Бога о нашем таинственном, неведомом будущем прозвучало слово, пожалуй, самое желанное, заветное для каждого из нас, в реальность которого так трудно (но так хотелось бы!) поверить, живя в мире, где все зыбко, непостоянно и конечно. Христос сказал о счастье, которое никогда не пройдет: «и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).
Как провести Страстную седмицу
Протоиерей Михаил Чекунов: "Промыслом Божьим, волей святого Александра и благословением отца Зосимы"
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Недели ваий
В научной библиотеке им. М. Горького состоялись игры знатоков Православной культуры среди школьников 3-5 классов «Зёрнышки Истины»
Вход Господень в Иерусалим
Не Тот, Кого ждали
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Лазаревой Субботы
Митрополит Пантелеимон посетил пребывающую на лечении игумению Антонию
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Перспективы метода "искусственных" половых клеток ужасны, заявил священник
Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения
Правящий архиерей совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров во 2-м городском благочинии
Клирик Перевальского благочиния встретился с учениками школы №15 пгт. Ящиково
Курсовая подготовка наставников Братства Православных Следопытов
О самых действенных средствах борьбы со страстями
В РПЦ призвали ввести наказание за ложные доносы на семью
Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
В Церкви призвали международных правозащитников зафиксировать как правонарушение задержание украинскими спецслужбами митрополита Святогорского Арсения
Митрополит Пантелеимон совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров в Александровском благочинии
Задержан наместник Свято-Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений