Результаты посещения педагога-коуча зависят от целеполагания как человека, так и самого специалиста, обращение же к оккультным практикам может привести к самым печальным последствиям, вплоть до сумасшествия и смерти, рассказал РИА Новости доцент Московской духовной академии, кандидат богословия, клирик столичного храма Воскресения Словущего в Брюсовом переулке священник Антоний Борисов.

Сомнительные услуги

«Доверять людям, которые занимаются астрологией, тарологией, гаданием, оккультизмом, псевдопрофессиональным коучингом, конечно, нельзя. Это обманщики, которые либо просто меркантильно зарабатывают на фантазиях и страстях людей, либо, что еще хуже, от восхищения собой уверились в наличии якобы особых или сверхъестественных способностей», — сказал отец Антоний.

Единственное исключение, отметил он — педагоги-коучи, «но и тут надо быть осторожным». «Все зависит от мотивации как человека, так и тренера. Педагог может стремиться помочь стать лучше в тех или иных профессиональных областях (например, ораторское мастерство, деловые способности, ведение переговоров), а может просто паразитировать на человеческом самолюбии, гордости и иных страстях, манипулировать человеком. Важно и целеполагание самого ученика: чего он на самом деле хочет? Подогреть собственный эгоизм или улучшить свои качества, чтобы затем принести пользу людям? Святой Григорий Богослов, например, до принятия крещения учился в Афинской академии, изучал философию, риторику и другие науки — и затем, крестившись, использовал эти знания в своем епископском служении», — пояснил священник.

По его словам, между псевдопрофессиональным коучингом, астропрогнозами, гаданиями и оккультизмом много общего. «При всем разнообразии подобного рынка «услуг» он объединён одним общим принципом – магическим подходом — стремлением человека найти «ниточки», за которые можно дёргать и гарантированно достигать необходимого эффекта — продолжительной жизни, достатка, здоровья, успеха. Люди ожидают «механистического чуда», когда нужно осуществить определенные действия, и будет результат. При этом, не проявляется желания думать и трудиться над тем, кем ты сам являешься, что у тебя с совестью, чистотой души и сердца? Иными словами, чтобы «у них все было, а им за это ничего не было». Что на практике означает обычно стремление к совмещению материального благополучия с порочным образом жизни», — считает отец Антоний.

Христианство же, подчеркнул священник, предполагает другой подход, где «важно покаяние — не просто сожаление об ошибках прошлого, а готовность, намерение построить жизнь в соответствии с заповедями Божьими». «В Евангелии говорится о чудесах, которые совершал Христос. Оппоненты Христа требовали доказательств, чудес напоказ, фокусов, знамений. Так же действовал дьявол, искушая Христа в пустыне, прося доказать, что он Бог. Христос же совершал чудеса тихо, они были проявлением милосердия Божиего в ответ на веру, нужду человека и внутреннюю готовность измениться, стать лучше, чище, добрее», — сказал священнослужитель.

Но и покаяние, добавил он, вовсе не гарантирует, что Бог будет автоматически делать то, о чем Его попросил в молитве человек. «Бог поступает с точки зрения педагогической пользы – что будет лучше для человека? Маленький ребенок может хотеть взять блестящий нож, но ему не стоит его давать, даже если он очень просит и плачет. Поэтому верующему человеку нужно доверять Богу и помнить слова главной христианской молитвы – «Отче наш, да будет воля твоя, как на небе, так и на земле», — советует священник.

Ад или свобода

Что касается оккультных практик, «когда человек осознанно обращается не к Богу, а к тёмной стороне духовного мира – это чревато непоправимыми последствиями – впадением в уныние, сумасшествием и даже смертью», предупреждает отец Антоний.

«Церковь говорит о существовании темной стороны духовного мира – дьяволе — даже в молитве «Отче наш» — «избавь нас от лукавого», то есть от дьявола. Лукавый – тот, кто льстит, хвалит, обманывая, искажает правду с целью отвратить человека от служения истинному Богу. С темным миром можно вступить в общение, и он будет отвечать через какие-либо практики, но лукавым образом, чтобы человека довести до самых печальных последствий, чтобы он в конечном счёте расплатился своей бессмертной душой за оказанные «услуги», — священнослужитель.

Он напомнил об иконе Богородицы «Взыскание погибших», которая расположена в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке. «Название иконы отсылает к истории, которая, как говорят, легла в основу «Фауста» Гете. Живший в VII веке в Византии церковный клирик Феофил заключил сделку с дьяволом, получил высокую должность, а потом начал сходить с ума от ужаса и уныния, ощущал, что он больше не хозяин своей жизни. И только покаявшись, снова обрел себя – сумел с помощью Богородицы расторгнуть контракт с сатаной. Богоматерь помогла Феофилу «взыскать», то есть найти его погибшую и потерянную душу. На самом деле, перед каждым из нас стоит простой выбор: либо ты подчиняешь себя добру и через это получаешь настоящую свободу, либо зло подчиняет тебя себе. И тогда ты лишаешься свободы, становишься пленником своих желаний, пороков, страстей и расплачиваешься за это душевным и телесным здоровьем — и в конце бытием как таковым, становишься пленником ада ещё при жизни», — рассказал священник.

Симптомами этого адского состояния, добавил он, является озлобленность, потеря душевного мира, утрата надежды и радости, «неспособность заглушить сосущую изнутри тоску даже самыми изощренными материальными способами». «Человек же, живущий в согласии с Богом, со своей совестью, чувствует мир, радость, надежду. Если человек пытается вернуть себе радость жизни не через покаяние, то есть деятельное исправление жизни и возвращение к Богу, а, условно говоря, пытается «чёрную дыру» внутри себя заполнить какими-то предметами роскоши, утехами, обращением к астрологам, гадалкам, горе-тренерам и так далее – это напоминает попытку потушить костёр, поливая его бензином», — сказал отец Антоний.

Он обратил внимание, на то, что Бог может дать человеку возможность «прийти к нему и вне христианской традиции», но тогда человеку нужно сделать ответственный выбор. «Когда родился Иисус Христос, одними из первых Ему поклониться пришли волхвы с Востока – скорее всего, астрономы, может быть, даже астрологи, вероятно, язычники. Они наблюдали за ходом небесных светил, увидели новую звезду и последовали за ней. Она привела их ко младенцу Иисусу — истинному Богу. Писание затем говорит, что иным путём эти люди отошли в свой дом, то есть они оставили свои служения, несмотря на то что оно привело их ко Христу. Это говорит о том, что Бог может давать человеку понять что-то за пределами христианской традиции, но, если человек получает такое откровение, это накладывает на него ответственность. Он должен сделать выбор — принять веру как дар Божий и всецело измениться, или продолжать лгать себе и доверяться звёздам, картам и прочим суевериям, оставаясь при этом в плену у тьмы.

Источник: ria.ru