Семья идет в класс: О чем расскажут на уроках семьеведения?

С этого учебного года в российских школах появился новый учебный предмет — «Семьеведение». Пока — без официальных учебников и в виде внеурочной деятельности. Но книги уже на подходе: издательство «Просвещение» начало подготовку курса учебных пособий по «Семьеведению» для 5-9 классов.

Как заверяют в издательстве, вся работа идет вместе с учителями, родителями и экспертами-психологами при активном участии комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

Подчеркнем: курс внеурочный, начинается с 5 класса и рассчитан на 34 академических часа (раз в неделю). Школы уже сейчас могут ставить его после основных уроков или включать элементы в программу понедельничных «Разговоров о важном», но пока это не обязательная история.

Учебники, по которым будут преподавать «Семьеведение», должны появиться в первом квартале 2025 года. Это будут пособия для 5-7 и 8-9 классов. В каждом — по пять разделов, которые повторяют разделы рабочей программы курса «Моя семья», размещенного на портале единого содержания общего образования Минпросвещения. Вот эти разделы: «Человек, семья, общество», «Мои родственники — похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего — погода в доме», «Современная семья и право».

Как заверяют в издательстве, вся работа идет вместе с учителями, родителями и экспертами-психологами при активном участии комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства.

Подчеркнем: курс внеурочный, начинается с 5 класса и рассчитан на 34 академических часа (раз в неделю). Школы уже сейчас могут ставить его после основных уроков или включать элементы в программу понедельничных «Разговоров о важном», но пока это не обязательная история.

Учебники, по которым будут преподавать «Семьеведение», должны появиться в первом квартале 2025 года. Это будут пособия для 5-7 и 8-9 классов. В каждом — по пять разделов, которые повторяют разделы рабочей программы курса «Моя семья», размещенного на портале единого содержания общего образования Минпросвещения. Вот эти разделы: «Человек, семья, общество», «Мои родственники — похожие и разные», «О семейном уюте и не только», «Важней всего — погода в доме», «Современная семья и право».

Авторы курса обещают, что уроки будут проходит в форме простой доверительной беседы, без контрольных работ и оценок.

Например, первая «глава» раздела «Человек, семья, общество» — «Как и для чего создается семья?». О чем здесь? Для 5-7 классов — о семье в различные исторические эпохи: от древности до настоящего времени. Расскажут о мотивах создания семьи и вступления в брак. Познакомят с духовно-нравственными ценностями.

Для 8-9 классов содержание такое: «Выбор спутника жизни. Особенности брачно-семейных отношений. Изменение ролей мужчины, женщины и детей в семье. Семья и брак в современном обществе».

В разделе «Мои родственники — похожие и разные» можно будет обсудить проблемы братьев и сестер. Например, в 5-7 классах в таком ключе: «Конструктивное взаимодействие детей с братьями, сестрами. Общение с братьями и сестрами в семье как необходимый опыт для создания в будущем собственной семьи. Отношения братьев и сестер в художественных произведениях». Для ребят постарше темы такие: «Проблема психологического неприятия и конкуренции между разновозрастными и сводными детьми в семье и пути ее преодоления».

Все еще есть вопросы: кто будет преподавать, где взять столько психологов и историков? Но без нравственного стержня прочную семью не создать и не сохранить

Насколько своевременно появление такого курса? Нужно ли делать его обязательным? Зацепят ли разговоры о важном и семейном учеников-подростков?

По мнению детского и семейного психолога Михаила Зотова, идеальное место для подобных разговоров — это первый курс университета, но при умелом подходе и для школьников он может быть полезным.

— Уже очень давно, лет 15 точно я говорю, что подобные вещи нужно давать на первых курсах всех вузов — от мала до велика. Студенты по-другому размышляют, они уже ближе к пониманию о взрослой автономной самостоятельной жизни, — считает психолог. — Есть большая вероятность, что подростки на таких уроках будут сидеть и хихикать или, напротив, нервничать. В их замечательные головы эта без сомнения важная и нужная информация вряд ли войдет. Кажется, немножко неточно выбран возраст. 9-11 класс — куда ближе. Но там уже подготовка к ЕГЭ, перегружать дополнительной информацией не хочется.

Михаил Зотов говорит, что именно студенческий возраст позволит получить тот самый отклик, которого хотят создатели курса.

— Отлично, что такая тема вообще появилась, и кажется, именно в вузах это должно появиться как отдельный предмет с рефератами и сочинениями, — говорит эксперт.

У Светланы Котовой четверо детей. Она учитель высшей категории и член Всероссийского родительского комитета. Светлана уверена: создание учебника и введение курса по семьеведению — важный шаг к восстановлению и популяризации традиционных семейных ценностей.

— В современных условиях, когда дети подвергаются влиянию негативных идеалов, важно закладывать основы ответственности, уважения и любви в семье со школьной скамьи, — говорит многодетная мама. — Мы должны говорить о семейных ценностях в школе. Это тот фундамент, на котором строится будущее нашей страны. Мы должны обезопасить детей от прозападных «идеалов», таких как однополые браки, гендерная свобода и неуважительное отношение к своим родителям с позиции «мне должны». Все эти установки разрушают семейные узы. Мы сегодня наблюдаем множество семейных трагедий. Сейчас нам важно стать для ребенка значимым взрослым, иначе наше место займут другие. Важно создать на занятиях такое пространство, где дети и подростки смогут научиться ценить свои корни, традиции и уважать свой род, свою семью.

Автор: Мария Агранович

Источник: RGRU