Некоторые из моих друзей на время Великого поста уходят с форумов и из социальных сетей, сберегая то немногое время, что остается у нас, мирян, от ежедневных забот, для духовного чтения и молитвы. Они создают в неудержимом течении времени островки безмолвия, тишины и мира души, приближения к Богу. Немного таких людей, и далеко не все понимают их. Мы разучились беречь наше время для самого главного, разучились искать ту тишину уединения, в которой только и созревают плоды нашего духа и которую искали наши предки.
На Руси Великим постом очень заботились о тишине, необходимой для духовной жизни. Один из арабских путешественников записал, что русские люди в первые дни Великого поста без особой нужды не покидали своих домов. Царь Алексей Михайлович на первой неделе поста никуда не выходил из дворца и никого не принимал. Подобным образом проводили эту неделю и вельможи. Шумная русская столица затихала. Улицы были пусты. Магазины на первые три дня поста закрывались. Все жители выходили только лишь в церкви, в простой темной одежде. Все питейные заведения были закрыты вплоть до пасхальной среды. До самой революции на время Великого поста закрывались театры и все увеселительные заведения – как рассказывал И. Шмелев, «по закону, чтобы было тихо и благородно… все веселения, чтобы для тишины».
Выбирать между миром и Богом – дело только нашего личного произволения, и у многих недостает этой решимости
Сегодня внешняя обстановка всей нашей жизни противоположна тем временам. Всё отвлекает нас от сосредоточения на духовной жизни, всё агрессивно заманивает в суету, рассеянность, развлечения, в мирское веселье. Выбирать между миром и Богом теперь – дело только нашего личного произволения, и у многих недостает этой решимости. И мы продолжаем привычно общаться в виртуальном пространстве, не замечая, что взращиваем и множим совсем не виртуальные грехи. И драгоценное, невосполнимое время поста проходит для нас без пользы…
А ведь это время действительно бесценно – более, чем любое другое. И если преподобный Никодим Святогорец сказал о всяком времени нашей жизни: «Помни, что цены нет тому времени, которое ты имеешь в руках своих, и что если попусту потратишь его, придет час, когда взыщешь его и не обретешь. Считай потерянным тот день, в который …не преодолевал своих худых склонностей и пожеланий»[1], – что же сказать о времени Великого поста, которое все должно быть посвящено благочестию и отречению от соблазнов мира?
О каком мире речь? Свт. Игнатий (Брянчанинов) пишет о двух значениях этого слова:
«1) Словом мiр обозначается все человечество…
2) Словом мiр обозначаются те человеки, которые проводят греховное, противное воле Божией, жительство, живут для времени, а не для вечности»[2].
В этом, втором, смысле, святые отцы называют миром ту область жизни, где царит грех. Прп. Иустин (Попович) объясняет:
«“Ибо все, что в мире: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего” (1 Ин. 2:16). Мир святой евангелист считает любовью ко греху, плотской похотью, невоздержанностью глаз, житейской гордостью, что суть первейшие грехи, первейшие орудия греха»[3].
Именно от этого мира призваны мы удаляться и удалять его из своей души, и особенно во время сугубой борьбы с грехом, во время Великого поста.
Свт. Тихон Задонский говорил:
«Если хотим, чтобы сердце наше истинным богопознанием просветилось, надо, чтобы мир вышел из сердца. <…> Ибо мир и просвещение – это две вещи противоположные, потому надо одной выступить вон, чтобы другая поместилась, и чем более будет выходить мир, тем более будет просвещаться сердце»[4].
Прп. Варсонофий Великий строго учил:
«Пост телесный ничего не значит без духовного поста внутреннего человека, который состоит из предохранения себя от страстей. Сей пост внутреннего человека приятен Богу и вознаградит для тебя недостаток телесного поста».
О том, что удаление от суеты, безмолвие, самоуглубление во время прохождения поста – это один из непременных источников победы над страстями, говорил свт. Николай Сербский:
«Пример поста, молитвы и безмолвия показал Своим ученикам Сам Христос… Пост – это жертва, безмолвие – самоуглубление, а молитва – вопль к Богу. Вот три источника великой духовной силы, которая делает человека победителем в борьбе и праведником в жизни»[5].
Прп. Амвросий Оптинский наставлял воздерживаться постом от излишнего общения
Прп. Амвросий Оптинский наставлял воздерживаться постом от излишнего общения:
«Приходит пост Великий, которому прилично более всего благоразумное молчание»[6].
Прп. Варсонофий Оптинский учил по возможности удаляться от обычаев мира:
«Сильно работает диавол, желая отвлечь людей от служения Богу, и в миру он достигает этого легко. …весь уклад мирской жизни, сложившийся по своим законам, разрушает, замедляет рост души»[7].
Свт. Иоанн Златоуст говорил о том, что истинный пост состоит в сочетании телесного воздержания с укрощением душевных страстей:
«Постящемуся более всего нужно обуздывать гнев, приучаться к кротости и снисходительности, иметь сокрушенное сердце, изгонять нечистые пожелания… изгонять из души всякую злобу на ближнего… Видишь, в чем состоит истинный пост. …главное, …чтобы с воздержанием от брашен соединили мы и воздержание от вредного (для души)»[8].
Прав. Иоанн Кронштадтский также писал о важности духовной стороны поста:
«Нужен ли пост, как воздержание от беспорядочных мыслей и движений сердца и неодобрительных поступков? <…> Ты знаешь, что мерзость Господу помысел неправедный (Притч. 15: 26), что Бог просит Себе твоего сердца, которое ты отдал на волю страстей, что не водворится у Него всякий лукавый (Пс. 5: 5) и нечистый. Если хочешь быть с Богом… тебе надобно попоститься душой своею, собрать свой ум, помышления исправить, мысли очистить… Телесный пост установлен для того, чтобы легче было поститься душе»[9].
Но как же нам укрощать страсти души, если мы каждый день выходим в виртуальное пространство, погружаясь в бесчисленные разговоры, обсуждения, споры? Ведь, по слову прав. Иоанна Кронштадского, «пустые речи, или, как говорят, переливание из пустого в порожнее, уносят из сердца живую веру, страх Божий и любовь к Богу»[10].
«Многоглаголание есть… дверь злословия, – предупреждал прп. Иоанн Лествичник, – руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния… расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы»[11].
Как же нам укрощать страсти души, если мы каждый день выходим в виртуальное пространство, погружаясь в бесчисленные обсуждения и споры?
А прпп. Варсонофий Великий и Иоанн Пророк прямо запрещали многие беседы:
«Не расслабляй себя беседами, ибо они не допускают тебя преуспевать о Боге. <…> Не суди, не уничижай и не соблазняй никого. Не приписывай никому того, чего не знаешь о нем достоверно, ибо это погибель душевная. Себе внимай…»[12].
Все эти слова о вреде пространного общения, кажется, прямо обращены к участникам социальных сетей. Кто-то мне возразит, что посещает только те страницы, что посвящены христианству. Увы, предостережения святых отцов вполне можно отнести и к этим виртуальным площадкам.
Изречения безымянных старцев ярко свидетельствуют о вреде многих разговоров даже о добром:
«Если часто открываются двери в комнате, из нее легко уходит тепло. Так и душа, если человек много говорит, хотя бы и доброго, теряет теплоту»[13].
Свт. Димитрий Ростовский также предостерегал:
«Кроме нужды, никогда не желай что-либо сказать или возвестить. Ибо от этого обыкновенно рождается много зла. Страсть лишнее говорить больше всех страстей незаметно и удобно вредит. Часто, начав с Божественных слов, переходим к сквернословию, клятвам и всему злому»[14].
Так происходит и в интернете. Сколько споров, оскорблений, брани, еретических мыслей можно встретить даже на христианских страницах…
Поневоле вспомнишь сетования свт. Григория Нисского, который описывал такие споры мирян с великой горечью:
«…одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Все полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это – торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов. Ты спросишь их об оболах (копейках), а они философствуют о Рожденном и Нерожденном. Хочешь узнать цену на хлеб, отвечают: “Отец больше Сына”. Справишься: готова ли баня? Говорят: “Сын произошел из несущих”»[15].
Поневоле задумаешься, возможно ли сохранить мир души и покаянный настрой, посещая социальные сети?
Поневоле взмолишься словами свт. Николая Сербского:
«Господи мой, не удаляйся от меня, да не умрет душа моя от препирательства праздного. Молчание в присутствии Твоем взращивает душу мою; празднословие в разлуке с Тобой раздирает и превращает ее в лен истрепанный»[16].
А каким предостережением звучат для любителей, казалось бы, невинного удовольствия пообщаться в социальных сетях слова прп. Макария о том, что любая страсть, с которой не борется человек, препятствует спасению:
«Что возлюбил человек в мире, то… овладевает им и не позволяет ему собраться с силами. <…> С какою страстью человек не борется мужественно, ту любит он, и она обладает им… и делается для него оковами и препятствием уму его обратиться к Богу, благоугодить Ему, и, послужив Ему единому, соделаться благопотребным для царствия и улучить вечную жизнь»[17].
Среди этих страстей, которые словно оковами или сетями опутывают человека, прп. Макарий Великий называет и те, что так хорошо знакомы любому участнику социальных сетей:
«Например, иной возлюбил… многоученую мирскую мудрость для славы человеческой; иной возлюбил начальство, иной – славу и человеческие почести, иной – гнев и досаду… иной любит безвременные сходбища, а иной – ревность; иной весь день проводит в рассеянии и удовольствиях; иной обольщается праздными помыслами; иной для человеческой славы любит быть как бы законоучителем; иной услаждается недеятельностию и нерадением… иной любит… шутки или сквернословие»[18].
Не все ли эти страсти взращиваем мы зачастую в себе, общаясь на просторах интернета?..
Прп. Макарий Великий при этом указывает и средство спасения, освобождения из тенет страстей:
«…как скоро душа возлюбила Господа, – исхищается из оных сетей собственною своею верою и великою рачительностью, а вместе и помощью свыше сподобляется вечного царства, и действительно возлюбив оное, по собственной своей воле и при помощи Господней, не лишается уже вечной жизни».
Привычка к общению в соцсетях становится для нас настоящей сетью, которой ловит и держит нас в своей власти враг
Действительно, привычка к общению в социальных сетях становится для нас настоящей сетью, которой ловит и держит нас в своей власти враг, и сетью крепкой, расторгнуть которую очень непросто. Это знает каждый, кто пытался побороть эту привычку. Но помощь Божия, как и говорит прп. Макарий Великий, близка каждому, желающему избавления от страстей и спасения, и Великим постом она близка особенно. К этому времени в наибольшей мере можно отнести слова апостола:
«Ибо сказано: во время благоприятное Я услышал тебя и в день спасения помог тебе. Вот, теперь время благоприятное, вот, теперь день спасения» (2 Кор. 6: 2).
Да, бывает и так, что с началом поста мы боримы духом уныния, сомнений, печали и ищем утешения в соцсетях. Но напрасно. Потому что не в гаджетах, не у людей надо искать избавления от этого искушения, а только у Бога. Прп. Макарий Оптинский писал обратившемуся к нему мирянину, которому кто-то советовал бороться с унынием рассеянной жизнью, что утешения в ней найти невозможно, потому что «для духа надобна духовная пища. Надобно искать утешения в вере в Господа нашего Иисуса Христа и святых Его заповедях, из коих одна научает нас тому, где можно найти успокоение: “…научитеся от Мене, – сказал Господь, – яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим” (Мф. 11, 29)»[19].
И мир души, и Свое утешение, и просвещение благодатью подает Господь проходящим Великий пост в истинном воздержании, и телесном, и душевном, по слову прп. Ефрема Сирина:
«Царствие Божие близко теперь ко всякому, кто служит Богу в правде; потому что настали дни чистого поста для того, кто действительно в чистоте постится. Итак, возлюбленные, будем содержать пост сей с ревностию и с чистым сердцем; потому что он сладостен и приятен для провождающих дни сии свято. …и всякому, кто ревностно соблюдает пост, отверзает Он дверь милосердия»[20].
Этого да сподобит и нас Господь!
Зависимость от Христа – освобождение от всех прочих зависимостей
Семья и традиционные ценности
«Не плачь!»
Вышла в свет книга Святейшего Патриарха Кирилла «Церковь и школа: Образование + Воспитание = Личность»
Итоговый документ Собрания игуменов и игумений Русской Православной Церкви (2024 г.)
Священник рассказал, что ждет тех, кто обратился к астрологам и коучам
Митрополит Пантелеимон принял участие в заседании Священного Синода РПЦ
Установлен порядок рассмотрения обращений о совершении отпеваний детей и подростков, совершивших самоубийство
В Иерусалимском Патриархате призвали все сестринские Церкви встать на защиту канонического православия на Украине
ЖУРНАЛЫ Священного Синода Русской Православной Церкви от 24 октября 2024 года
Проведена встреча беседа со студентами на тему «Традиционные семейные ценности» в рамках Федерального проекта «Семейная сессия»
Молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
В.Р. Легойда: Важно, от кого произошел человек, но еще важнее, что с ним произойдет
Преподобный Амвросий Оптинский: звезда на небосводе Божьем
Украина как апробационная площадка для новой унии: угрозы и пути преодоления
Луганская епархия доставила помощь в богадельню святителя Иоанна Шанхайского в Алчевске. Информационная сводка о помощи беженцам (за 15-17 октября 2024 года)
"Союз Православных Женщин" в Луганской Народной Республике приглашает вас принять участие в образовательной программе
В Станично-Луганском музее донского казачества состоялась презентация книги "Вся ея жизнь – послушание. Памяти схиигумении Олимпиады (Дюбиной)"
Запретить деятельность Церкви как конфессии невозможно, – заявили в Московской Патриархии по поводу принятия на Украине закона о запрете Украинской Православной Церкви
Заявление Правового управления Московской Патриархии в связи с вступлением в силу Закона Украины от 20.08.24 № 3894-IX «О защите конституционного строя в сфере деятельности религиозных организаций»
[1] Никодим Святогорец, прп. Невидимая брань. Гл. 12.
[2] Игнатий (Брянчанинов), свт. Приношение современному монашеству. Гл. 41.
[3] Иустин (Попович), прп. Толкование на 1-е соборное послание святого апостола Иоанна Богослова.
[4] Тихон Задонский, свт. Письма келейные. Письмо 32.
[5] Николай Сербский, свт. Миссионерские письма. Письмо 89.
[6] Амвросий Оптинский, прп. Письма к мирским особам. Письмо 35 // Собрание писем Оптинского старца Амвросия. – Козельск, 2012.
[7] Варсонофий Оптинский, прп. Духовное наследие. Беседы.
[8] Иоанн Златоуст, свт. Беседы на книгу Бытия. Беседа VIII.
[9] Иоанн Кронштадтский, прав. Слово в Неделю сыропустную.
[10] Иоанн Кронштадтский, прав. Моя жизнь во Христе.
[11] Иоанн Лествичник, прп. Лествица.
[12] Варсонофий Великий и Иоанн Пророк, прпп. Руководство к духовной жизни.
[13] Отечник. Составитель – свт. Игнатиий (Брянчанинов).
[14] Димитрий Ростовский, свт. Алфавит Духовный. Часть 2. Гл. 7. О том, чтобы хранить себя от смеха, празднословия и кощунства.
[15] Дворкин А. «Очерки по истории Вселенской Православной Церкви». // https://www.sedmitza.ru/lib/text/434718/
[16] Николай Сербский, свт. Молитвы на озере.
[17] Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. Беседа 5.
[18] Там же.
[19] Макарий Оптинский, прп. Письма разным лицам. Письмо от 31 июля 1853 года // Слово на пользу вашу. – Москва: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.
[20] Ефрем Сирин, прп. О посте.