Как хорошо издалека поцеловать ясли Христовы, поклониться Спасителю! Пойдем, как мудрые волхвы, путешествовать заранее!

Протоиерей Георгий Бреев

Два варианта подготовки к посту

Приближается Рождественский пост. Осталось две недели, и провести их можно по-разному.

Есть два базовых варианта подготовки к посту.

Первый. Лучше всего его можно выразить одним-единственным словом: карнавал. Первоначально слово «Карнавал» и означало: «мясо, прощай» (саrnе – «мясо» + vale – «прощай»). Заговины такие. Прощай, мол, мясо, молоко, сыр, нужное вписать, аж на целых 40 дней. Основательное такое прощание. В худшем случае оно принимает форму: «Так наемся любимых продуктов, чтобы 40 дней есть не хотелось!»

Проблема в этом подходе та, что такого рода «прощания» крайне негативно сказываются на состоянии здоровья. Насчет телесного здоровья все очевидно: мы все же не верблюды, и наедаться впрок – вредно. С душой все так же печально. Если мы натешимся и навеселимся за оставшиеся до поста дни вдоволь, где гарантия, что сорока дней поста нам хватит, чтобы просто прийти в себя?

Как там говорил святой Алексий (Мечев)?

«А ты старайся, чтобы я тебя мог не только за уши вытягивать, да на прежнее место ставить, а и каждый раз немножко повыше».

Наша задача – повыше становиться, повыше. А не позволять себе нырять в надежде, что пост нас, словно по мановению волшебной палочки, вытащит и вознесет этаким скоростным лифтом. Если мы, понимая, что через 3 дня нам предстоит начать восхождение на вершину, за оставшиеся дни нырнем с головой в болото, где гарантия, что за 40 дней (не так и много!) мы из него вылезти-то успеем? Какая уж там вершина…

Не в этом ли секрет – в том числе – духовно плодотворного поста? В том, чтобы изменить знаки: минус на плюс. Негатив на позитив, как сейчас принято говорить.

Пост – не время, когда мы что-то теряем, а время, когда мы приобретаем. Тогда и ожидание поста превратится из боязливого и неохотного – в радостное, бодрое и активное.

Тактические задачи

С чего начать?

С определения тактики. А любую тактику выстраивать лучше всего заранее. Негоже это – проснуться в первый день поста и лихорадочно взяться за упорядочение своей внутренней и внешней жизни. Шансы на успешное путешествие у того, кто швыряет в рюкзак первое попавшееся под руку буквально за минуту до выхода из дома, минимальные.

Итак, берем блокнот, карандаш и составляем перечень тактических задач. В него включим следующие пункты:

1. Упорядочим молитвенное правило. Заранее решим, что и как мы включим в него, чтобы дни поста были наполнены живой и сосредоточенной, осмысленной и внимательной молитвой.

Может быть, поищем какие-то новые формы? Откроем, например, стихиры из канонов предпразднества, замечательнейшим образом раскрывающих таинство Рождества?[1] Определим себе в качестве ежедневного правила какое-то количество Иисусовых молитв? Возьмем на эти дни с полки Псалтирь?

Что угодно, лишь бы согрелось и ожило сердце.

2. Чтение Священного Писания и его продолжения – святых отцов.

Общеизвестно же:

«Наш пост должен быть соразмерен нашей молитве и чтению».

Определим и положим себе за правило ежедневное чтение Евангелия и – наконец-то! – Апостола. Не остановимся на этом.

«Каждый, кто прикасался к чтению духовной литературы, знает, как это чтение меняет его сердце», – заметил однажды протоиерей Димитрий Смирнов.

Хотим испытать это на себе? Составляем в эти дни список книг на пост.

Выбор – колоссален! От Аввы Дорофея до «Бесед» святого Паисия Афонского, от «Записей» о. Александра Ельчанинова до «Поучений» старцев Оптинских, от святителя Тихона Задонского – до игумена Никона (Воробьева), от «Писем» архимандрита Иоанна (Крестьянкина) до «Проповедей» святого Иоанна Кронштадтского и «Зерен добромыслия» архимандрита Фаддея (Витовницкого).

Лишь бы читать.

Выбранные книги хорошо бы сложить на отдельную полочку, чтобы они были зримым напоминанием: «Возьми! Прочти!»

Выбранные книги хорошо бы сложить на отдельную полочку, чтобы они были зримым напоминанием: «Возьми! Прочти!» Опыт показывает: если книга находится в поле зрения, шансы на то, что она все же будет прочитана, резко возрастают.

(В качестве дополнительного духовного посоха можно скачать заблаговременно с ТК «Союз» цикл роликов «Наставление на Рождественский пост». Ролики очень коротки (2–3 минуты), но дают прекрасный заряд духовной бодрости и энергии.)

3. Истинный пост – конечно, душевный, а не телесный. Одна из стихир (правда, Великопостная, но все же) гласит: «не радуйся, душа моя, постясь телесно, а душевно не постясь».

Следующий шаг, стало быть, – установить воздержание души. В первую очередь, конечно, языка, глаз, ушей. Информационный пост, влекущий за собой чистоту мыслей, ясность и бодрость ума.

4. А там и до сердца добрались. Как советуют многие священники, хорошо бы определить на пост конкретную духовную задачу – и все силы бросить на ее решение.

Определи, советует святитель Феофан (Вышенский), главную свою страсть – и все силы направь на борьбу с ней. А святой Иоанн Кронштадский уверен: человек, искренне взявшийся исполнить одну заповедь, начинает исполнять вместе с ней и прочие.

Что еще не упустить? Самое главное – любовь.

«…хотя бы во время поста можно попробовать отодвинуть свое ‟я” и послужить близким так, чтобы им было хорошо, радостно и светло: не ворчать на них, не жаловаться, не заниматься саможалением, не обижаться, а помогать и стараться радоваться. Быть солнышком для всех окружающих людей», – формулирует протоиерей Федор Бородин.

Это и будет четырехшаговая тактика Рождественского поста.

А в чем заключается его стратегия, лучше всего расскажет протоиерей Всеволод Шпиллер:

«Хочешь ли, человек, пришедшему к тебе Богу принести дары с евангельскими мудрецами? Шествуй к пещере этим путем! Ты несёшь Богу извлекаемое из недр души сверкающее злато её, мощные порывы творческой её силы, творческой активности? Ты хочешь принести Ему свой ливан – молитвенные воздыхания сердца, возносящиеся к Небу, как фимиам? Ты хотел бы к подножию яслей вочеловечившегося Бога принести и смирну – символ любви к Богу и к человеку? Неси свои дары путем благоволения и мира! Другого пути к Младенцу, в пеленах лежащему в яслех, нет. Вот в чем, быть может, важнейший смысл таинственного знамения убогой, мирной святой пещеры».

Источник: pravoslavie.ru