Корень добродетельной жизни – это непрерывное изучение Слова Божия. Слово обязывает нас осознать наши задачи, выбрать Его святую жизнь в качестве примера и следовать за Ним.

Прп. Паисий Святогорец

Исполнение заповедей как основа духовной жизни

«Всеосвященное воздержание начнем радостно, сияя лучами святых заповедей Христа, Бога нашего: любви светлостью, молитвы блеском, ясностью чистоты, благого мужества силою, чтобы светоносно встретить святое и тридневное Воскресение» (Постная триодь).

В основе правильной духовной жизни лежит исполнение заповедей. Мы хорошо это знаем. Помним: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14: 21). Духовное здание, возведенное не на фундаменте евангельских заповедей, неминуемо рухнет. Это мы тоже знаем.

Но… что греха таить, зачастую мы воспринимаем заповеди в основном как руководство к покаянию. Прочитываем перед исповедью, чтобы понять, в чем надо каяться. Этого не делали и так не поступали. Каемся, получаем прощение – и вновь оставляем всё как есть. До следующего покаяния.

А ведь сейчас, в начале третьей седмицы Великого поста, – самое удобное, самое подходящее, самое легкое время для того, чтобы попытаться заложить основы жизни по заповедям. На первой неделе поста большинство из нас приступили к Таинству Исповеди и причастились Святых Таин, обновили в себе источники Жизни, ощутили благодатную легкость. Главное теперь – не остановиться, не решить, что трудам конец.

Духовное здание, возведенное не на фундаменте евангельских заповедей, неминуемо рухнет

«Так себя считайте, что вы то же, что расстроенная машина, ныне только окончательно исправленная. Настало время работы, а не конец ее», – советует святитель Феофан Затворник.

Работа же по спасению – это и есть исполнение заповедей. И тут возникает второе «но».

Чтобы заповеди исполнять, и не просто исполнять, а «сиять» ими, то есть находить в этом труде радость («блаженство»), отраду, вдохновение, нужно как минимум их знать.

Все ли мы знаем наизусть хотя бы заповеди блаженства? А ведь слышим на каждой литургии. А прочие заповеди Христа? Не остаются ли они зачастую неисполненными просто потому, что мы их не помним, не удерживаем в своем сознании, а, встретив, может быть, даже и решаем принять к исполнению, но, увы, вновь вскоре забываем? Неведение и забвение неслучайно именуются страшными врагами спасения.

Вот с ними, этими исполинами, и предлагаю попробовать сразиться следующим образом.

33 дня по заповедям

Священник Константин Белый в книге «Попасть в Сретенку» рассказывает, что семинаристы-первокурсники как-то получили от тогда еще епископа Тихона (Шевкунова) задание: в течение недели ежедневно читать 5-ю, 6-ю и 7-ю главы Евангелия от Матфея и весь день затем пытаться прожить, соотнося всё, что делаешь, думаешь и говоришь, с изложенным в этих главах.

А что если расширить это упражнение на Великий пост? На каждый день Четыредесятницы возьмем евангельский текст, содержащий заповедь, и поупражняемся в исполнении этой заповеди.

Первая седмица поста настолько насыщенна, что начать это упражнение я предлагаю со второй седмицы (статья была написана на Второй седмице Великого поста. – Ред.). В таком случае остается 33 дня до конца Четыредесятницы.

Первые 9 дней отведем заповедям блаженства, а для оставшихся 24 дней выберем тексты из Евангелия, содержащие заповеди. Примерный план на 33 дня приведен ниже[1].

Разумеется, это не будет означать, что, выбрав одну заповедь на сегодня, все остальные мы будем игнорировать. Но, как сказал один московский священник, «ты попробуй одну-единственную заповедь выполнить как следует. Прямо с утра возьмись за этот труд. Войди во вкус. И потихоньку выяснится, что, выполняя ее, ты соблюдаешь и прочие заповеди!»

Все добродетели, как говорили старцы Оптинские, связаны единой золотой цепью

Потому что все добродетели, как говорили старцы Оптинские, связаны единой золотой цепью. Положи быть милостивым, и ты победишь гнев. Решись следить за языком, и ты перестанешь осуждать, а вместе с осуждением от тебя отлетит и злопамятство. И так далее.

«Это как в лингвистике, – отмечает протоиерей Василий Гелеван, – выучил один язык, теперь легко можешь освоить следующий язык, затем еще и еще. Так и в духовной жизни. Однажды почувствовав вкус победы над грехом, ты идешь дальше и борешься со следующим. Сладкое чувство победы и радостное ощущение свободы – оно того стоит».

Некоторые практические советы

Евангельский текст, выбранный на день, хорошо бы записать от руки в специально заведенный блокнот. В процессе выписывания уже произойдет максимальное сближение с текстом, а времени на это уйдет совсем немного.

И просто замечательно, если такое упражнение охватит всю семью.

Можно поступать следующим образом.

С вечера или утром, как позволяет время, мы выписываем на специально купленный с этой целью планер евангельский текст дня (можно назначать дежурного).

Весь день стараемся держать его в памяти и по нему направлять всю свою деятельность, видимую и невидимую (свт. Игнатий Кавказский). Так мы всей семьей входим в пространство исполнения Слова Божия, становимся, пусть и в очень малой мере, учениками Христа.

Вечером хорошо было бы подвести итоги, поразмышлять вслух, что нам сегодня удалось, что нет. Почему не удалось, что помешало.

Здесь важно ни в коем случае не превращать такие рассуждения в «разбор полетов». Размышлять только в духе мира и любви, взаимопомощи и совета. Если в семье есть дети, это особенно важно! «Не отцом, а матерью будь», – наставлял преподобный Серафим Саровский одного игумена. Раз уж мягкость и кротость были важны для взрослых людей, пришедших в, казалось бы, суровую школу, тем более они важны для детей. Да и не только детей.

Но уж если о них зашла речь – очень важно передать ребенку отношение к заповедям не как к тяжелой повинности, а как к источнику счастья. В конце концов, неслучайно же заповеди и именуются заповедями блаженства (счастья).

Очень важно передать ребенку отношение к заповедям не как к тяжелой повинности, а как к источнику счастья

Если ребенок почувствует, что для нас заповеди – это всего лишь грозный и зачастую досадный частокол, он тоже станет так их воспринимать.

А вот если он ощутит, что мы воспринимаем слова Христа с любовью, что мы с радостью размышляем о том, как бы нам точнее, полнее, усерднее исполнить их (пусть это и сопряжено с трудностями), то и для него они станут образом жизни во Христе.

  • «Мир мног любящим закон Твой».
  • «Уставами Твоими утешаюсь, не забываю слова Твоего».
  • «Буду утешаться заповедями Твоими, которые возлюбил».
  • «Руки мои буду простирать к заповедям Твоим, которые возлюбил, и размышлять об уставах Твоих» (Пс. 118: 48).

В исполнении Евангелия уже заключается величайшее благо. Да, следование ему сопряжено с подвигом, с понуждением себя, но – это счастье. Вот что важно передать другим, да и в себе возрастить[2].

33 ДУХОВНЫХ УПРАЖНЕНИЯ,
основанных на евангельских заповедях

1. «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5: 3).

Крайняя нужда в Боге, осознание своей беспомощности без его благодати – вот что сделаю корнем и основанием своей деятельности, душевной и телесной.

2. «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф. 5: 4).

Постараюсь оплакать свои грехи, чтобы и прежние омыть, и от новых уберечься. Нет слез? Но одно сердечное воздыхание может быть ценнее их (прп. Паисий Святогорец).

3. «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5: 5).

Постараюсь в этот день, чтобы никакой негатив не исходил от меня, поработаю над умягчением моего сердца.

4. «Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5: 6).

Весь день буду стремиться поступать угодно Христу, честно, строго и серьезно, не уступая и не поблажая себе.

5. «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5: 7).

Все внимание сегодня обращу на доброту и любовь, помня, что «именно на этой частоте работает Бог» (прп. Паисий Святогорец).

6. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5: 8).

Сегодня буду особенно бдительно следить за своим сердцем, помня, что не только скверные мысли, но и гнев, и осуждение, и прочие страсти так же составляют нечистоты души (прп. Амвросий Оптинский).

7. «Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими» (Мф. 5: 9).

Сегодня буду особенно следить за миром сердечным, проистекающим от уверенности, что я, по крайней мере сознательно, не допускаю того, что оскорбляет Бога или не угодно Ему (свт. Феофан Затворник).

8. «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5: 10–11).

Все искушения в этот день буду встречать с уверенностью, что любящим Бога всё содействует ко благу. Следовательно, не буду терять мира сердечного.

9. «Иисус говорит ему: если Я хочу, чтобы он пребыл, пока приду, что тебе до того? ты иди за Мною» (Ин. 21: 22).

Настроюсь так, чтобы все мои поступки, слова и мысли сегодня были соотнесены с Христом. «Итак, когда худое на ум нам придет, будем так говорить: я не стану этого делать, потому что Иисус Христос этого не любит. Когда доброе придет на мысль, будем так говорить себе: я сделаю это потому, что Иисус Христос это любит» (прот. Родион Путятин.)

10. «Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5: 19).

Ни о каком деле, слове или помышлении греховном не позволю себе сегодня подумать: «Это пустяк». Ни в чем не подам дурного примера тем, кто меня окружает.

11. Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на пути с ним, чтобы соперник не отдал тебя судье, а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы тебя в темницу (Мф. 5: 25).

Этот день посвящу беседе со своим соперником-совестью. Заставлю себя наконец услышать то, чего слышать не хочется

Этот день посвящу беседе со своим соперником-совестью. Заставлю себя наконец услышать то, чего слышать не хочется. Признать неправым то, что так рьяно защищает мое сердце. Все неправое постараюсь либо отсечь, либо, если поправить уже нельзя, оплакать.

12. «А Я говорю вам: люби́те врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф. 5: 44).

Посвящу этот день тому, чтобы сделать, если это возможно, хотя бы самое малое добро тому, кто враждебен ко мне. Если же это невозможно, то от сердца помолюсь за него.

13. «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло» (Мф. 6: 22).

Обращу сегодня особенное внимание на свой ум, который называют оком души. Все нечистые и недобрые мысли буду очищать мгновенным обращением ко Господу.

14. «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (Мф. 6: 33).

Спрошу себя: что для меня значит Царствие Божие? Ищу ли я его внутри себя? И на каком оно для меня стоит месте? Весь день буду ставить на первое место слова Христа, а свои пожелания, расположения, кратко «хотелки» – на второе.

15. «Не суди́те, да не судимы будете, ибо каким судом су́дите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить» (Мф. 7: 1).

Этот день посвящу щедрости. Щедро уделю время домашним, с готовностью буду прощать все ошибки и промахи, запрещу себе любое осуждение.

16. «Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7: 5).

Когда мне бросится в глаза какой-либо грех ближнего, я тотчас задумаюсь о себе и пойму, что во мне этот грех живет в гораздо большей степени.

17. «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, та́к поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки» (Мф. 7: 12).

«Господи, поступай со мной так, как я поступаю с моими ближними». Весь день я постараюсь прожить так, чтобы вечером я смог искренне произнести эту молитву.

18. «Входите тесными вратами, потому что широки́ врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими» (Мф. 7: 13).

Сегодня я буду утеснять мое самолюбие, в чем бы оно ни проявлялось, помня, что и маленькое понуждение себя может иметь большую цену.

19. «Всякое дерево, не приносящее плода доброго, срубают и бросают в огонь. Итак, по плодам их узна́ете их» (Мф. 7: 19).

Вот какие плоды – «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание.» (Гал. 5: 22) – хотя бы в зачаточном состоянии надлежит мне принести Господу.

20. «Что вы так боязливы, маловерные? Потом, встав, запретил ветрам и морю, и сделалась великая тишина» (Мф. 8: 26).

Господи, поступай со мной так, как я поступаю с моими ближними

Постараюсь сегодня трудиться над верой и надеждой. Не убоюсь ни внутренних волн, ни внешних.

21. «Кто напоит одного из малых сих только чашею холодной воды, во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей» (Мф. 10: 42).

С утра попрошу: «Господи, научи, открой мне, чем я сегодня могу послужить моим ближним?» Оплету весь день цепью малых дел, не смущаясь их малостью (архим. Иоанн (Крестьянкин).

22. «От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).

Постараюсь сегодня провести весь день в бодром и добром напряжении, не распускаясь ни телесно, ни душевно.

23. «Возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим» (Мф. 11: 29).

Потружусь сегодня над тем, чтобы удерживать сердце в расположении кротком и смиренном. Буду помнить слова прп. Силуана Афонского о том, что в смиренном сердце, как в море, тонет любая скорбь.

24. «Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12: 36).

Сегодня особенно буду следить за языком, чтобы только добрые слова исходили от меня. Особенно буду беречься от резкости, грубости, от насмешек и острословия, от осуждения и сплетен.

25. «Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам? Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же» (Лк. 10: 36, 37).

Сегодня посвящу день милосердию вещественному и душевному, с терпением и радушием послужу тому, кто будет нуждаться во мне.

26. «Я есмь лоза, а вы ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

Сегодня я постараюсь особенно усердно помолиться утром. Введя Христа в сердце живой верой и молитвой (прав. Иоанн Кронштадтский), весь день постараюсь хранить это единение, тщательно наблюдая за всеми своими словами, мыслями и делами.

27. «Ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Мф. 15: 29).

Встану сегодня вниманием у дверей сердца, и едва покажется из него голова змеи, страсти, ударю ее именем Господа. «Господи Иисусе Христе, помилуй меня!»

28. «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16: 24).

Мирно встречу сегодня все скорби и трудности, поблагодарю Бога за всё, что кажется мне особенно тягостным.

29. «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17: 21).

Усиленное внимание сегодня я обращу на пост – телесный и душевный, и сердечную, собранную молитву.

30. «Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18: 3).

Постараюсь сегодня, особенно когда молюсь, отбросить свою сложность и двойственность и обратиться к Богу с искренностью и простотой любимого Отцом, несмотря ни на что, ребенка.

31. «Горе миру от соблазнов, ибо надобно прийти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит» (Мф. 18: 7).

Осмотрюсь внимательно – не исходит ли от меня какое-либо искушение для ближнего?

Осмотрюсь внимательно – не исходит ли от меня какое-либо искушение для ближнего? Не подаю ли дурного примера в крупном или малом? Не заражаю ли ближних, в первую очередь своих близких, равнодушием, холодом, нечуткостью, механичностью, осуждением, эгоизмом?

32. «Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Мф. 18: 35).

Может быть, с Прощеного воскресенья на моем сердце уже вновь появилась накипь обиды, гнева, злопамятства. Самое время снять ее, и этому я посвящу сегодняшний, предпоследний день Четыредесятницы.

33. «Войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду» (Мф. 22: 11).

Закончились дни святой Четыредесятницы. Выделю сегодня время на то, чтобы тщательно осмотреть свою брачную одежду; в ней всего через 8 дней мне предстоит идти на брачный пир Воскресшего Христа.

Крупные и мелкие пятна на ней завелись? Очищу покаянием. Насела пыль недобрых мыслей? Очищу покаянием и трезвением. Посерела и поблекла она от моей холодности сердечной? Очищу покаянием и теплой молитвой:

«Чертог Твой, вижду, Спасе мой, украшенный, но не имею одежды, чтобы войти мне в него. Просвети одеяние души моей, Светодавче, и спаси меня!»

Источник: pravoslavie.ru


[1] Каждый текст сопровождается небольшим комментарием-образцом применения заповеди к бытовой, повседневной жизни.

[2] Вспоминаются замечательные слова священника Спиридона Василакоса: «Моя бабушка вкладывала Христа в сковородку с едой! Она, прежде чем закрыть печь крышкой, крестилась, потом крестила сковородку и говорила:
– Да будет сладко и вкусно, как слова Христа!
А я жался к ней, ребенок, дергал ее, как всегда, за фартук и повторял про себя:
– А что это такое – слова Христа? Как бы мне их узнать, чтобы посмотреть, что такого говорит Христос! Это же так здорово, что они ― что-то сладкое и вкусное!» (Василакос Спиридон, священник. Богословие детских сказок // https://pravoslavie.ru/119558.html)