4 декабря Православная Церковь отмечает один из двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Между тем об этом событии не говорится ни в Евангелии, ни в других книгах Священного Писания. Откуда тогда о нем известно? И почему Церковь так торжественно празднует его?

В те времена, когда произошла эта история, ее героиня еще не была Богородицей, а была просто маленькой девочкой Мариам (в греческом варианте — Мария). Ей только-только исполнилось три годика. А вот родители Мариам, праведные Иоаким и Анна, находились уже в почтенном возрасте. Дочка стала для них настоящим подарком от Бога, которого родителям пришлось ждать долгие годы. В какой-то момент супруги уже перестали надеяться, что у них вообще будет ребенок. Но случилось одно событие, заставившее их взмолиться Богу особенно горячо: в один из праздников, когда всем иудеям полагалось пожертвовать в Иерусалимский храм тельца или барана, священник отказался принять жертву у Иоакима, обвинив его в тайных грехах — иначе почему у него нет детей? Две тысячи лет назад эта логика казалась иудейским ревнителям закона безупречной: если ты праведник, у тебя должны быть наследники. А нет наследников — значит, Бог тебя наказал и, очевидно, не без причины.

Опозоренный Иоаким и удрученная Анна взялись молиться с удвоенной силой — и были услышаны. У пожилых супругов родилась прекрасная девочка Мариам — Церковь вспоминает об этом, празднуя Рождество Пресвятой Богородицы. Беспокоясь за будущее дочери (все-таки оба они были пожилые люди) и в то же время желая отблагодарить Господа за Его дар, Иоаким и Анна пообещали Богу, что посвятят дочь Ему. Они решили, что, когда девочке исполнится три года, они отведут ее в храм и передадут на воспитание священникам. Так они и поступили.

  О том, как именно все происходило, повествует апокрифическое «Протоевангелие от Иакова» («прото-» значит «первое», «самое раннее») — текст, который Церковь не сочла возможным включить в Священное Писание целиком, но многим сведениям которого все же склонна доверять.

  «Протоевангелие от Иакова» было открыто в XVI веке, а написано, по мнению современных архивистов, примерно в 200 г. по Р. Х. К настоящему времени археологи нашли уже более 140 рукописей этого текста на греческом языке (видимо, оригинальном) и в многочисленных переводах — и на латинский язык, и на сирийский, и на армянский, и на грузинский, и на коптский… То есть текст был известен христианам и на Востоке, и на Западе. Древнейшим из списков считается так называемый папирус Бодмера, озаглавленный «Рождение Марии. Откровение Иакова» (время его создания датируют III веком).

  Нельзя, конечно, поручиться, что все описанное в «Протоевангелии от Иакова» на сто процентов соответствует истине. Но то доверие, которым пользовался этот источник у Церкви с древних времен, заставляет относиться к нему с вниманием.

  Но почему же Введение Девы Марии в храм празднуется так широко?

Ветхий Завет был полон пророчеств о грядущем Мессии (по-гречески — Христе, а в русском переводе — Помазаннике Божием); о Спасителе, Который явится в свое время, чтобы избавить народ Божий от всех бед, восстановить справедливость и примирить людей с Богом. Чем ближе становились сроки (а они были известны достаточно точно из Книги пророка Даниила), тем более напряженным становилось ожидание: когда же появится та, которая станет матерью Спасителя? И вот наконец это случилось. Маленькую девочку ввели в Иерусалимский храм — единственное на земле место, посвященное Единому Богу, некогда открывшему Себя израильтянам и возвестившему, что однажды Он Сам придет в Свой храм, придет внезапно (ср.: Мал. 3:1). Ее вхождение в этот храм, и не просто в храм, а в Святая святых — особое место, отделенное от всего храмового пространства завесой, куда мог входить только первосвященник (да и то однажды в год!) и где мистически присутствовал Сам Господь, — это событие стало первым зримым, очевидным для людей пророчеством о Христе, указанием на то, что времена исполнились и Господь уже грядет.

Позднее апостол Павел напишет христианам одной из греческих общин: Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор. 3:16) С тех пор мысль о том, что задача христианина — стяжать Духа Святого, сделаться обителью, в которой сможет обитать Бог, прочно входит в церковное сознание и неоднократно звучит из уст многих святых (например, преподобного Серафима Саровского). Но Дева Мария должна была стать храмом Божиим в самом что ни на есть прямом смысле! Ей предстояло стать Матерью Сына Божия! И это обстоятельство сделало Ее вхождение в храм совершенно уникальным событием: еще не войдя в Ее чрево, Господь уже предвозвестил таким образом Свое скорое явление в мир. А введение Девы Марии в Святая святых — событие, повторимся, совершенно беспрецедентное, которое могло стать возможным  только по особому откровению, полученному священником, — стало Ее освящением, подготовкой к тому необычайному делу, для которого Ее готовил втайне от всех Господь. И еще это было ярким указанием на абсолютную парадоксальность, несводимость ни к каким человеческим представлениям того дивного события, которое должно было свершиться уже через несколько лет. Бог сделался человеком! Творец вселенной, Которого и небеса не могут вместить, вошел в девическую утробу и родился в Им же созданный мир!

Введение во храм Девы Марии стало первым из знамений, указывающих на приход в наш мир Бога. Вот почему Церковь придала этому событию, на первый взгляд не самому значительному и даже не описанному в Евангелии, такой вес.

Материал взят из открытых источников