[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
(Окончание. Начало здесь

Продолжение цикла публикаций «История   больничных   приходов  Луганщины» проекта епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» Луганской епархии, «Исцеляющая вера».


 Часовня в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», при Луганском республиканском кожно-венерологическом диспансере.

 ***

 «Мир христоцентричен, ибо Слово (Христос – Логос) было Бог (Ин.1,1)… Только вокруг Него может быть собрана центростремительно вся душевная энергия человека и только от Него центробежно может излучатся вся творческая Его сила. Если этот солнечный центр не на месте, то нарушается равновесие в космосе человека — душа ощущает внутреннее шатание, пустоту и затмение так же, как распятие Христа на Голгофе вызвало затмение и землетрясение в природе» (Святитель Лука (Войно–Ясенецкий) апологетический трактат «Наука и религия»).

Для христианина высшей целью и ценностью является Сам Иисус Христос. Другими словами, смыслом жизни христианина является стремление жизни во Христе и обретение этой жизни – жизни, о которой апостол Павел сказал: «И уже не я живу, но живёт во мне Христос. А что ныне живу во плоти, то живу верою в Сына Божия, возлюбившего меня и предавшего Себя за меня» (Гал. 2:20).

И для христианина иных векторов духовной жизни быть не может, иных ценностей и целей, всю свою жизнь, слова, поступки и мысли, он должен пропускать через призму этих непреложных истин.

Но в Церкви, членами которой являются все верующие во Христа, есть служение, которое особо выделяет призванного к нему  из общего числа христиан, это служение пастырское.

 ***

 О сущности пастырского служения, мы поговорим с настоятелем больничного храма в честь иконы Божией Матери «Млекопитательница» и руководителем епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» протоиереем Евгением Данько.


 — Отец Евгений, расскажите, пожалуйста, прежде всего о пастырском призвании, в чем оно заключается и какие необходимы, так сказать, внутренние условия для христианина, призванного к этому особому служению?

— Святой Григорий Богослов рассуждая о пастырском призвании говорит «надо прежде самому очистится, потом очищать; умудриться, потом умудрять; стать светом потом просвещать; приблизится к Богу потом приводить к Нему других; освятиться, потом освящать».

Если же  говорить о некой внутренней готовности к пастырскому призванию, о неких чувствах и переживаниях христианина помышляющего о священстве, то конечно известная доля субъективности, всегда будет и здесь особенно необходима внутренняя трезвость для различения «духов», но некоторые признаки призвания к священству, можно определить в следующих  гранях человеческой души, что, разумеется, не исчерпывает всей глубины этой тайны.

1/ Прежде всего, необходимо свободное и бескорыстное влечение сердца к великому и святому делу пастырства.

2/ Готовность к жертвенному служению к ближнему, восприятие пастырства, как ига Христова.

3/ Готовность сострадать каждому приходящему грешнику, больному, скорбящему человеку.

4/ Готовность переносить невзгоды, связанные с исполнением пастырского долга.

5/ Сознание своего личного недостоинства и бессилия без помощи Божией,  стремление к доброжелательности в отношениях с людьми.

6/ Опыт веры, искренней молитвы, опыт жизни по Евангелию.

— Что можно назвать сущностью пастырского служения?

   — Обычно существенную цель пастырского служения полагают в заботах в духовном усовершении пасомых. Таково определение, общим признаком которого признаётся руководство ко спасению людей. Существо христианской жизни состоит в богообщении о Христе, Господе нашем, которое совершается чрез Духа Святого. Без благодати Божией в христианине не может быть ничего доброго, как и апостол Павел говорит: «Благодатию Божией я есмь то, что есмь» (1Кор. 15,10). Для человека всем является Господь постоянно. Человеческие привнесения в дело своего спасения состоит лишь из сознания своей греховности и из немощных усилий выйти из неё. Сообщение людям дароспасающей благодати есть цель служения в Церкви Самого Господа Спасителя нашего.

Исходя из этого, сущностью пастырского служения наиболее правильно усматривать в благодатном посредничестве. Мысль о Божественном, благодатном посредничестве пастырей апостол Павел защищает в первых четырёх главах Первого послания к Коринфянам против ложного взгляда некоторых коринфских христиан, привязывающихся к человеческим преимуществам своих духовных отцов.

Важной особенностью священнического служения в больничном храме, в отличии от обычного приходского, является  то, что священник не должен  ждать, когда к нему придут страждущие, но обязательно должен сам идти в отделения больницы, совершать водосвятные молебны, встречаться  и общаться с болящими, искренне  интересоваться их нуждами и, главное, проявлять к страждущим любовь и сострадание.

По отношению к первому Посреднику, Христу Спасителю, посредничество пастырей – слуг Христовых — вторично и даже третично, если принять во внимание действие ещё и Благодати Духа Святого. Сам по себе всякий священник – ничто, но по благодати священства делается виновником исцеления душевных и телесных недугов людей, единения верующих с Богом в Таинствах и руководителем их ко спасению советами и наставлениями.

 — Отец Евгений, вы несёте послушание руководителя епархиального отдела «Миссия Церковь и медицина» и имеете опыт служения больничного священника, расскажите, пожалуйста, об особенностях пастырского служения в стенах больницы.

  — Да, действительно, для несения пастырского послушания в больнице требуется особое призвание и,   даже, особый склад характера  самого пастыря. Слова Спасителя: «был болен, и вы посетили Меня» (Мф. 25,36) в отношении каждого пастыря сохраняют свою каждодневную актуальность, но для больничного священника больница — это место, где служение больным становится постоянной рутинной деятельностью, пропитанной страданием находящихся на излечении болящих, их ожесточением на жизнь, порой неверием  и агрессивностью. Терпение и ещё раз терпение необходимо пастырю при окормлении больных, так как по причине своих заболеваний они могут оказывать неуважение  священнику, проявлять невежество и суеверие, накопленные за годы своей жизни, впадая часто в откровенное язычество и оккультизм. Врачевать души таких пациентов священнику бывает особенно тяжело. Поэтому вместо раздражения и порой заслуженного укора он должен постоянно испрашивать у Господа терпения и сострадания к физически и духовно больным людям.

Разумеется, священник постоянно, ежедневно  находящийся у одра больного и о нем в молитвах испрашивающий у Бога прощения грехов и телесного здравия, прежде всего, должен  иметь молитвенный настрой духа, и непрестанное покаянное чувство. Пастырь должен нести к постели больного мир, радость, сердечное сочувствие, отеческую любовь, а если на то будет воля Божия, подготовить его к достойной встречи с Господом за порогом этой временной жизни.

…любовь срастворённая с состраданием и милосердием, делает труд лекаря воистину делом Божиим, евангельским.

Важной особенностью священнического служения в больничном храме, в отличии от обычного приходского, является  то, что священник не должен  ждать, когда к нему придут страждущие, но обязательно должен сам идти в отделения больницы, совершать водосвятные молебны, встречаться  и общаться с болящими, искренне  интересоваться их нуждами и, главное, проявлять к страждущим любовь и сострадание. Хочется отметить и еще одну особенность больничного служения православного священнослужителя, это — особое чувство такта и мудрости  в отношениях с медицинским персоналом больницы. Здесь священник должен, порой, выступать в роли искусного дипломата, способного на гибкость и уступчивость в вопросах мирного сосуществовании православного прихода и лечебного учреждения, учитывая то, что в среде сотрудников лечебного учреждения есть и неверующие и иноверцы, а порой и те, кто явно агрессивно настроен против присутствия священника в стенах больницы. Со всеми без исключения, в той или иной мере,  придется общаться пастырю, и от его правильного поведения и тактики будут зависеть границы возможностей пастырского окормления пациентов больницы.

— Кстати говоря, батюшка, вы затронули  очень интересный вопрос, основное внимание  священника несущего своё послушание в лечебном учреждении, разумеется, должно быть обращено к страждущим, находящимся в больнице, но ведь и сами врачи нуждаются в духовном окормлении,  поддержке и наставлении в вере — в чем же заключается миссия Церкви, в отношении медицинского сообщества.

  — Да, действительно, пастырская забота больничного духовенства должна распространяться не только на пациентов, но и на лекарей, они так же нуждаются и в молитвенной поддержке, и в добром  слове, и в духовном просвещении, но,  главная  задача священнослужителя в данном пастырском труде, это  воцерковление людей, чья профессия связанна с жертвенным служением ближнему, в глобальном же смысле, конечная цель миссии Церкви в среде медицинского сообщества, это — евангелизация современной медицины. Врач, это не просто профессия в ряде других профессий, врач является  служителем  любви, этой главной христианской добродетели, а любовь срастворённая с состраданием и милосердием, делает труд лекаря воистину делом Божиим, евангельским. Поэтому задача священника — раскрыть людям в белых халатах, онтологическую  сущность их труда и наполнить его духовным смыслом.

— Отец Евгений, расскажите,  пожалуйста, об истории  больничной часовни, освященной  в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших», недавно  открытой при Луганском республиканском кожно-венерологическом диспансере.

— 28 августа 2017 года по благословению митрополита Луганского и Алчевского Митрофана, у поклонного Креста было освящено место под строительство будущей часовни, с этого момента и можно считать начало истории больничного прихода и историю часовни «Взыскание погибших». На этом же месте начинают служиться первые водосвятные молебны о здравии, под открытым небом и всегда при стечении большого количества людей, руководства, сотрудников и пациентов лечебного учреждения. Трудами главного врача больницы Владимира Григорьевича Радионова в 2018 году начинается строительство часовни и уже 7-го мая 2019 года наш владыка Митрофан совершил её освящение. Новопостроенная часовня стала не просто украшением больницы, но стала поистине «частичкой неба на земле», как  для пациентов, так и для медицинского персонала, куда  можно всегда прийти со своими печалями, нуждами, за  духовным и телесным утешением. Часовня открыта в будние дни с 8.00. до 14.00, каждый четверг в 12.00 совершаются водосвятные молебны, пред храмовой иконой «Взыскание погибших», в праздничные дни в 12.00 — молебны чествуемым праздникам, а также совершаются требы по просьбам верующих.

***

Адрес больницы: г. Луганск ул. Краснодонская, 14 тел.50-70-37.

Часовня: 0990398860; 0721304181:

email: evdanko78gma@gmail.com

 

Материал подготовил

Руководитель епархиального отдела Луганской епархии «Миссия Церковь и медицина»,

 настоятель больничного храма иконы Божией Матери «Млекопитательница»

Протоиерей Евгений Данько