Отвечают новомученики.
Вознесение – это праздник близости Христа к любящим Его. История праздника прямо провозглашает: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф: 28:20), а кондак проясняет Евангелие: «Вопия любящим Тя: Аз есмь с вами, и никтоже на вы», то есть «Я с вами, и никто против вас».
Само по себе Вознесение, по-человечески, должно было поставить вопрос перед апостолами: «Как через разлуку Господь остается с нами?» Но мы видим, что этот вопрос не возникает. Евангелие дает короткую заметку: апостолы поклонились Христу и возвратились в Иерусалим с великою радостью (Лк. 24:52).
Почему это так? Ведь Господь уходит от апостолов, скрывается от их глаз. Разве разлука может быть в радость?
Дело в том, что разлуки как таковой вообще нет в этом празднике. Вознесение – углубление отношений. Это такая встреча, где уже невозможно расставание. Весь парадокс Вознесения в этом.
Священномученик Анатолий Жураковский углубляет эту мысль: «Вознесение святая Церковь рассматривает не как разлуку, а как начало более тесного, более глубокого общения с Господом. Отныне верующие могут видеть Господа более близко, чем апостолы. Нам дано познание Его более полное и более совершенное. И вот праздник Вознесения зовет нас горе… Он говорит нам, что самое дорогое, самое ценное в жизни – это не то, что открывается нам в чувственном опыте, а сокровенное, невидимое, но ощутимое для сердца. Он говорит нам, что мы имеем более живое общение с Господом, чем даже если бы Господь был с нами в Своих земных явлениях. Он говорит им: “Вы поверили, потому что увидели Меня. Блаженны не видевшие и уверовавшиеˮ (см. Ин. 20:29). И это иное познание откроется в День Святого Духа, после Вознесения. И вот Господь возносится от Своих учеников, удаляется от них, для того чтобы возвести опять на новую ступень Божественной, духовной жизни».
Сщисп. Лука Крымский в светлое утро праздничного четверга 1953 года говорил пастве: «Кто возлюбит Христа всем сердцем, кто будет жить по слову Его, исполняя все заповеди Его, тот будет во всегдашнем общении с Ним, будет под всегдашней защитой Его, будет всегда охраняться Самим Христом и Ангелами Божиими; его не коснется никакое подлинное и истинное зло, ибо неотступно будет с ними Христос. Верьте, что всякий возлюбивший Христа и исполняющий слово Его будет возлюблен Отцом Его, и Он придет, и обитель у него сотворит. Так любите Христа, так идите за Ним, так исполняйте заповеди Его! Сердца свои устремите к нему вслед за Ним, ибо и нам надлежит вознестись за Ним на небо».
Ощущение дома всегда греет. Где бы ни был и как бы ни было тяжело, знаешь, что есть место, где тебя любят, где готовы дать тебе тепло, где ты успокаиваешься. Это чувство дома должно все более и более расти в христианине. Чувство небесного дома! Где Отец, где братья и сестры, где Ангелы, где обитель радости несказанной. Сщмч. Сергей Мечев, размышляя о причине радости апостолов после Вознесения, говорил: «Они воочию убедились, что не напрасны были слова Господа. Если же вы почувствуете, что ваша обитель не здесь, а там, тогда во всяком вашем делании вы будете помнить, что Господь вознесся на небо в Своей Пречистой Плоти, и тогда здешняя жизнь – жизнь на земле, будет для вас дорогой к Небу. Мы будем следить тщательно за всяким своим поступком – возносит он нас, или низводит. Тогда вы почувствуете всю духовную радость праздника Вознесения, почувствуете, что он празднуется вовсе не просто для того, чтобы заполнить место между Святой Пасхой и Пятидесятницей, но что это есть путь, по которому мы все должны пройти».
На праздничной Литургии мы поем: «Вси язы́цы восплещите руками, воскликнете Богу гласом радования». Церковь призывает нас к веселию и радости. К рукоплесканию и песням: «Вси язы́цы восплещите руками, яко взыде Господь идеже бе первее»». Но как обрести эту апостольскую радость?
Ответ также парадоксален. Необходимо творить себя! Сщмч. Сергий Мечёв говорит: «Св. Отцы показывают “человекотворцамиˮ тех, кто злых и страстных людей делает добрыми, но еще в большей степени это наименование приложимо к тем, кто на протяжении своей земной жизни творит свою душу, освобождая от страстей данный нам образ Божий и возводя его к Богоподобию. Это дело не только Божие, но и человеческое, без нас и Бог не может нас спасти».
Эта идея консолидирует святых новомучеников. Чтобы вознестись от земли, необходимо оставить земное. Если дом на Небе – земные привязанности необходимо развязать. Сщмч. Фаддей (Успенский) продолжает мысль сщмч. Сергия: «Если Господь наш Иисус Христос сидит одесную Бога, то “горняя будет мудрствовать, а не земнаяˮ, ибо мы как бы умерли с Ним, по апостолу, и жизнь наша должна быть “сокрыта отныне со Христом в Богеˮ (Кол. 3:1–3). Умертвим земные страсти и помышления (Кол. 3:5), дабы иметь нам “жительство на небесахˮ (Фил. 3:20). Последовать Владыке нашей жизни Христу, вознесшемуся на небо и нас влекущему туда же, где Он».
Необходимо полюбить храм – Небо на земле, чтобы, «подобно апостолам, единодушно пребывавшим в Сионской горнице в молитве, пребывать в храме, и это молитвенное общение соблюдет нас от всякой скверны, в единении со Христом».
Вознесение души и есть источник радости. Приведем объяснение пути к радости сщмч. Григория (Лебедева): «Апостолы теряют Христа… Теряют Его тогда, когда едва раскрылись их глаза, и они поняли, как велик их Учитель. И вдруг, в час потери – радость! Непостижимая радость!.. совсем недавно настроение их было крайне подавленное, – им казалось, что со смертью Христа рушится все Его дело… слова мироносиц о Его Воскресении казались им просто пустыми (Лк. 24:11)… Очевидно, души апостолов поднялись выше земли, совершилось внутреннее срастание их душ с духом Учителя, отчего Его телесный уход уже не переживался ими болезненно. Они знали, что отныне Учитель будет в их душах, и они с Ним вовеки, и потому возликовали».
Но как вознести души нам к Богу? Священномученик дает несколько советов, толкуя Евангелие. «И вывел их (Господь учеников) вон из города до Вифании и, подняв руки Свои, благословил их. И когда благословлял их, стал отдаляться от них и возноситься на небо» (Лк. 24:50–51).
«В рассказе отмечены три момента вознесения души христианина: а) вывод учеников из города, б) прохождение ими пути в Вифанию и в) подъем на Елеонскую гору, о чем упоминается и Деяниях апостолов (Деян. 1:12)».
Дорога вознесения начинается уходом из города. Город – это заслоняющий горизонт пыльный и шумный мир земли. Надо вывести душу с запутанных улиц – путей земли, чтобы не рассеивались глаза на мелкие интересы и не пачкалась чистота души в пыли греха.
Надо разрубить веревки, связывающие душу с греховною землею, перестать ставить заботы о работе, о семье, о квартире и кастрюлях, об удовольствиях на первый план. Не надо из этих забот плести сети, затягивающие душу без остатка. Заботы о необходимом останутся, но душа должна быть свободна в главном – в своей постоянной внутренней устремленности к Богу. Надо разорвать веревки даже мелких дрязг, пересудов, взаимных обид, мелкого самолюбия.
Только тогда у нас будут сила и способность подняться. А это может случиться лишь тогда, когда устремленность к Небу не парализуется, не расслабляется второстепенными привязанностями.
Христианской душе, выйдя из города греха, надо пойти в Вифанию. Дорога в Вифанию – часть Крестного пути Господа, и на этот путь несения своего креста надо встать душе. Жизнь христианина серьезна, ответственна, и играть ею нельзя. Это и есть путь креста. Потому что борьба с грехом и исполнение Христова закона всегда требуют насилия над собой, всегда ставят человека на путь страдания и креста.
Когда душа станет на путь своего креста, тогда начнется ее рост, развитие жизни духа. Тогда душа очищается от пыли греха и дает ростки новой жизни. Остается последний этап – подъем на Елеон. Подъем на Елеонскую гору символизирует отрыв от низины – греха – и духовный подъем человеческой души. Он является следствием первых двух этапов пути: уход из города обеспечивает движение души, а путь креста обеспечивает правильность её роста. Всё это совокупно обеспечивает отрыв души от земляности и её подъем на крыльях духа вверх, к Небу.
Сбудутся тогда слова нашего Учителя: «Приду к вам… и узнаете вы, что… вы во Мне, и Я в вас» (Ин. 14:18–20). Совершится слияние души с духом Учителя и Господа – и зальет душу ликование, как оно залило души апостолов на Елеоне.
Протоиерей Андрей Гавриленко
Источник: pravlife.org
Как провести Страстную седмицу
Протоиерей Михаил Чекунов: "Промыслом Божьим, волей святого Александра и благословением отца Зосимы"
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Недели ваий
В научной библиотеке им. М. Горького состоялись игры знатоков Православной культуры среди школьников 3-5 классов «Зёрнышки Истины»
Вход Господень в Иерусалим
Не Тот, Кого ждали
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Лазаревой Субботы
Митрополит Пантелеимон посетил пребывающую на лечении игумению Антонию
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест
Перспективы метода "искусственных" половых клеток ужасны, заявил священник
Правозащитный альянс «Церковь против ксенофобии и дискриминации» призвал к освобождению арестованного митрополита Святогорского Арсения
Правящий архиерей совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров во 2-м городском благочинии
Клирик Перевальского благочиния встретился с учениками школы №15 пгт. Ящиково
Курсовая подготовка наставников Братства Православных Следопытов
О самых действенных средствах борьбы со страстями
В РПЦ призвали ввести наказание за ложные доносы на семью
Шестая седмица – путь ко гробу Лазаря
В Церкви призвали международных правозащитников зафиксировать как правонарушение задержание украинскими спецслужбами митрополита Святогорского Арсения
Митрополит Пантелеимон совершил соборное служение Литургии Преждеосвященных Даров в Александровском благочинии
Задержан наместник Свято-Успенской Святогорской лавры митрополит Святогорский Арсений