В Пространном Катехизисе Таинство Соборования, или Елеосвящения определяется следующим образом: «Елеосвящение есть Таинство, в котором при помазании тела елеем призывается на больного благодать Божия, исцеляющая немощи душевные и телесные». Таким образом, само определение Таинства уже нам показывает, в каких случаях к нему прибегают: если человек имеет ту или иную немощь. Конечно же, можно сказать, что каждый человек в силу грехопадения несет в себе немощь, так как человеческая природа поражена тлением и смертностью. Но в Апостольском послании, которое читается во время совершения Таинства и которое является самым ярким свидетельством о практике совершения Соборования в Древней Церкви, святой апостол Иаков говорит: «Болен ли кто из вас? пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь» (Иак. 5:14–15).
Преподобный Никодим Святогорец так понимает приведенные слова: «Если кто-то из вас больной и лежит на одре, и по причине своей болезни не может молиться или воспевать Человеколюбца Бога, то и тогда не подобает нерадеть о божественных песнопениях и молитвах. Да не будет таковой непричастным, духовному деланию, которого ищет в болезни Благой Бог, чтобы ниспослать Свою помощь, но да попечется призвать ходатаев и посредников к Богу, пресвитеров церковных, то есть иереев или архиереев, приносящих Богу чистую жертву хваления». Следовательно, больные, о которых говорит Писание, – это те, кто не может самостоятельно прийти в Церковь, чтобы участвовать в общественной молитве. А если человек может прийти в храм Божий, тогда непонятно значение совершаемого над ним Таинства Елеосвящения.
Слова апостола «пусть призовет» из вышеприведенной цитаты указывают на то, что болезнь должна быть достаточно тяжелая, а слово «восставит» говорит о том, что больной, в силу своей болезни, лежит. В чинопоследовании Таинства мы встречаем такие обращения и выражения, как «страждущий», «недугующий», «горькие болезни». А значит, аргументация тех, кто говорит, что «сейчас все чем-то больны, здоровых людей практически нет», и которой они пытаются оправдать коллективное участие людей в указанном Таинстве, может быть расценено как лукавство.
Источник: pravlife.org
Великая Пятница
Митрополит Пантелеимон совершил Утреню Великой Пятницы с чтением двенадцати Страстных Евангелий
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Великого Четверга
В Великую Среду митрополит Пантелеимон совершил Литургию Преждеосвященных Даров
Великий Вторник. Что происходит?
Состоялась традиционная экскурсия для лутугинских педагогов и членов их семей по православному Луганску
В женских обителях совершен монашеский постриг
В День рождения свт. Луки Крымского прошло мероприятие в медицинском университете
"Сделать нужно обязательно". Что нужно знать о Страстной неделе
Святейший Патриарх Кирилл выступил с обращениями в связи с вопиющими примерами давления на Украинскую Православную Церковь
Архимандрит Макарий: "Оставить все суетное и мирское и последовать за Спасителем"
Как провести Страстную седмицу
Протоиерей Михаил Чекунов: "Промыслом Божьим, волей святого Александра и благословением отца Зосимы"
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Недели ваий
В научной библиотеке им. М. Горького состоялись игры знатоков Православной культуры среди школьников 3-5 классов «Зёрнышки Истины»
Вход Господень в Иерусалим
Не Тот, Кого ждали
Митрополит Пантелеимон совершил богослужение Лазаревой Субботы
Митрополит Пантелеимон посетил пребывающую на лечении игумению Антонию
Воскрешение праведного Лазаря. Святоотеческие толкования трудных мест