Константин с ранних лет жил в государственных социальных учреждениях стационарного типа для людей с нарушениями развития – сначала в специализированном детском доме-интернате, потом в психоневрологическом интернате для взрослых. Интеллект у Константина сохранный, но из-за последствия детского церебрального паралича он почти не владеет руками и ногами, а слова произносит с большим трудом, чаще всего по буквам.
Ему было уже за 40, когда у него получилось переехать из ПНИ в проект сопровождаемого проживания в деревне Раздолье Приозерского района, созданный санкт-петербургской благотворительной общественной организацией «Перспективы», то есть, по сути, попасть в нормальные домашние условия.
Константин с удовольствием общается с людьми, рисует и сочиняет музыку на компьютере, нажимая на клавиши пластмассовой указкой, закреплённой на его подбородке. А ещё он человек верующий и склонный к размышлениям о разных сторонах нашей жизни. В интернате Костя посещал домовый храм, по возможности продолжает делать это и на новом месте жительства.
Однажды Великим постом, после чтения очередного фрагмента канона Андрея Критского, Константин вдруг спросил: «Почему Бог сделал меня таким?» Это не было ропотом – только мучительным вопросом человека, который чувствует в себе силы, способности, но не всегда понимает, как их можно реализовать, находясь в таком физическом положении. Я передал этот вопрос нескольким священникам, в первую очередь тому, который ныне общается с Константином лично. Думаю, что их ответы важны для всех нас.
Многих своих предков ты вытаскиваешь из ада
Иерей Борис Ершов, настоятель храма в честь Святых Царственных Страстотерпцев в деревне Раздолье Приозерского района под Санкт-Петербургом, духовник Дома сопровождаемого проживания людей с тяжёлыми множественными нарушениями развития благотворительной общественной организации «Перспективы»:
Константин, весь наш мир – это огромный, сложнейший механизм. И у каждого из нас здесь есть своя миссия. Если один элемент выпадает, всё начинает разрушаться. Кому-то дано больше. Один – более важный винтик, другой – менее важная пружинка. Кому много дано, с того спрашивается больше. Никто не может быть на том месте, на котором находишься ты. Мир един. Твоя душа исполняет в нём предназначение, а исполнить его можно только в таких условиях, и сделать это можешь только ты. Значит, ты нужен таким, какой ты есть. И это прекрасно, что мы разные и можем быть счастливыми, несмотря ни на что. На тебе держится мир, так же, как и на всех остальных, конечно. Чем более счастливым ты себя чувствуешь, тем лучше всем вокруг, ведь мы все связаны. И ты можешь принимать свою миссию здесь.
Жизнь человека не зависит от его имения (ср. Лк. 12, 16). Имение – не только деньги или знания, это и здоровье тоже. И вот, твоя миссия – прийти в состояние, когда ты счастлив. Этим ты поможешь огромному количеству людей – своим примером. Вот, ко мне приходили люди и говорили: «Слушайте, я думал, у меня проблемы. Но я вижу, как ребята из Дома сопровождаемого проживания радуются жизни, и думаю: ‟А почему я не могу?”» Благодать, радость, любовь, счастье не зависят ни от чего. Просто выбираешь – и в этом живёшь, в этом утверждаешься.
Благодать, радость, любовь, счастье не зависят ни от чего. Просто выбираешь – и в этом живёшь, в этом утверждаешься
Дети – благословение Божье для родителей. Дети могут изменить, исправить, сделать то, что не смогли или не захотели сделать родители. Твоих предков очень много. Они все очень надеются на тебя. И есть некоторые люди в твоём роду, которые особенно надеются, что ты справишься. Тем, что ты говоришь «да» всему, с тобой случившемуся, всему, что есть, что будет, и принимаешь, что всё – к любви, к радости, к счастью, многих своих предков ты вытаскиваешь из ада.
То есть можно жить и не тужить, быть цельным, настоящим, радостным, прекрасным, чудесным – и наслаждаться жизнью. Без труда и рыбку из пруда не выловишь. Стать по-настоящему счастливым можно, только если душа трудится. А она у тебя трудится, как не у каждого. Награда тебе уже готова – её нужно просто взять и сказать: «Да будет воля Твоя, Господи, я согласен».
Человека таким сделал не Бог
Протоиерей Леонид Царевский, настоятель храма в честь Казанской иконы Божьей Матери в Пучково (Москва), основатель и духовник Центра помощи людям с расстройствами аутистического спектра «Дом особенных людей», отец молодого человека с аутизмом:
Человека таким сделал не Бог. Это дьявол и грех человеческий делают нас инвалидами. Телесными – ещё ладно, а главное – духовными инвалидами! Мы духовно поражены гораздо сильнее, чем физически. Бог нас сделал святыми, совершенными, свободными, разумными, любящими. Но во всё это вмешался грех.
Есть история мира и человечества: сотворение, грехопадение, приход Христа, в конце – Страшный Суд и восстановление тех, кто этого захочет, тех, кто примет от Бога спасение. Мы находимся внутри истории, в пути, в промежуточном состоянии. У святых спасение уже произошло, а мы – в процессе. Пока – такие разрушенные. У каждого своя инвалидность, а смертные все, то есть мы все смертельно больны. Почему ребёнок родился болящим? На нём в данном случае общемировой грех так проявился.
Почему ребёнок родился болящим? На нём в данном случае общемировой грех так проявился
Последствия грехопадения в том или ином виде являются на каждом человеке.
У Достоевского в «Братьях Карамазовых» сказано: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы – сердца людей». Можно продолжить эту аналогию и сказать, что по сердцу человека проходит граница добра и зла, здоровья и нездоровья, Церкви Христовой и нецеркви. Мы отчасти больны, но отчасти и выздоравливаем, когда обращаемся ко Христу – крестимся, каемся, причащаемся. Когда человек кается, он не только лично избавляется от какого-то греха, но участвует и в общемировом восстановлении человечества. Громко сказано, но это именно так. Участие в литургии – также приобщение к делу спасения мира Христом.
Бог нас не разрушал, но Он использует даже наше греховное состояние для того, чтобы нас спасти – но при условии, что мы на это согласны
Бог никогда не делает ничего плохого. Более того, несмотря на то, что мы пребываем в ужасном греховном состоянии, Бог умело и мудро использует это наше состояние для нашего же спасения. Он, конечно, может мгновенно нас исправить, исцелить, но видит, что мы можем возгордиться и опять пасть. Поэтому попускает врагу иметь над нами некоторую власть. И когда человек осознает: «Да, я такой-сякой, разрушенный телесно и духовно, сам не могу себя исправить. Господи, я же знаю, что Ты – Источник благ, Ты-то можешь!» – это начало настоящего смирения. А когда человек смирится перед Всесильным и Всеблагим Богом, полностью доверится Ему, тогда является удивительная вещь – всё это разрушенное уже служит ко спасению, так как человек дал Богу в себе действовать!
То есть, повторю, Бог нас не разрушал, но Он использует даже наше греховное состояние для того, чтобы нас спасти – но при условии, что мы на это согласны. Он по Своей любви даровал свободу – и не отменяет её. Знаю немало инвалидов, которые не унывают и благодарят Бога за всё. «Вкусите и видите, яко благ Господь!» (Пс. 33, 9)
Желательно поставить себе духовную цель
Иерей Игорь Иванов, клирик храма Преображения Господня в Лесном (Санкт-Петербург):
Мы все в той или иной степени на генетическом уровне носим в себе девиации, как следствие изначального грехопадения, то есть разрыва богообщения и, соответственно, искажения природы человека. Иными словами, с грехопадением в человечество вошёл общий «вирус» испорченности, разрушения, проявлением чего и являются болезни. Рождаясь в этот мир, человек уже имеет падшую природу, и в силу этого подпадает под власть болезней и смерти. С ходом человеческой истории болезни усугубляются, как в силу неправильного образа жизни и внешних факторов, так и ввиду наследственной передачи физических или психических искажений.
Кроме того, по Промыслу Божьему болезнь может быть допущена с целью спасения конкретной человеческой души (причём как самого больного, так и его близких).
Причины, по которым Господь посылает нам болезни, могут быть такими:
- наказание за грехи, когда некоторые болезни Бог посылает в качестве епитимьи;
- вразумление, то есть Бог может посылать болезни, чтобы человек опомнился от греховной жизни;
- избавление от беды: бывают случаи, когда Бог болезнью укрывает от беды, которой не миновать бы, если бы человек был здоров;
- исправление какой-то конкретной страсти: например, Господь может послать болезнь, чтобы помочь человеку справиться со страстью чревоугодия;
- упреждение развития какой-то страсти.
По Промыслу Божьему болезнь может быть допущена с целью спасения конкретной человеческой души
Понимая эту общую ситуацию, наверное, будет уже не так сложно ответить себе на вопрос «Почему я страдаю?» В каждом конкретном случае и больной человек, и его ближние, пытаясь исполнить заповедь о любви, при внятном размышлении могут также сами себе уяснить, в чём для них является благотворность этой болезни и как они могут через терпение конкретных тягот спасти свои души, стяжав кротость и милосердие.
Иными словами, желательно поставить себе духовную цель, задумавшись: «От каких конкретно грехов избавляет меня эта болезнь и какие конкретно добродетели позволяет она мне стяжать?» И дальше уже двигаться с Божьей помощью в этой духовной перспективе.
Счастье – это участие
Иерей Олег Гиндин, настоятель храма в честь Святителя Луки Крымского при психоневрологическом интернате № 3 в Петергофе (Санкт-Петербург):
Счастье – это участие. Мы созданы друг для друга, а не чтобы просто ходить и проветривать себя. Человек с тяжёлыми нарушениями развития может спасаться сам и помогать спасаться другим.
Патриарх Кирилл назвал две главные опасности развития искусственного интеллекта и рассказал, как им противостоять
Молебен для сотрудников чрезвычайного ведомства
В Нижнем Новгороде состоялась церемония закрытия II Всероссийских спортивных игр
Молебен с акафистом у Луганской иконы Божией Матери
«Почему Бог сделал меня таким?» Ответы священников на вопрос «особого» человека
Луганская икона Богородицы побывала на стартовой площадке Байконура
Луганское духовенство приняло участие в международной конференции в Махачкале
Священнослужители оказывают помощь пострадавшим от пожаров
«Союз православных женщин» отпраздновал первую годовщину со дня своего создания
Митрополит Пантелеимон призвал вознести молитву иконе Божией Матери «Неопалимая Купина»
Патриарх Кирилл назвал кощунством сожжение христианских крестов в Косове
Руководитель епархиального Отдела по взаимодействию со СМИ принял участие в открытии «Сквера молодоженов»
Поздравление митрополита Луганского и Алчевского с Днем города Луганска
Секретарь Епархии принял участие в праздновании Дня города
Поздравление Высокопреосвященнейшего митрополита Пантелеимона с Церковным Новолетием
Сегодня, 14 сентября, православные отмечают начало индикта – церковный Новый год
Македонская Церковь раскритиковала украинский закон о запрете УПЦ
Семинар по вопросам участия казачьих обществ в конкурсах для получения грантов
Заупокойное богослужение по случаю 11-й годовщины со дня преставления схиархимандрита Кирилла (Михличенко)
Престольный праздник храма святого благоверного князя Александра Невского