[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
   Перед каждым человеком в земной его жизни стоят непростые задачи: осознать свое человеческое  призвание, приложить нравственные усилия для развития собственной личности, без чего невозможно развить свои таланты и способности, найти самого себя и свое место в служении Богу, своим ближним и Божьему миру в его материальном выражении, в котором приобретенный творческий потенциал может быть успешно реализован. 

    Личность и земной жизненный путь Александра Степановича Шеремета, который на протяжении почти сорока лет был главным архитектором нашего города, дают благодатную почву для рассуждения над тем, что такое призвание.

     В духовной литературе нет прямых указаний на то, что у каждого человека есть некая конкретная профессиональная деятельность, к которой он предрасположен более всего. Но сказано, что на протяжении всей своей жизни человек должен духовно развиваться и совершенствоваться, приумножая дарованные Богом таланты и способности. Содействуя раскрытию в человеке творческого начала, Господь подает каждому из нас благодать Святого Духа для того, чтобы наша вера не осталась бесплодной, чтобы она нашла свое выражение в осознанном служении Богу, другим людям и Божьему миру. Господь видит в человеке Своего друга, помощника и со-творца, способного приумножить красоту и многообразие созданного им мира. Изучая духовные законы бытия человеческого рода, мы можем разумно строить свою жизнь на земле, не нарушая созданную Богом гармонию мира. У любого человека есть та или иная форма и мера одаренности. Есть люди, у которых таланты и способности находятся на уровне гениальности. Про таких говорят: «Он композитор от Бога», «художник от Бога», «учитель от Бога», «врач от Бога». Мы говорим это, имея в виду, что человек не просто ощутил то, что он несет в себе некий Божий дар, но он еще сумел этот дар правильно реализовать. Развиваясь как личность, этот человек сумел так использовать свои дары и способности, что в его сознании соединилось понимание своей одаренности с ощущением того, как он должен этим даром распорядиться. В итоге его христианская личность сумела настолько реализоваться, что окружающие люди начинают «видеть его добрые дела и прославлять Отца Небесного» (Мф 5, 16).

Александр Степанович Шеремет, без сомнения, был архитектором от Бога.

Родился он в городе Нежине Черниговской области, и, в раннем детстве оставшись круглым сиротой, осознал, что полагаться может только на собственные силы и Божью помощь. Среднее образование получил в реальном училище, а в 1924 году поступил в Киевский художественный институт на архитектурный факультет.

Александр Степанович принимал участие в строительстве Киевского вокзала, Попаснянского стеклозавода, а свой самостоятельный путь созидателя архитектор Шеремет начал в Харькове. После окончания Киевского художественного института и преподавательской деятельности он выбрал деятельность практическую. Первым его проектом, который назывался  «Новый Харьков», было создание жилья для рабочих Харьковского тракторного завода. И уже первый проект молодого архитектора отличался нестандартностью и смелостью решений – промышленная зона предприятия протянулась вдоль трасы, а полукилометровая зеленая полоса – мощным массивом на всю длину промзоны – отделяла ее от жилого массива. Шесть пятиэтажных и два семиэтажных дома в проекте соединялись по торцам крытыми переходами. По этим переходам все жильцы могли, спустившись на второй этаж, во-первых, переходить от дома к дому, а во-вторых, перемещаться в детские сады, дворец культуры, на знаменитую по тем временам фабрику-кухню, где была столовая.

Луганск Шеремет впервые увидел в 1933 году. После живописного Нежина, где   родился, после старинного православного Киева, где учился, и Харькова с его мощной изысканной архитектурой, где он осуществил свои первые проекты, Луганск казался ему  маленьким и неказистым, ведь здесь преобладали одноэтажные постройки. Многих знатоков архитектуры, знакомых с работами Шеремета, не перестает удивлять тот факт, что он так и остался архитектором провинциального города, хотя в мастерстве мог  состязался со столичными зодчими. Надо сказать, что в то время, когда архитектурная фантазия мастера уже во всю развернулась на луганских просторах, его будут настойчиво звать и в Одессу, и в Ялту, но он до конца дней останется верным нашему городу, который полюбил всей душой, который стал для него второй родиной, ведь большую часть своей жизни он прожил здесь, вложив в Луганск все свои силы, всю мощь своего таланта.

«Александр Степанович приехал в Луганск, чтобы построить хороший красивый город, именно поэтому он остался здесь на долгие годы», – сказала однажды дочь архитектора Татьяна.

Прибыв в Луганск, Александр Шеремет сначала работал старшим архитектором  Архитектурно-планировочного управления, а затем главным архитектором города. Областной центр начал заметно преображаться, перестраиваясь по планам Шеремета.

Когда в 1934 году в Луганске решают увековечить память погибших героев, памятник заказывают в Москве. Но ни один из предложенных проектов не нашел одобрения и мемориальный комплекс Борцам революции в Луганске был возведен по проекту Александра Шеремета. Позже именно этот мемориал даст повод назвать город на Востоке Украины маленьким Парижем – за схожесть с памятником парижским коммунарам на кладбище Пер-Лашез.

Сейчас уже трудно представить наш Луганск без творений Шеремета, ведь именно им были спроектированы лучшие его сооружения, среди которых  – кинотеатр «Октябрь», здания главпочтамта и дома ИТР, завода имени Ленина, что на улице Свердлова и русского драматического театра, ныне областного дворца культуры. Авторству Шеремета принадлежат также школа № 17 (1934 г.), памятник Борцам революции (1937 г.) и сквер возле памятника (1940 г.); 37-квартирный жилой дом по ул. Свердлова  (1935 г.); жилые дома в районе Красной Площади, главный вход в парк им. 1 Мая; областной Дворец культуры (бывший Горно-коммерческий клуб, ДК Железнодорожников, 1930 г.) и множество других архитектурных объектов, ведь он автор  и соавтор более сорока зданий и сооружений. Но наимасштабнейшим творением мастера, без сомнения, был городской парк культуры и отдыха им. М. Горького, сооруженный в 1936 году и занесенный в книгу «Сады и парки СССР». А уникальные цветочные композиции, как и вся архитектура парка, обеспечили ему место в книге «Архитектура парков СССР». Строительство парка на месте запустелого сада на берегу Лугани запланировали в конце 1934 года, а уже в августе 1936-го он был торжественно открыт. Это был настоящий памятник садово-парковой архитектуры. Центральный вход в парк представлял собой изысканную колоннаду, украшенную  фонтанами и античными скульптурами. На его огромной территории в 120 Га располагались теннисные корты, несколько волейбольных площадок, бассейн, душевые, эстрада, а для детей в западной части парка была построена железная дорога. Модная в те времена парашютная вышка, сконструированная в парке, была одной из самых высоких в  Союзе. Высота ее достигала 57 метров, а вес – 25 тонн. Потрясали красотой мощеные тротуары и дорожки, многочисленные клумбы со множеством цветов и оранжерея. Для посетителей парка была организована пляжная зона, с вымощенными гранитом подходами к купальням, а по Лугани, которая протекает через весь парк, стал ходить прогулочный катер. В парке работало множество аттракционов, разнообразных качелей и каруселей, кафе и танцплощадка. Через Лугань было построено два моста и даже канатная дорога.

Сооружение этого грандиозного архитектурно-паркового ансамбля вдохновило еще одного нашего прославленного земляка, поэта Михаила Матусовского написать такие строки:

«Где ютилися хибарки

И стоячие пруды,

Мы возводим наши парки,

Наши скверы и сады.

В схватках яростных и жарких

На полях родной земли,

Может быть, за эти парки

Луганчане в битву шли».

    Создатели парка мечтали перекинуть через Лугань шесть изящных мостиков, саму речку облагородить, достроить летний театр, санаторий и ботанический сад. Но осуществлению этих планов помешала война, во время которой парк претерпел значительные разрушения, к сожалению, он не восстановлен до сих пор.

…Как погибал парк, его детище, Александр Шеремет не видел. В это время он строил свой путь к победе над фашистами. В 1941 году главному архитектору Ворошиловграда Александру Шеремету поручили контролировать маскировку территории всего города, а значит, всеми силами стараться уберечь от воздушных налетов то, что создавалось годами. В 1942 году Александра Шеремета командируют с документами в глубокий тыл. Он получил инструкцию, которая предписывала, что, выполнив задание, может оставаться в эвакуации в Самарканде, но Шеремет добровольцем уходит на фронт. Его опыт  градостроителя оказался востребованным и там. На Кавказе во время фашистской операции «Эдельвейс» командование советских войск ставит задачу противопоставить противнику триединую оборону: на суше, на море и в воздухе. Для этого нужно возвести три оборонных рубежа длиною в 2050 метров. Александр Шеремет становится старшим инженером строительного военно-полевого батальона.

С фронта он писал: «Начался мой труд в 24 УВПС, и он был тяжелым, но, в отличие от мирного, безрадостным. Удовлетворяло лишь сознание того, что он необходим, и надежда на Победу…»

В начале 43-го его управление перебрасывают на строительство обороны в районе Воронежа – и снова полгода оборонных и укрепительных работ под шквалом вражеских пуль. Во время знаменитой Гомельско-Речецкой операции именно под командованием Александра Шеремета был построен мост большой грузоподъемности через Днепр. И именно по его проекту и под его руководством в окрестностях Ровно под пулями возводили командный пункт Первого Белорусского фронта. После освобождения Бреста военный путь архитектора пролег через Польшу и Чехословакию. За завоевание крепости Прага под Варшавой старший инженер Шеремет получил благодарность от Верховного Главнокомандующего. На польской земле, на шоссе Брест-Прага, талант мастера оставил не только боевой, но и творческий след – три памятника на братских могилах воинов-освободителей. В 1944 году его отзывают в Луганск – нужно было восстанавливать разрушенный войной город.

После окончания Великой Отечественной, в 1950 году, Шереметом был создан проект застройки и реконструкции Красной площади. Александр Степанович планировал строительство оперного театра, перед которым предусматривалось разбить сквер, расположенный на террасах, с фонтанами и декоративными насаждениями. Нижняя терраса должна была завершаться подпорной стеной из гранита с лестничными полукруглыми проемами, но проект остался лишь в чертежах из-за недостатка финансирования, впрочем, как и еще один его проект-мечта – создать на улице Фрунзе, что проходит по берегу Лугани, настоящую набережную – со спуском к воде, с красивыми фасадами прилегающих к ней зданий…

Строительству Луганска Александр Шеремет посвятил 36 лет своей жизни. Умер мастер в 1985 году.

В 1999 году именем выдающегося архитектора была названа одна из улиц нашего города.

Ровно год назад, 25 октября 2012 года, в Луганском городском совете состоялась презентация книги «Город, ставший судьбой», посвященная жизни и творчеству  Александра Степановича Шеремета, во время которой прозвучали очень емкие и значимые слова: «Александр Шеремет – яркая личность, выдающийся архитектор-художник, самоотверженная работа которого во многом определила сегодняшний облик нашего родного города. Не будучи коренным луганчанином, он положил на алтарь служения городу всю свою жизнь, свои знания и творчество».

Елена Ходус

для «Православной Луганщины»