[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
В толковом словаре живого великорусского языка Владимира Даля слово «маловер» означает «нетвердый в вере своей, шаткий, сомневающийся». Впрочем, это ясно и без словаря. Лучше подыщем для человека маловерного несколько сравнений. С чем же сравним «шаткого и сомневающегося»? Состояние его души похоже на вино, разбавленное водой из-под крана, на молоко 1% жирности, на слиток золота, в котором олова и меди больше чем самого драгоценного металла… Маловерный может казаться христианином. Но является ли таковым по сути своей? Какие качества отличают маловерного от верующего? В плену каких вериг находится его душа? И вообще, возможно ли маловерному взойти по лествице духовного совершенства? Вопросы непростые. И хотя данная тема столь многовекторна и всеобъемлюща, что для ее раскрытия не хватит и нескольких газетных полос, рискнем все-таки ее затронуть.
… Первое звено в цепи досадных нестыковок, случившихся в день выхода сентябрьского номера «Православной Луганщины» было почти анекдотичным. На рассвете мне приснился сон, будто я должен плести кольчугу. Так меня «увлекло» это «занятие», что я не услышал звонок будильника. Понял, что проспал, молниеносно собрался и помчался в типографию. Но по пути вдруг заглохла машина. Неисправность устранили. Но лишь отъехали, из типографии позвонили и сказали: файлы, высланные дизайнером, не совпадают с требованиями специалистов, готовящих газету к печати… Был бы день выхода газеты в свет обычный, рядовой, и все эти нестыковки, словесные прения, стерлись бы в памяти, как след на морском песке. Но в том то и дело, что день был необычный: на 13 назначали епархиальный совет. И получить тираж надо было до его начала…
Теплое состояние означает производить впечатление верующего, в реальности таким не являясь. Кто такой холодный? Это неверующий, далекий от Божьих заповедей, Евангелия.
Когда я приехал в типографию, газету печатать еще не начинали. Я нервничал. А редактор держался спокойно. «Бог управит, — сказал он, похлопав меня по плечу. – Без тиража не уедем». И точно. В тот самый момент, когда мне показалось, что опоздания не избежать, из дверей типографии выкатили тележку с отпечатанным тиражом.
Привезти пахнущий свежий краской тираж мы успели буквально за десять минут до начала Епархиального совета. Позже я признался батюшке, что мне стыдно за свои «метания». Он же ответил: «Молись всем сердцем и дастся по вере твоей. Ради доброго дела Господь и стрелки часов назад передвинуть может»…
Я уже привел несколько сравнений, характеризующих состояние души маловерного человека. Приведу еще одно: оно похоже на светильник, в котором едва горит фитилек.
«Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, — предупреждал Господь, — то извергну тебя из уст Моих» (Откр.3:15,16). Теплое состояние означает производить впечатление верующего, в реальности таким не являясь. Кто такой холодный? Это неверующий, далекий от Божьих заповедей, Евангелия. Холодных надо спасать. И делают это горячие, те, кто веруют в Бога всем сердцем. Теплые же находятся в самом опасном состоянии: они довольствуются тем, что, к примеру, собираясь в церковь на праздничную литургию, надевают нательный крестик, а выходя из нее, снимают его и не испытывают угрызений совести. Теплое состояние в большой степени соответствует состоянию души маловерного человека, который без сильного импульса извне не нуждается во врачебном вмешательстве.
Если лествицу духовного восхождения к вершинам Веры рассматривать как шкалу возрастания и убывания температур, то маловерие – лишь второе деление в области плюсовых температур. Три ступеньки вниз, и человек окажется в «минусе», в той зоне, где начинается кромешная тьма, та самая, в которой раздаются плач и зубовный скрежет…
Недавно довелось беседовать с женщиной, которая потеряла мужа. «Я ходила в церковь, — говорила она с вызовом,- но Бога там не нашла. Я не почувствовала Его присутствие, а только пустоту. Если Бог есть, то пусть Он на меня обратит внимание, хоть печали мои утолит».
После разговора с нею я подумал следующее. Человек неверующий, то есть холодный для Веры, не пойдет в церковь, даже если переживает личное горе. Он не верит в Бога, поэтому и не ждет от Него утешения. Предположить, что человек, которому под шестьдесят, пошел в церковь, как на экскурсию… Трудно, согласитесь, это себе представить. Все-таки мы живем не в советское время, когда в храм иные заглядывали из праздного любопытства… Стало быть, не любопытство двигало человеком, собравшимся в церковь. Что же тогда? Возможно, надежда на чудо: мол, я приду, и Господь отрет мои слезы. Но этого не произошло. И у женщины в душе возникло разочарование, сменившееся вызовом, протестом, уверенность, что ее обманули… Между тем все объясняется достаточно просто. Человек, который и крестик дома не носит, крайне редко ходил в церковь молиться. Именно молиться. Поэтому и состояние молитвы ему не ведомо. Почему же? Потому что не было в ней раньше нужды. Но пришла беда. И человек подумал: «Дай — ка схожу разок в церковь, вдруг полегчает». Не полегчало…
А между тем известно много случаев, когда горе холодных делает горячими, когда неверующие получают исцеление своих душевных, да и телесных недугов.
Екатерину Мартиновскую в 1999 году в храм привела беда. Умирал сын. Еще живой лежал в реанимации. Врачи просили мать дать разрешение выключить аппарат, поддерживающий работу сердца. Мать была вне себя от горя. Стать убийцей родного детяти… Все в ней восставало против такого решения. Тогда она обратилась за советом к батюшке: как поступить. Он сказал: надо сделать энцефалограмму мозга. Если она покажет, что мозг жив, то разрешения не давайте. Если же мозг умер – вашей вины здесь нет. Сердце поработает и остановится. Энцефалограмму сделали. Она показала, что мозг умер… После смерти сына у матери был выбор: затаить горе в сердце или… Она выбрала дорогу в храм. А конкретно: начала принимать деятельное участие в строительстве церкви. Не один месяц в ее доме жили строители. Она их кормила, обстирывала. А потом шла на службу. В Православной Вере эта женщина обрела исцеление своих душевных недугов.
Если лествицу духовного восхождения к вершинам Веры рассматривать как шкалу возрастания и убывания температур, то маловерие – лишь второе деление в области плюсовых температур. Три ступеньки вниз, и человек окажется в «минусе», в той зоне, где начинается кромешная тьма, та самая, в которой раздаются плач и зубовный скрежет…
Или другой пример. Старшая над сестрами Свято-Рождества-Богордичного Деркульского женского монастыря монахиня Антония (Рыбинцева) когда-то потеряла сына. Но, как она сама рассказывала, Бог так управил, что в лице строителя общины архимандрита Павла (Валуйского) она обрела сына духовного. Уже десять лет монахиня Антония – правая рука батюшки во всех его делах и начинаниях.
Вера наполняет человеческую жизнь высоким смыслом. Но ее принятие бывает не одномоментным. Впрочем, человек от неверия к Вере может идти и через маловерие. Вот строки из письма в редакцию Раисы Ивановны Малявки, прихожанки Свято-Троицкого храма в селе Давыдо-Никольское (стилистика письма сохранена): «В храм стала ходить, когда очень сильно начал болеть папа. Первые шаги были очень трудные: тяжело было идти, стоять в храме, когда морозно и гуляет ветер. Но это со временем я все переборола. В настоящее время посещаю храм регулярно. Уверовала в нашего Спасителя Господа Иисуса Христа, поняла, что я не могу не пойти в храм на службу или не принять участия в работе. А это – уход за деревьями и цветами, уборка территории, заготовка дров… Вера без дел мертва, а раз так — надо усердно молиться Господу и Он услышит наши молитвы»…
Человеку маловерному свойственно уповать на чудо. Поскольку он ленив в душе, и эгоистичен в своих желаниях. Господь же требует, чтобы мы трудились на Его ниве ежедневно и ежечасно. Лишь тогда даст эта нива свои плоды. Недаром сказал Спаситель: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9,29).
Господь наставлял: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: «перейди отсюда туда» и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17,20).
Надо иметь в виду: горчичное зерно – одно из самых мелких зерен в израильском земледелии. Но вырастающее из него дерево достигает в вышине 4-х метров, и в его ветвях маленькие птицы находят себе отдых и корм. Вопрос, оказывается, не в количестве «декларируемой» веры, а в качестве.
И как тут не вспомнить притчу об одной вдове, которая, услышав эту Христову заповедь, решила про себя: «Попощусь недели две, в церковь на богослужения схожу, а потом скажу куче навоза: перейди из моего двора в иное место, она и перейдет». Попостилась две недели вдова, в церковь походила, а потом и сказала громким голосом навозной куче: «Уходи вон из моего двора». Трижды навозную кучу заклинала женщина убираться со двора. Но навозная куча как лежала на своем месте, так и осталась лежать. «Так я и знала» — сокрушенно вымолвила вдова…
Горькая ирония заключена в этой притче. Человеку маловерному свойственно уповать на чудо. Поскольку он ленив в душе, и эгоистичен в своих желаниях. Господь же требует, чтобы мы трудились на Его ниве ежедневно и ежечасно. Лишь тогда даст эта нива свои плоды. Недаром сказал Спаситель: «По вере вашей да будет вам» (Мф. 9,29).
Так возможно ли маловерному стать истинно верующим, из теплого превратиться в горячего? Господь говорит, что это возможно, если укреплять веру неустанной молитвой и постом. Вспомним, случай с учениками Спасителя, которые не смогли исцелить бесноватого. После того, как Христос Сам изгнал из юноши беса, ученики наедине приступили к Нему и спросили: «А почему мы не смогли изгнать его?». Иисус ответил им: «По маловерию… Этот род изгоняется только молитвой и постом».
Значит, качество веры зависит еще от качества молитвы и качества поста. Относительно поста Иисус говорил в своей Нагорной проповеди: «… Когда поститесь не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, они уже получают награду свою» (Мф. 6, 16). Обратите внимание на слова «показаться постящимися», а не быть постящимися, как этого требует горячо сердечная вера. Это значит, что если человек делает вид, что постится, то есть, постится лицемерно, значит, он и веру свою созидает на песчаном фундаменте.
То же самое можно сказать и о втором могучем рычаге веры — молитве. В Неделю о мытаре и фарисее вспоминается о том, как эти люди пришли в церковь помолиться. Фарисей во время молитвы хвалился своими делами и осуждал других, а мытарь с глубоким осознанием своего недостоинства молился так: «Боже! Будь милостив ко мне грешному!» (Лк. 18,13). Первого, как известно, Господь осудил, а последнего оправдал, говоря: «Всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя – возвысится» (Лк.18,14).
Разумеется, если смотреть на внешние поступки, а не на внутреннее расположение сердца, то фарисея нельзя назвать негодным человеком. В гражданском смысле он беспорочен и наружно благочестив. Но сердце у него исполнено гордыни и высокомерия. Поэтому и молитва его была отвергнута. Напротив, мытарь был грешен. Но, сознавая свою греховность, молился о прощении грехов истово, всем сердцем. И молитва его была принята.
Молитва – зеркало души. В ней мы предстаем такими, какими являемся на самом деле. Если сердце расположено к покаянию, то и молитва обретает силу. А значит, и вера укрепляется. Путь от маловерия к вере – путь от одной сердечной молитвы к другой сердечной молитве, восхождение по духовной лествице, в которой перекладины – наши с вами молитвы.
А что означает «услышанная молитва»? То, что она принесла плод. Бог дал его в руки: ты просил – возьми, что просил. Еще один вывод: чем больше таких плодов – тем крепче вера. Тем выше ее градус…
Однажды в руки мне попалась книга монаха Симеона Афонского «Дорога, освещенная Солнцем», в которой описывается замечательный алгоритм усиления Веры. Цитатой из нее мне хотелось бы закончить свои заметки: «Как приобретается вера в Бога? – Неустанным поиском Истины. Как приобретается неустанный поиск Истины? – Стремлением понять смысл жизни. Как приобретается стремление понять смысл жизни? – Дать себе возможность заглянуть в самого себя. Как можно заглянуть в самого себя? – Дать себе возможность остаться одному. Кто может остаться один? – Тот, кто не боится самого себя. Кто не боится самого себя? – Честное сердце. Что такое честное сердце? — Сердце, любящее Правду. Что есть Правда? – Христос».
Редакция «Православной Луганщины»