[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]

Должиков Петр Николаевич. Профессор, Доктор технических наук

Член диссертационного совета Д.08.080.04, при национальном горном университете Украины. Под руководством П. Н. Должикова защищены 10 кандидатских и 1 докторская диссертации. Создал и руководит научной школой «Геомеханика гидроактивизированного подземного массива», является членом редколлегии 3 научных изданий. Академик АГН РФ, АС Украины, МАНЭБ. Доктор строительства, лауреат премии имени Будникова АС Украины.


Во все дни и особенно в периоды постов каждый православный христианин испытывает особую радость: в молитве и покаянии — вера в спасение и прощение грехов Господом нашим, Всемилостивым Иисусом Христом. Именно в эти дни чувствуется обострение веры в жизни православного человека. И на первое место ставится сугубая молитва, дома и в Церкви, и искреннее покаяние, любовь и доброта в жизни, а потом уже воздержание в пище. Сегодня известно много поучений о сущности постов, о молитвах, о покаянии. Но наша жизнь такая бурная и разнообразная, изменяется с каждым днем, поэтому у верующих возникает много вопросов по правилам проведения постов, по молитвам, по образу жизни православного человека и т.д. И очень часто мы в поисках ответов на вопросы жизни находим разночтение во многих источниках (литература, газеты, телепередачи, интернет и т.д.).

Если глубоко задуматься, проанализировать нашу жизнь, то можно прийти к ответу – это уже было. Поэтому единственным верным учением и толкованием православной жизни есть поучения святых отцов Церкви. Нам необходимо спокойно и кропотливо изучать жития святых, их наследие и находить согласие нашей жизни Святому Писанию, догматам, канонам, традициям и обрядам православной Церкви. Очень важно чтение житий святых потому, что среди бесконечных лабиринтов жизни, широкого спектра путей к Богу, раскрытого в житиях, можно научиться найти свой путь, получить помощь и указание – как из человеческой греховности выйти на путь Истины и Света, обрести спасение.

Вдумаемся в поучения преподобного Силуана Афонского. «Многим кажется, что святые от нас далеки. Но далеки они от тех, которые сами удалились, и очень близки к тем, которые хранят заповеди Христовы и имеют благодать Святого Духа. На небесах все живет и движется Святым Духом. Но и на земле — тот же Дух Святой. Он живет в нашей Церкви; Он живет в Таинствах; Он — в Священном Писании; Он – в душах верующих. Дух Святой все соединяет, и поэтому Святые нам близки…

Святые живут в ином мире, и там Духом Святым видят Славу Божию и красоту лица Господня. Но в том же Духе Святом они видят нашу жизнь и наши дела… Живя на земле, они научились любви Божией от Духа Святого; а кто имеет любовь на земле, тот с ней переходит в вечную жизнь в Царствие Небесном …» Вот как нас любят святые угодники Божии. И поэтому всегда мы к ним прибегаем в молитве с прошением: «Молите Бога о нас!»

Поэтому святой Иоанн Кронштадский пишет:

«Что значит ежедневное призывание святых – в каждый день различных – в продолжение всего года и всей жизни. Значит, что святые Божии, как братия наши, только совершенные, живы и недалеки от нас, слышат нас и всегда готовы помогать нам по благодати Божией. Мы живем с ними вместе, в одном дому Отца Небесного.»

 

Святые отцы научают нас как правильно поститься: чтение Евангелия, участие в Таинствах Исповеди и Причастия, непрестанная молитва, любовь и добротворение, воздержание  от скоромной пищи. Мы стремимся уйти от греховности жизни, избавиться от страстей. Для многих людей это трудная задача. И на этом пути на помощь приходит чтение Евангелия, потому что в словах Евангелия есть благодатная сила, сам Бог то говорил, что в нем написано. И если при чтении Евангелия что -то непонятно, то надо знать, что бесы понимают, что человек читает и трепещут. Иоанн Златоуст пишет, что даже та самая храмина, где храниться Святое Евангелие, устрашает духов тьмы и неудобноприступна для их козней.

Очень важно чтение житий святых потому, что среди бесконечных лабиринтов жизни, широкого спектра путей к Богу, раскрытого в житиях, можно научиться найти свой путь, получить помощь и указание – как из человеческой греховности выйти на путь Истины и Света, обрести спасение.

О молитве, разговоре с Богом, написано поучений очень много. Молитву верующего никто не видит, она возносится душей и обращена к Богу, Пресвятой Богородице и святым. «Великое благо молитва, — говорит Иоанн Златоуст. – Если кто, разговаривая с добродеятельным человеком, получает от того великую пользу, то каких благ не получит удостоившийся беседовать с Богом.»

А старец Паисий Святогорец наставляет нас:

«Не надо просить у Бога ни света, ни дарования, ничего другого, но лишь одного: покаяния, покаяния, покаяния.»

Это потому трижды, что мы очень грешные в мыслях, словах и делах. Мы хорошо помним, что Иисус Христос вышел на проповедь и начал со слов:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное»(Мф.4:17).

А в покаянии необходимо видеть не только признание грехов, но и приносить добродеятельные плоды покаяния угодные Богу. Преподобный Марк Подвижник пишет:

«Дело покаяния совершается тремя добродетелями:  очищением помыслов, непрестанной молитвой, терпением посылающих нам скорбей».

В повседневной жизни мы живем в трехмерном пространстве и во времени. И только в Церкви у человека появляется возможность получить новое измерение – духовное, он переходит в новое пространство. Хорошо известно, что мозг молящегося человека в храме находится в особом состоянии, а это позволяет верующему расширить границы своего существования и приподняться над реальностью. Истинно молящийся получает Небесную благодать, выражающуюся в радости единения с Богом, со всеми святыми. Человек постепенно приобщается к Царствию Небесному. Именно во время Литургии совершается Таинство Евхаристии (Причащения) и возноситься Анафора – благодать и благодарность Богу.

И здесь в первую очередь на помощь приходит молитва «Отче наш» Особенно следует трепетно произносить «… и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Это великая просьба к Богу о защите от врага человечества. И только с Божией помощью мы можем противостоять сатанинским козням.

Главная молитва православного человека совершается во время Божественной Литургии. В Церкви, в доме Божием, жизнь православного человека превращается в праздник, здесь мы молимся, каемся, очищаемся, радуемся общению со святыми.

В повседневной жизни мы живем в трехмерном пространстве и во времени. И только в Церкви у человека появляется возможность получить новое измерение – духовное, он переходит в новое пространство. Хорошо известно, что мозг молящегося человека в храме находится в особом состоянии, а это позволяет верующему расширить границы своего существования и приподняться над реальностью. Истинно молящийся получает Небесную благодать, выражающуюся в радости единения с Богом, со всеми святыми. Человек постепенно приобщается к Царствию Небесному. Именно во время Литургии совершается Таинство Евхаристии (Причащения) и возноситься Анафора – благодать и благодарность Богу. Вслушайтесь и вдумайтесь в слова Анафоры, и вы поймете — с нами Бог рядом! Во время совершения Анафоры, человек в Благодарении переходит в новое психическое состояние – он испытывает жажду Бога, его любовь и милость! В зависимости от человека любовь к Богу, на пути к Нему, имеет три этапа: страх Божий; жажда Бога, любовь к Богу. Этот путь к Богу индивидуальный и есть путь радости человека, его восхождения в Царствие Небесное, к Свету и Истине. Это уже начинается на земле в Церкви Христовой. Важно понимать, что не сразу и не каждому человеку дается такое состояние веры, нужно время и понуждение себя. Поэтому  молитва — это не просто чтение текста из молитвослова, а духовное обращение к Богу, ко Пресвятой Богородице и всем святым, т.е. это особое состояние души.

Высшим соединением человека с Богом является Таинство Причастия. Это есть кульминация Литургии, наибольшей земной радости человека. Святой Иоанн Кронштадский пишет для нас:

«В напоминание о своих страданиях и смерти, а так же о своей вечной любви к роду человеческому, Христос преосуществляет Духом Святым простой хлеб в Тело Свое и простое вино в Кровь Свою.»

Митрополит Иларион поясняет верующим: «Причащаясь, мы принимаем в себя Тело и Кровь Бога, ставшего человеком. Происходит наше сущностное, онтологическое соединение с Божеством… Тело Христово становится нашим телом, и Кровь Христова начинает течь в наших жилах.»  Именно в этом состоит уникальность христианства: Христос для нас не только Учитель, не только нравственный идеал, а Спаситель. И путь спасения для человека начинается здесь на земле, в Церкви Христовой. Это и есть величайшая радость в вере православной.

Иисус Христос дал Божественную власть Своим ученикам, сказав им:

«Что вы свяжете на земле, то будет связано на Небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на Небе»(Мф.18:18).

Кто может освободить нас от грехов? Только сам Христос! Через своих учеников в Церкви Христовой! В Таинствах Церкви мы получаем благодатную силу, чтобы нам исправить собственную жизнь. Если этого нет, то нет сил к покаянию, нет движения к Богу.

Все люди на земле грешные, но не все открывают душу Богу, идут в Церковь и молятся о спасении. А Господь ждет от нас покаяния, молитвы о помиловании. Господь очень любит Свое создание – человека, и он не заинтересован в его уничтожении, а наоборот — Господь помогает нам, грешникам, вставать после падений, очищаться, каяться перед Ним. Он готов нас вести по жизни, от нас требуется только согласие и усердие. Важно знать, что мы ничего не можем дать Богу, а Он нам все дает для спасения. И надо очень не любить Бога, отрицать Его, творить беззакония , что бы попасть в ад. Потому что МИЛОСТЬ ЕГО велика! Она не всегда подвластна человеческому разуму, нужно только любить Его и верить Ему.

«Да совершенен будет Божий человек, на всякое благое дело приготовлен», — говорит апостол Павел. И опять нужно повторить, главное дело верующего – покаяние. И лишь «окамененное бесчувствие» приводит человека к погибели. Покаяние  — это есть самое драгоценное чувство в жизни. В этом состоянии скрыто получение Божией благодати. Обретению Божией благодати нам следует учиться у батюшки Серафима Саровского: «Стяжайте Духа Святого и получите Благодать Божию».

Конечно же, современная жизнь человека заполнена потоком грязной информации, суматохой и занятостью городов, падением нравственных идеалов и ценностей жизни, требует большой силы воли. Необходимо усердие в сопротивлении сатанинскому насилию. И человек без Бога, без молитвы не сможет сопротивляться, и будет поглощен чревом дьявольским.

Жизнь современного человека можно сравнить с дорогой, на которой он правой ногой ступает по чистой дорожке православия, а левой ногой утопает в жизненном болоте. Так трудно идти, а еще легче утонуть в грязном болоте жизни. И лишь верующий человек с молитвой и Божией помощью способен приподняться из болота. Вспомните из жизни – в этом случае нужна рука помощи.  И вот она – Рука Христова нам протянута, Господь готов нас спасти, нужно только наше согласие и покаяние. Какая же это радость спасения – выйти на чистую, светлую дорогу Православия с Благодатью Божией, во славу Божию и С благодарением Бога! Это нужно понимать не разумом, а любящим сердцем, чистой душою, добротворением с именем Бога и во славу Божию.

Учиться этому нужно у святых отцов нашей Церкви. Например, архимандрит Софроний все дни начинал и заканчивал с чувством Божественного присутствия. Старец говорил:

«Всегда начинайте молитву, рассказав Богу о своем положении. Предстоять перед Богом – вовсе не значит стоять перед иконами, но чувствовать Его в своем глубоком сознании, как наполняющего собою все. Жить Его как воистину Первую Реальность, после которой уже следует мир…»

И далее мы читаем у святого Софрония:

«Господи, Ты Сам научи меня всему. Дай мне радость познания воли Твоей и путей Твоих. Научи меня воистину любить Тебя всем моим существом, как Ты заповедал нам. Устрой мою жизнь так, как Сам Ты в предвечном Свете Твоем мыслил обо мне».

Всякое добро в нашей жизни имеет две стороны – «твое» и «тебе». Здесь надо понимать, так учат нас святые отцы Церкви: «твое» добро надо быстро забыть, а «тебе» добро надо помнить всю жизнь. Самое высокое достижение добра – это совершать его без памяти, по велению души.

О молитвах перед Богом святитель Феофан Затворник пишет: «Они не сочинены, а изливались из сердца святых, под действием какого либо созерцания или события и случая в жизни. Читающий их со вниманием, входит в те же чувства, какие дышат в них, и тем оживляет и созидает в себе молитву».

Молитва и жизнь у верующего человека должны быть едины, — поучает митрополит Антоний Сурожский. А Марк Подвижник говорит:

«… частая молитва, о чем бы ни было, не останется без плода, поскольку в ней самой есть сила благодатная».

«Свято имя Его, и всяк иже призовет имя Господне, спасется», — сказано в Евангелие от Луки. Однако всегда следует помнить наставления преподобного Ефрема Сирина:

«За дверьми остаются те молитвы, которые, возносясь к Богу не имеют при себе любви, потому что одна любовь отверзает двери молитве».

И здесь важно вспомнить слова святого Кирилла Александрийского: «Заболевший не может исцелить себя сам, а нужен ему Исцелитель – Бог. А в чем болезнь? В порче любви…Для полноты любви нужны трое: Бог, ближний и я… В покаянии человек чувствует, что болен грехом, и ищет Бога. Покаяние дает сознание того, что потеряно общение… и человек становится активным. Это активность любви, ибо любовь ищет общения, а покаяние и есть сожаление о потерянной любви»

2

В жизни верующий человек должен быть скромным и добрым, дома и на работе. Мы, православные, ищем смирение и кротость, как лучшие качества нашей души. Покаяние ни в коем случае не выставляется напоказ, нельзя считать себя самым умным, талантливым, выдающимся, да еще и верующим. Все мы на пути к Богу, и где мы находимся, известно только Ему. Наоборот, кающийся человек во многом видит свою недостойность, несовершенство. И мы постоянно повторяем слова молитвы  Иоанна Златоуста: «… пришедший в мир грешников спасти, от них же  первый есмь аз».

Очень часто нас преследует грех гордыни. В гордыне главное в жизни подменяется второстепенным. А главное в нашей жизни – идти к Богу, любить Бога и ближнего своего, творить добро. Причем весьма важно творить добро с именем Бога и во славу Божию. Если человек творит добро, а Христа в душе не принимает, не воцерковлен, то это самообман. И для такого человека, прежде всего, нужно взять в руки Евангелие и прочитать притчи о мытаре и фарисее, о блудном сыне. А далее чтение Евангелия будет жизненной необходимостью.

Всякое добро в нашей жизни имеет две стороны – «твое» и «тебе». Здесь надо понимать, так учат нас святые отцы Церкви: «твое» добро надо быстро забыть, а «тебе» добро надо помнить всю жизнь. Самое высокое достижение добра – это совершать его без памяти, по велению души. Оценивать добро «твое и тебе» может только Бог, а мы по немощи своей на это не способны. Поэтому рядом с гордыней всегда появляется грех осуждения. Очень трудно в нашей жизни от этого греха удержаться, поэтому на Исповеди важно покаяться в осуждении ближнего, а себя нужно осуждать постоянно, в этом есть духовный рост личности.

Покаяние следует понимать как изменение нашего ума, новый взгляд на Бога, на людей, на самих себя. Покаяние – это жизненный путь к Богу. Это есть «великое понимание» Бытия, но не эмоциональный кризис личности, вовсе не тупик. Каяться – значит смотреть не вниз на свои грехи, а в верх – на любовь Божию, с доверием и надеждою.  Это значит видеть не то, кем я смог быть, а то, кем я, по благодати Христовой, по любви Божией, могу стать.

Покаявшись в грехах, мы опять их совершаем по немощи человеческой и под сатанинским насилием. Многие люди со страхом и непониманием обращались с этим вопросом к Серафиму Саровскому. Святой Серафим всегда поучал:

«Не устрашайся, хотя бы ты падал каждый день. Покайся. Будь со Духом Святым!»

В каждом дне жизни мы наблюдаем, как свирепствует сатана, изощряется, расставляет свои дьявольские сети и радуется, когда слабый человек в них запутался. Если внимательно проанализировать хотя бы один наш день, то нужно честно признаться – сколько раз сатана нас окружал, соблазнял, вводил в скверну. Это страшно! И на помощь нам, слабым и недостойным, приходит только Бог и молитва. Очень часто в молитве о заступничестве мы обращаемся и к святым угодникам Божиим, особенно к святителю Николаю Чудотворцу.  И помощь их велика!

Старец Паисий Святогорец говорит: «Бывшие ангелы от гордости пали так низко, что стали бесами. Денница был самым светлым ангельским чином, а до чего дошел … он теперь обладает настырной волей, упрямством, эгоизмом … и чем дальше, тем хуже он становиться. Он развивается в злобе и зависти… сейчас он старается приобрести весь мир». И далее старец поясняет, что и у многих людей так много провинностей и грехов, но Бог нас прощает, потому что люди каются, ищут спасение.

Покаяние следует понимать как изменение нашего ума, новый взгляд на Бога, на людей, на самих себя. Покаяние – это жизненный путь к Богу. Это есть «великое понимание» Бытия, но не эмоциональный кризис личности, вовсе не тупик. Каяться – значит смотреть не вниз на свои грехи, а в верх – на любовь Божию, с доверием и надеждою.  Это значит видеть не то, кем я смог быть, а то, кем я, по благодати Христовой, по любви Божией, могу стать. Это трудный тернистый путь, но у каждого человека на этом пути есть Бог, Он – Вера, Надежда и Любовь. Он Великий и Всемогущий Помощник. Уже две тысячи лет святые угодники Божии нам об этом свидетельствуют, рассказывая о жизни, поучая и наставляя грешников на путь спасения.

Стяжание Святого Духа – это ни какой-то подвиг, не показуха христианской жизни, когда уже сейчас я хочу сделать себя почти святым. Нет. Это подвиг обыденной жизни христианина, когда я понимаю то, что мне Бог дает, когда я благодарю Бога за жизнь, а в ней радости и скорби, а в ней много моих ошибок, но я в ней нашел Бога, поэтому нашел смысл с верой во спасение. В ней я вижу свое служение Христу, не только в Церкви и в молитве, но и на работе, которую Он мне даровал, и в творчестве, посланном Богом.

Говоря о спасении и высшей радости во время Литургии, следует отметить, что важное значение в этом имеет отпуст. Священник выносит на амвон для нас, грешников, Крест Христов, Крест Спасения. Мы с трепетом и благоговением прикладываемся ко Кресту Спасителя, мы прикасаемся к самому Господу, и целуем руку Спасителя, нам протянутую. Это не рука священника, потому что на этой руке надеты поручи, эта рука держала Святую Чашу с Телом и Кровью Иисуса Христа, это рука помощи в нашем спасении.

Однако существует некоторое заблуждение у верующих людей. Если мы помолились, попросили Бога о помощи, то хочется, чтобы ответ был быстрым и Господь сразу нас избавил от проблем. Это не так, потому что Ему хорошо известны наши трудности, Он лучше знает, что нам нужно посылать и когда. Поэтому, наоборот, трудностей может добавиться, потому что мы живем в сложном мире во многом нам непонятном. В любом случае Бога нужно славить и благодарить.

Наше время, современная жизнь, требует от нас правильного понимания исповедания веры Православной. Нашему времени дан другой, более скромный путь, чем святым, о котором пишет святитель Игнатий Брянчанинов: «Жить по Божиим заповедям, усвоенным из Писания и от святых отцов, опираясь на совет и помощь тех, кто старше и опытнее».

Вот лишь некоторые советы верующим от иеромонаха Серафима (Роуза), по его словам, из нашего понимания поучений святых отцов Церкви.

  1. Регулярные церковные службы и причастие Святых Тайн; утренние и вечерние молитвы. Смиряйтесь, ищите духовные плоды жизни.
  2. Изучайте «духовную азбуку»: читайте Святое Писание и усвояйте «Закон Божий», «Жития Святых», книги о духовной жизни, например «Моя жизнь во Христе» праведного Иоанна Кронштадского и другие.
  3. Размышляйте, сознательно углубляйтесь в веру, ведите дневник, делайте записи о прочитанном.
  4. Творите добро, не осуждайте людей, а оказывайте им помощь. Все, что в жизни случается надо принимать спокойно, как Божий промысел.
  5. Всегда, в любой ситуации, молитесь Богу, Пресвятой Богородице, всем святым.

Весьма поучительно для нас наставление святого Силуана Афонского, который говорит о возглашении молитвы перед всяким делом, хотя бы прочитать «Отче наш». Преподобный Силуан поучает нас: «Итак, всякое дело, перед которым не идет несмущенная молитва, лучше не делать».

Всегда, перекрестившись, перед началом дела мы просим: «Господи, благослови!». А теперь подумаем – уместно ли это перед курением, пьянством, сквернословием или злыми делами?

А вот что пишет святитель Феофан Затворник:

«Начинайте все с молитвою, и всякое дело будет окутано Божественным одеянием … и не выбьет Бога из души. Выгоняйте из души все житейское и будьте с Богом».

О наших трудностях на пути к Богу, о покаянии и исправлении старец Паисий Святогорец рассуждает так:

«Начинай прямо с сегодняшнего дня делать все, что тебе по силам, а Всесильный Бог сделает то единственное, что тебе не по силам».

Однажды старец Паисий разговаривал со священником и сказал:

«Имей духовное благородство…уважай другого человека, не дави на него…Если бы Бог захотел, то за одну минуту он бы устроил такое землетрясение, что ты увидел бы, как все люди в страхе осеняют себя крестным знамением. Но такое покаяние – это не искреннее покаяние. Это вынужденное покаяние и цена ему невелика. Поэтому ты на людей не дави.»

Вся наша жизнь пронизана трудом в широком смысле слова. Это означает не только трудиться ради хлеба насущного, но и для души. Архимандрит Иоанн Крестьянкин говорит:

«Много надо трудов понести, что бы строился дом души, строй детка. Он не раз еще будет шататься и нарушаться пока созреет ум и душа. Набирайся терпения, чтобы терпеть свои несовершенства, твори во имя любви к людям, ведь это вторая главнейшая заповедь, и тогда любовь к миру изольется слезами по нему – страдающему, болящему, утратившему главное».

Серафим Саровский говорил, что цель жизни христианской – стяжать Святой Дух. Стяжание Святого Духа – это ни какой-то подвиг, не показуха христианской жизни, когда уже сейчас я хочу сделать себя почти святым. Нет. Это подвиг обыденной жизни христианина, когда я понимаю то, что мне Бог дает, когда я благодарю Бога за жизнь, а в ней радости и скорби, а в ней много моих ошибок, но я в ней нашел Бога, поэтому нашел смысл с верой во спасение. В ней я вижу свое служение Христу, не только в Церкви и в молитве, но и на работе, которую Он мне даровал, и в творчестве, посланном Богом.

Будем учиться у преподобного Серафима Вырицкого:

«Думал ли ты когда либо, что все касающееся тебя, касается и Меня? Ибо касающееся тебя, касается зеницы ока Моего. Ты дорог в очах Моих, многоценен, и Я возлюбил тебя, и поэтому для Меня составляет особую отраду воспитывать тебя … Я хочу научить тебя самым глубоким мыслям, и той из них, что ты на службе у Меня… Все посланное Мною для совершенствования души твоей – от Меня это было»

В последние годы современной жизни мы внимаем богословским проповедям Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. Он говорит: все, что совершается с именем Бога и во славу Божию, благословляется самим Богом и есть дело Богоугодное. И во всей нашей жизни трудной и многострадальной есть великая радость бытия – нам оставлена покаяние во искупление грехов. С радостью мы слышим и повторяем слова Иисуса Христа:

«Я с вами во все дни до скончания века!»

и помним Его заповеди о блаженствах, где сказано:

«Радуйтеся и веселитеся, яко мзда ваша многа на небесех».

Заканчивая размышления и понимание поучений святых отцов Церкви Православной, вознесем хвалу:

«Слава Тебе Боже, слава Тебе! Слава Тебе за то, что Ты есть!» .

Профессор Должиков П.Н.