[smoothcategory catg_slug=»publikaczii»]
 «Никто, возжегши светильник, не покрывает его сосудом, но ставит на подсвечник, чтобы светил всем», — говорил Господь наш Иисус Христос Своим ученикам – апостолам. «Вы являетесь светом мира», — обращался  к ним Спаситель.  В глубине сердец своих апостолы сохранили наставление Учителя. Они и были первыми светочами, передавшими огонь от лампад своих сердец последующим поколениям православных священников.

С чем сравним Православную Церковь?  С сонмом светильников, разгоняющих тьму мира. Можно задуть один светильник, два или три, но нет такой силы, которая была бы способна задуть этот сияющий  сонм.

«Дух бодр, плоть же немощна», — наставляет Спаситель. Одно из величайших чудес Православия заключается в том, что Дух Веры побуждает и немощную плоть совершать подвиги во имя спасения людей.

Вспомним некоторых святых, чья земная жизнь проходила перед глазами последних нескольких поколений. Блаженная старица Матрона Московская от рождения была лишена телесных очей. Но как поется в посвященном ей акафисте, «Господь, умудряяй слепцы и праведных любяй, просвети духовная очеса твоя, да явишися предвидящая будущая, яко настоящее, и от всяких многообразных  болезней страждущих исцеляющая». Блаженная старица рано лишилась возможности самостоятельно ходить, но телесная немощь не могла помешать  ей открывать «величие Бога и Славу Его»…

А житие Луки Крымского, правящего архиерея  Крымской епархии! Разве не служит оно достойным примером торжества   Духа Веры над немощью плоти? Как известно, в 1958 году владыка Лука полностью ослеп. Несмотря на это, до конца жизни он продолжал  выступать с проповедями перед прихожанами и настолько точно исполнял все детали службы, что никто не мог догадаться о слепоте пастыря.  И на Луганской земле ярко горели светильники, зажженные лампадами сердец истинных исповедников Божьих. В 2016 году исполнилось 60 лет со дня кончины  архиепископа Никона (в миру Александра Порфирьевича Петина), трудами и молитвами которого было  начато строительство Свято — Николо — Преображенского кафедрального собора, который по окончании строительства им же был и освящен. До начала Великой Отечественной войны тогда еще отец Александр подвергался гонениям и был приговорен к 5 годам заключения. Во время войны батюшка даже на фронте не снимал рясу, а  в тяжелые минуты артобстрелов или бомбежки солдаты старались поближе находиться возле священника, потому что вокруг него никогда не было убитых. Такое великое напряжение сил телесных  и духовных сказалось на здоровье  отца Александра: священник заболел двухсторонним воспалением легким.  Но и будучи комиссован,  не оставил  молитвенных подвигов и немало потрудился для Победы над врагом. В 1944 году батюшка был пострижен  в монашество с наречением имени  Никон, а 21 мая 1944 года хиротонисан во епископа Ворошиловградского и Донецкого.   До конца своих дней владыка Никон отличался горячей любовью к Церкви, любил людей и умел найти слово утешения и назидания для всякого человека…  Наверное, найдутся читатели, которые зададут вопрос: куда клонит автор, и для чего говорит о телесных недугах священнослужителей?

Я начну издалека. Во второй половине ХIX века зародилась идеология, отвергающая христианство и обосновывающая окружающую действительность, общество и его членов исключительно из опыта так называемого «здравого прагматизма». Название этой идеологии – секуляризм.

Идеология эта – родная сестра воинствующего атеизма, но действующая более изощренно. Атеизм – это, образно говоря, узколобый, быкообразный громила. Секуляризм «носит» пенсне профессора и действует исподтишка. «Зачем разрушать храм? – Говорят идеологи секуляризма. – Пусть останутся стены, мы же погасим светильники, которые в них горят». Светильники же эти —  наши православные священники, батюшки и архипастыри, которые и освещают своими молитвами  бренный путь мирян. Сторонникам секуляризма их подвижническая деятельность очень не нравится, и они ищут любой повод, чтобы навредить, оболгать, и если удастся – увести толпу за собой во мрак преисподней…

 

…Помнится, как в свое время в светских масс-медиа и некоторых Интернет — изданиях нагнеталась истерия вокруг болезни  Блаженнейшего Владимира, Митрополита Киевского и всея Украины. Истерия утихла, как только Блаженнейший стал выздоравливать. Почему же, разглагольствуя о недугах Блаженнейшего, светские масс-медиа ни словом не обмолвились о его духовных подвигах? Между тем, как отметил на научно-практической конференции «Украинская Православная Церковь  на рубеже тысячелетий» владыка Антоний (Паканич), двадцать лет  истории Церкви в Украине теснейшим образом связаны с именем  Блаженнейшего Митрополита Владимира, а назначение его на Киевскую кафедру есть проявление Промысла Божьего.

В соборном послании святого апостола Иакова читаем: «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе». И далее: верующий человек оправдывается делами.  Вся жизнь наших архипастырей  – оправдание их веры делами.

Что касается телесных недугов, то и они от Бога, ибо и болезнь может стать терновым венцом веры и благочестия, дабы, как однажды сказал Святейший Патриарх Пимен священник мог «положить душу свою за овцы своя».

Но закончить эти заметки хочется притчей, которую рассказал настоятель Свято-Георгиевского храма в поселке Хрящеватое, председатель Братства во имя Святых Равноапостольных Кирилла и Мефодия УПЦ МП Луганской епархии протоиерей Георгий Мелиш. Некий человек, посчитав, что незачем кормить своего старого и больного отца – зачем, мол, в доме, лишний рот – посадил его на тележку и повез в лес оставить там умирать голодной смертью. За этим человеком увязался его маленький сынишка. Уже посреди леса человек заметил присутствие сына и вынужден был действовать открыто. Он привязал старика к дереву, а тележку бросил. «Папа, зачем ты бросил тележку?- обескуражил неожиданным вопросом своего отца малютка. – Увези тележку домой. Когда ты будешь старый, я посажу тебя на нее и отвезу в лес, как ты отвез нашего дедушку». Что было делать: пристыженный папаша вынужден был везти деда обратно домой. Думаю, данная притча – лучшая отповедь идеологам секуляризма, взирающим на православных пастырей глазами «здравых прагматиков». «Если слепой ведет слепого, — сказал Господь,- то оба упадут в яму». Участь современных фарисеев – мрак и небытие. А светильники  Веры будут светить до скончания времен.

Материал подготовила редакция «Православной Луганщины»