Вот такое услышалось мною. Сказано просто, ненавязчиво. На самом же деле эти слова гораздо глубже, чем кажутся, на первый взгляд.

«Вот вам, детки сладкие подарочки за труды ваши… подходите, разбирайте, но помните, из коробки в ротик — не более трех конфет в день… ведь вы же не хотите оказаться в гостях у дяди-или-тети-стоматолога…». Это – фраза нашего архиерея, владыки Пантелеимона, адресованная «ангелочкам», которые поздравляли его с Рождеством Христовым в один из святочных дней.

Несомненно, архипастырь, вручая ребятне лакомства за их непосредственное и искреннее славословие рожденного Богомладенца, любвеобильно и заботливо шутил.

Но если эти, казалось бы, заурядные слова взять на свой «взрослый» счет и постараться соотнести их с той обыденностью, которая всякий раз поглощает свою жертву – погружает ее в мир, где все оправдывается фразами, типа «так пристало быть», «так положено» или «так заведено» — то окажутся они не такими уж и радушными.

В таком случае они зазвучат скорее в обличительном тоне, обнаружат изнанку той «реальности», которая есть не иное что, как плод фантазий и воображений, а если хотите, тотального невежества.

Я о святках, друзья — о том, не как «выжить» в их период, но как пережить эти праздничные календарные дни. Это не игра слов и не фигура речи и я не оговорился, когда употребил слово «выжить». Я намеренно так сказал, потому что, к своему сожалению, неоднократно слышу фразу вроде этой: «ох, уж эти праздники… опять «мезимом» надо запасаться, — не то «боком вылезут» эти гулянья, да застолья!»

Меня несколько обескураживает данный пассаж ни сколько своим содержанием, сколько той мотивацией, которую он, собственно, озвучивает, и, таким образом, обнаруживает.

Оказывается, для некоторых праздники, типа «рождественских святок» — даже не повод, а «принудительная» необходимость «оторваться по полной» — «мы, мол, конечно, приличные люди, но ведь, извините, на дворе праздники… мы вынуждены следовать сформировавшимся устоям… и выглядеть с их точки зрения «белыми воронами» мы не собираемся… так что не обессудьте…».

Однако, спешу заверить, что иное к этому отношение Церкви. Ее традиции не только не принуждают к тому, чтобы их сопровождали «праздником живота», но и не рекомендуют пресыщения, как такового. А святки, согласно ее пониманию – это святые дни, а не «праздник живота».

Нет у Церкви «инструкции» к тому, как «выжить» в праздничные и «застольные» времена, потому что Православие – это религия самоконтроля, умеренности и воздержания. Нет в ней и праздников, в которых бы «торжеством живота» заслонялось «торжество духа».

Поэтому, помните, друзья, дорогие, «из коробки в ротик — не более трех конфет в день… ведь вы же не хотите оказаться в гостях у дяди-или-тети-стоматолога…».

Так как же провести святки?

Святитель Феофан Затворник здесь вам в помощь:

«Святая Церковь… наименовав эти дни святками, требует, чтобы самое веселие наше в течение их было свято, как они святы. А чтобы не забылся кто веселясь, она вложила в уста нам краткую песнь во славу родившегося Христа, которою остепеняет плоть и возвышает дух, указывая ему достойные дней этих занятия: «Христос рождается – славите». Славьте же Христа, и славьте так, чтоб этим славословием усладились душа и сердце, и тем заглушился позыв ко всякому другому делу и занятию, обещающему какую-либо утеху».

Вот так и нужно ПЕРЕЖИВАТЬ святки!

СТАТЬИ ПРОТОДИАКОНА ГЕННАДИЯ ПЕКАРЧУКА ЧИТАЙТЕ ЗДЕСЬ

ЛИЧНЫЙ БЛОГ ПРОТОДИАКОНА ГЕННАДИЯ ПЕКАРЧУКА