«Снисходи ныне умом в ад, чтобы потом не сойти туда душою и телом» и «При наступлении каждого дня держи себя так, как бы этот день был последним в твоей жизни, и сохранишь себя от грехов» – учат святые отцы. Память смертная, размышление о конце земной жизни, неизбежно грядущих мытарствах и частном и затем страшном суде Божием – это надёжная ограда от любого греха. Об этом мы беседуем с  игуменом Ватопедского монастыря святой горы Афон архимандритом Ефремом.

 Геронда Ефрем, немало наших современников живут, не веря в Бога, в существование загробной жизни, жизни души после смерти. Можно ли какими-то примерами и современными логическими доводами показать неверующим людям, что мир загробный существует?

То, что существует жизнь после смерти, видно и из явления святых, которые нам помогают в нашем подвиге, укрепляют и исцеляют нас от разных заболеваний, если нам это полезно. Особенно трогательны явления современных святых старцев. Одно духовное чадо преподобного Порфирия Кавсокаливита (†1991) был заграницей, когда старец почил и, следовательно, не знал о его смерти. Возвращаясь в Афины, позвонил ему, чтобы посоветоваться в одном вопросе. Старец ответил на звонок, дал соответствующие советы и в конце добавил: «Больше не звони, так как я умер». Блаженный старец Иаков Цаликис (†1991) через три года после своей смерти явился на площади Колиацу в Афинах среди множества людей, беседуя с двумя женщинами и благословляя их. Он же спустя семь лет после своей кончины беседовал с двумя молодыми парами в храме святого Иоанна Русского на родном острове Эвбея, советуя им начать жить по-христиански.

Современный человек, замкнутый в своем страстном и эгоистическом рационализме, не оставляет возможности своему уму раскрыться для духовных горизонтов вечности и истинной жизни. Даже если он увидит, как воскресает мертвый, не поверит, чтό ясно видно из евангельской притчи, беседы патриарха Авраама с богатым в аду. На настойчивую просьбу богача послать кого-нибудь из мертвых, чтобы покаялись его братья, Авраам ответил: Если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят (Лк. 16, 31).

 Может ли обычный сон (как физиологическое состояние) служить примером жизни души вне тела, когда она может либо страдать, либо радоваться, чувствовать, думать, то есть переживать те или иные эмоции, даже летать – при бездействии тела?

Естественный сон может стать примером жизни вне тела, так как ум является вечно движимым. Во время сна все телесные функции как бы приостанавливаются, дабы человек отдохнул, восстановил свои силы. Душевные функции тоже не действуют в полном объеме: рассудок, суждение, память – функционируют, но неполноценно. Только воображение и ум, который отличается от рассудка, и имеет естественным местом пребывания сердце, остается подвижным и работает в полном самосознании. Святые и те люди, которые находятся в высоком духовном состоянии, молятся даже во сне. На них исполняются слова Священного Писания: Я сплю, а сердце мое бдит (Прем. Сол. 5, 2).

 Как меняются свойства души, когда она покидает тело? Может ли она мыслить, отличается ли эта способность от земного мышления?

Человек – единое, совершенно нераздельное психосоматическое существо. Смертью временно прерывается соединение души и тела. Разделение, исход души из тела – тайна, о которой ведает Властелин живых и мертвых. Душа сохраняет самосознание и после временного разлучения. Память, мышление, совесть, особенно же – ум, то есть умная энергия человека, действуют как душевные функции и без тела. Человеку возвращается свое тело в нетлении, в силе, во славе во время Второго Пришествия Господа. А до Страшного Суда уровень духовного знания очень отличается от нашего, земного и хотя душа мыслит, но мыслит абсолютно по иному, не так, как земным рассудком.

Геронда, для чего Господь создал мытарства? Какова их цель?

Бог не создавал мытарства, так таковые. Мытарства – это демоны, падшие ангелы, цель которых – вечная гибель людей. Демоны всячески стараются помешать спасению человека, особенно в час смерти. Душу человека после смерти забирает ангел и уводит ее к небесам. Тогда вмешиваются поднебесные демоны, князья, господствующие в воздухе (см. Еф. 2, 2), и стараются остановить восхождение, представляя грехи, которые душа сотворила во время своей земной жизни. Эти демоны называются мытарствами, подобно древним мытарям (то есть таможенникам), сидевшим на узких дорогах, задерживавшим проходящих и тщательно проверявших их груз. Таким же образом демоны пытают души, исходящие из тела.

Дальше происходит спор: обвинение со стороны мытарей-демонов и защита со стороны ангелов, которые представляют совершенные человеком на земле добрые дела и стараются облегчить шествие души к небесам. Весь этот процесс, этот частный суд называется прохождением мытарств. Затем душа предстает перед Христом и решается ее временная участь, предвкушение рая или ада, которые раскроются полностью после Второго Пришествия Христа.

 Отец Ефрем, по православной традиции, мы усердно молимся за усопших, особенно новопреставленных. Может ли душа сама во время прохождения мытарств как-то повлиять на свою участь? На что способна душа после смерти?

Единственное, чем душа может помочь самой себе – это предыдущая безупречная жизнь. Если человек покаянием и исповедью очистил свою душу от грехов и прегрешений, тогда мытарства не имеют никакой власти над его душой и она проходит их без помех. Очень важно, чтобы мы вели духовную жизнь, жизнь во Христе сознательно – это гарантия нашего вечного спасения. После смерти сама душа ничем не может помочь себе, в аду нет покаяния. Но Божие человеколюбие дало живым членам Церкви власть молиться о усопших. Мертвые получают пользу от этих молитв, особенно от поминовения на Божественной Литургии, от панихид, совершенных для них, также как и от милостыни, которая дается за упокой их душ.

Существует молитва святого Евстратия, которую читаем на Полунощнице субботы. В этой молитве мы просим Божией помощи во время прохождения мытарств: «Милоcтив бyди ми, Владыко, и да не узрит душа моя мрaчнаго взора лукaвых дeмонов: но да приимут ю аггели твои светлии и пресветлии». Полезно ее читать, когда есть возможность, чтобы пребывать в бодрствовании.

 Можно ли по земным меркам определить длительность прохождения мытарств?

Из Святоотеческого Предания знаем, что прохождение мытарств продолжается три дня. Поэтому принято родственниками усопших особенно молиться в первые три дня, заказывать поминовения на Обедне, то есть на Божественной Литургии, чтобы душа укрепилась, прошла мытарства и встретилась с Христом. После этой первой встречи, с третьего по девятый день, душа переносится ангелами в те места, где она совершила грех или, наоборот, что-нибудь доброе. В девятый день душа опять встает перед Христом, поэтому поминаем новопреставленных усопших и в девятый день. После этого, до сорокового дня, душа посещает обители рая и ада. В сороковой день душа в последний раз встает перед Христом, тогда и решается, где она будет пребывать до Второго Пришествия. За эти сорок дней душа пребывает в агонии: где она окажется – в раю или в аду? Поэтому благочестивые христиане и заказывают сорокоуст о упокоении, то есть в течение сорока дней душа усопшего поминается на Божественной Литургии.

 Геронда, о прохождении загробных мытарств мы знаем по описаниям блаженной Феодоры. Для всех ли прохождение мытарств будет одинаковым?

Ученик святого Василия Нового, Григорий, который написал о блаженной Феодоре, дает нам много информации о мытарствах. Но и многие другие святые отцы писали о них, например, преподобный Макарий Египетский, которому ангел Господень рассказал о мытарствах; святитель Нифонт Кипрский, преподобный Андрей ради Христа юродивый (в сборнике Эвергетинос, в первом томе, десятая тема посвящена этому вопросу). Немало откровений было и у многих простых душ.

Но не все души проходят мытарства одинаково. Святые, жившие на земле покаянием, соблюдением Божиих заповедей, жизнью во Христе вкусившие благодать, имевшие постоянное общение с Богом, не будут проходить мытарства, так как они очистились от грехов и страстей, и на мытарствах демоны не смогут ничего представить против них. Эти светлые души пойдут прямо в рай, без мытарств. Также и грешники, имеющие смертельные грехи и не исповедовавшиеся, не пройдут мытарства, а пойдут прямо в ад.

Остальные люди будут проходить мытарства. Каких больше у души грехов и страстей, греховных привычек, которые стали его второй природой, на таких мытарствах она и будет мучиться, вплоть до того, что там ее могут и задержать.

 Какие мытарства будут проходить безбожные люди, которые при жизни хулили Церковь и Бога?

Разумеется, мытарство богохульства. Если такие люди не покаются искренне и не исповедуются, им будет очень трудно после смерти.

 Какова участь тех людей в нашей стране, которые в советское время жили без веры в Бога, но жили честно, порядочно и нравственно воспитывали детей?

Будут судимы согласно своей совести. Апостол Павел говорит: Те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся (Рим. 2, 12). То есть они будут судимы согласно тому, насколько жили по совести.

 А какова участь некрещенных младенцев, убиенных в утробе, и младенцев преставившихся без Святого Крещения?

Согласно творениям святых отцов, души тех людей, которые не успели соделать грех по причине своего возраста, или же не ведая Божественного Откровения, жили согласно естественному закону совести, будут утешены Богом. Как говорит святитель Григорий Богослов, они не будут ни прославлены, ни наказаны Праведным Судьей. Но так как они не очистились от первородного греха в божественной купели Крещения, они лишены богообщения. Поэтому те, которые сами делают или соглашаются на аборт, совершают двойное убийство, и если не покаются искренне, не избавятся ни от угрызений совести в этой жизни, ни от вечных мук – в будущей.

 Отец Ефрем, есть такое мнение среди православных, что загробная участь души человека, преставившегося в великие и двунадесятые праздники, смягчается. Так ли это?

У Господских и прочих великих праздников особенный блеск и здесь, на земле, и тем более – на небесах. Успение на такие праздники, разумеется, особенно утешит душу. Многие благочестивые христиане умирают в свой день ангела. Это тоже один из признаков того, что благодать Божия изволила упокоить эту душу.

Но это касается тех, которые подвизаются духовно, стараются жить по-христиански. А для тех, которые пренебрегают, не радеют или откладывают духовную жизнь, особенно покаяние, исповедь и святое причастие, даже если умрут в день Пасхи, не будет пользы от благодати праздника.

 Геронда, почему нельзя молиться в храме за некрещенных людей?

Не молимся о некрещенных на церковных службах, так как они не являются членами Христовой Церкви. На наших богослужениях, в первую же очередь, на Божественной литургии, поминаются только «елицы верные», то есть те, которые крестились и соединились с единой и святой нашей Православной Церковью. Тем не менее, заповедь любви нас побуждает просить Бога о всех людях, живых и мертвых, в наших частных молитвах, так как мы все являемся членами большой семьи Адама.

 Как следует молиться за людей, умерших без покаяния? За тех, кого не отпели? За умерших от алкогольного или наркотического отравления?

За всех этих людей и вообще о всех усопших надо молиться с болью сердца, чтобы Бог простил им все прегрешения и утешил их души. Полезно молиться о них и по четкам: «Владыко Христе, упокой рабов твоих».

 Геронда Ефрем, является ли для души прохождение мытарств окончанием ее загробных страданий или главное наказание ждет ее на Страшном Суде?

Разумеется, бόльшие мучения будут после Второго Пришествия, так как человеческое бытие приобретет вечность: или вечный рай или вечный ад. Это зависит не от Бога, а от человека. Бог не создавал ада. Любовь Бога, как Его нетварная энергия, простирается и в рай, и в ад. Для спасенных Его любовь становится светом и радостью, так как они очистили свои сердца от грехов и страстей покаянием; их сердца стали прозрачными перед светом, любовью Бога. Но для погибших Божия любовь становится «огнём поядающим», так как сердце их из-за многих грехов и страстей стало мрачным, мутным, и не может отразить свет, любовь Бога.

 Беседовал Серий Тимченко

Журнал «Славянка»