Историческая справка:

«Новая Айдарь поставлена на правом берегу р. Айдара, верстах в 40 от Старой Айдари. Построение сего города принадлежало также донцам, почему Новая Айдарь долго называлась Новоайдарскою станицею; жители до 1800г. считались казаками Новоайдарского полка, а деревянная по прочной ограде кругом церкви служила им крепостью. Построение городка и первого его храма в честь Архистратига Михаила относят ко времени царя Федора Алексеевича» (стр. 291. Информационно-справочное издание «Луганская епархия).

Новоайдарский округ Луганской епархии территориально расположен в Новоайдарском районе Луганского региона, объединяет 12 действующих православных храмов. Послушание благочинного округа несет протоиерей Евгений Рогозинский. Он служит настоятелем в Свято-Архистратиго-Михайловском храме (ул. Пролетарская, 48, пгт. Новоайдар, 93500), построенного в 1797г., а также является членом Епархиального совета.

Жизнь приходов Новоайдарского благочиния, о буднях прифронтовых храмов, священниках и людях, переживших нелегкое время. О том, как церковная жизнь здесь протекает сегодня – об этом и не только, читайте в настоящем интервью с отцом благочинным.

***

  ОТЕЦ БЛАГОЧИННЫЙ

 — Отец Евгений, в чем заключаются обязанности благочинного церковного округа?

— Обязанности благочинного округа весьма обширны. Хотя благочинный — это по сути такой же протоиерей, как и настоятели храмов. Должность эта — больше административная, но в епархии структурно он помощник Правящего архиерея. По сути благочинный помогает епископу управлять епархией, в которой большое количество храмов, а архиерей физически ограничен в возможности лично принимать участие в управлении каждым приходом. Поэтому для правильного принятия управленческих решений, церковными округами и поставлены руководить благочинные. Они, что называется, «глаза и уши» архиерея, только на приходах.

Благочинный помогает смотреть за духовной жизнью округа, следит за сохранностью храмов, за приходской территорией. В непосредственные его обязанности также входит разрешение сложных жизненных вопросов у мирян, прием от прихожан письменных или устных обращений. Как руководитель, также следит за благочинием богослужений и принимает управленческие решения.

— Отче, расскажите о себе: где родились, учились, как пришли к Вере, и, конечно же о том, почему Вы захотели посвятить свою жизнь Церкви в качестве священника? 

— Родился я в городе Луганске, в семье студентов-медиков. Через год они закончили обучение и уехали в город Свердловск нашей области. В нем и прошло мое детство, здесь же моя семья приобщилась к вере. Первым к православию пришел отец, его Господь привел через скорбь несчастия. Второй уверовала моя мама и родители крестили меня в шесть лет, в Новоайдарском храме. Этот храм стал воистину очень родным и близким. Потому что здесь меня крестили, а впоследствии я венчался со своей супругой и крестил двоих своих детей. Здесь же был рукоположен, здесь сейчас и несу свое.

Пришел к священству осознанно, ведь я рос в семье православной, уже с десяти лет алтарничал в церкви и находясь при алтаре, я видел труд священника. Тогда для меня это была высота недостижимая, я считал себя недостойным быть священнослужителем. Позднее мне предлагали идти в клирики, но я отказывался: «Где я — а где священник! Я недостоин…».

Господь меня поставил на священничество, хотя я до последнего подобной судьбы избегал. Мой сосед по алтарю — о. Александр Ястребов, теперь благочинный в соседней Свердловской епархии. Мы с ним вместе несли послушание при храме — пели на клиросе и т.п… Теперь вместе служим благочинными.

До этого я поступил в светский вуз на экономический факультет, по первому образованию выучился на аудитора и параллельно на старших курсах начал изучать вторым высшим образованием специальность «Менеджмент внешнеэкономической деятельности».

Окончив университет, поехал в город Киев, где работал в Минюсте. Жил на Троенщине, до работы добирался два часа в одну сторону разными видами транспорта, затем пешком. Подобным образом возвращался обратно. В воскресенье ходил в храм молиться.

Столичный быт с его ускоренным ритмом заставил пересмотреть жизненные позиции. Вернулся в город Луганск, устроился работать в «Укрсоцбанке», где работал в отделе продаж. Было много административной работы и навыки, приобретенные здесь, мне пригодились впоследствии как благочинному.

До священничества, осознав, что превращаюсь в обывателя, решил изменить последующую жизнь. Уволился и переехал к бабушке, в Новый Айдар. Прежняя городская жизнь ушла в прошлое, но опыт пригодился. Церковь взрастила новую требовательность за свои дела и за служение благочинным… А раньше я бегал от священничества из-за   высокой духовной ответственности. Считал, что «лучше быть хорошим миллионером, чем плохим священником», но клириком стал.

   ПАСТЫРЬ И ПАСТВА

— Свято-Архистратиго-Михайловский храм, где Вы совершаете свое служение в качестве настоятеля, находится в оживленном месте «у дороги». Известно, что «каждая дорога должна приводить к храму». Помнят ли об этом местные жители? Как, на Ваш взгляд, обстоит дело с потребностью в Боге, в Вере?

— Издревле православные храмы возводили в оживленных местах, чтобы миряне успевали их посещать, после чего решать свои бытовые вопросы. Так было раньше и сегодня, в целом, общение с церковью у прихожан осталось прежним. Военные действия недавнего времени, пандемии внесли коррективы в храмовую посещаемость качественно и количественно. Кто-то перестал ходить на службы, кто-то наоборот, начал посещать храм. Одни миряне уехали из округа из-за боевых действий, а другие, наоборот, приехали из разрушенных городов. Уровень приходов, их наполняемость остались прежней, поменялся социальный состав мирян, но хочется отметить их духовный рост. Люди стали больше исповедоваться, духовная жизнь вышла на новый уровень. А это указывает на потребность людей в Боге, а, следовательно, в Вере.

  — Раньше в справочных книгах указывалось количество приписанных к храму дворов с количеством прихожан. Это помогало общению клира с мирянами. Как обстоят дела сегодня в вопросах духовного общения с паствой и окормления приходов? Каков сегодня уровень посещения храмов, в целом?

— Нам сегодня очень сложно судить, какое было общение пастыря со своей паствой 200 лет назад. Тогда были другие порядки, другая психология, что накладывало отпечаток на отношения между мирянами и Церковью. В тот период она была одним целым с государством, которое частично решало ряд бытовых вопросов клира и прихода, в целом. Октябрьская революция во многом изменила отношения людей и Церкви, православные священники столкнулись с новыми реалиями. Это дало новый расцвет духовной жизни и уже новый опыт взаимодействия с паствой. Сейчас мы живем в небывалый период развития новейших технологий, когда в самых отдаленных селах есть интернет и люди пользуются различными устройствами и средствами связи. С учетом этого священники выстраивают свои отношения с паствой. Я – за живое общение с людьми, но когда ко мне обращаются, например, в «Инстаграме» или «ВКонтакте», я никому не отказываю в общении. У человека, вероятно, нет возможности общаться иным способом, поэтому духовные наставления происходят с учетом новых реалий.

   СВЯТЫНИ

Скажите, есть ли в храмах Вашего округа почитаемые святыни, о которых нужно было бы знать пастве Луганской епархии?

— Храм нашего округа уже является святыней, если вспомнить какая у церквей складывалась судьба, характерная для всего русского Православия. Кроме того, практически в каждом храме нашего округа есть святые мощи. Есть в нашем округе и иконы русских святых. Например, священномученика Иосифа Сченсновича, диакона, который в 1920-е года служил псаломщиком, спустя время стал диаконом, за что был по решению «тройки» расстрелян и погребен на печально известном бутовском полигоне. В 2001 году он причислен к лику святых. Есть и частица от мощей свт. Василия Великого, Андрея Первозванного и др. святыни, которые особо почитаются в Православной Церкви.

 ЦЕРКОВЬ – НЕ ТОЛЬКО ЗДАНИЕ

 — Церковь – это не только здание, но, прежде всего общность людей, объединенных одной Верой. Как она помогала новоайдарцам и раньше, и сегодня выстоять в различных трудных жизненных обстоятельствах? Может Вы вспомните какие-то живые примеры.

— Церковь — воистину не только сооружения, но и общность верующих. Все это увязывается воедино с верой и историей. Что касается, например, Свято-Архистратиго-Михайловского храма, он построен в конце ХVIII века вначале деревянным. Спустя время прихожане воздвигли каменный храм вместо прежнего. В 1937 году церковь разобрали на стройматериалы для местного Дома культуры, на месте церковного кладбища сделали танцплощадку и в летнее время устраивали там развлечения на гробах. Приход прекратил свое существование, клир распустили. В 1943 году новоайдарскую православную общину вновь официально зарегистрировали после освобождения поселка от вермахта. Спустя четыре года верующие выкупили на окраине нашего райцентра домик, его освятили и расширили, поставили престол. Через четыре года храму будет 30 лет и мы надеемся к этому времени воссоздать историческую хронологию прихода. Ведь сохранились архивные фотографии храма разных времен, фотографии прихожан из числа актива церкви. Ее построили дедушки и бабушки, несмотря на гонения, репрессии. Верующие сами строили, носили вручную мергель, а это большие глыбы. Носили все на своих плечах и воссоздали Свято-Архистратиго-Михайловский храм. В этом  помогала вера, она помогла пережить все бытовые трудности. Пожилые верующие передавали православные традиции единомышленникам, приводили своих детей и внуков на службы. Спустя время здание храма обложили кирпичом и уже новые бабушки — «белые платочки» разгружали приобретенный кирпич, разгружали осторожно, чтобы не повредить. У меня есть фотографии из этого периода строительства. Сегодняшние дни можно назвать трудными жизненными обстоятельствами, но вера, именно — вера, укрепляет слабых, утешает плачущих, дает силу. И это изумительно.

— На территории Вашего округа, в селах Колядовка, Михайловка, Муратово и Айдар-Николаевка раньше стояли прекрасные храмы, если судить по сохранившимся чертежам и фотографиям. Когда-то один священник сказал, что «каждый рубец на храме – это рубец на сердце». Насколько известно, в Вашем округе четыре разрушенных храма. Пытались ли сельчане восстановить разрушенные святыни? Может это отчасти удается сделать сегодня?

—  За годы советской власти в стране много храмов было разрушено, другие приспособлены под нужды народного хозяйства. Позднее часть церквей восстановили, а в сельской местности, вместо величественных храмов построили новые. В качестве примеров, вспомним села Смоляниново, Алексеевку. В других населенных пунктах не было вообще ничего построено, но люди жаждут духовной жизни, хотят иметь свой храм.

В указанных вами селах нашего Новоайдарского округа речи о восстановлении православных церквей нет. Само по себе сельское население редеет, сельские приходы сегодня поставлены на грань выживания. Но вера всех поддерживает и дает надежду на будущее.

 ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 — В вверенном Вам округе есть ли воскресные школы или какие-то кружки, например, по рукоделию? Как вы трудитесь в этом направлении?

— Воскресные школы в нашем округе имеются. В храме, где я настоятелем, клир занимается с прихожанами, изучаем Слово Божие, с учащимися даже делали хоругви для церкви.  Мне, как настоятелю и благочинному, не хватает катастрофически времени, но в нашей воскресной школе научают два преподавателя из числа прихожан. Они учились в Полтавской миссионерской школе и теперь преподают три предмета для детей. Это — Закон Божий, Евангелие, разбор молитв. Работа школы построена таким образом, что родители приводят своих чад к нам и пока в храме идет служба, дети занимаются. Когда начинается литургия, учащиеся еще учатся, а в конце присутствуют со всеми в храме.

Также у нас проводятся воскресные встречи с прихожанами, мы обсуждаем Евангельское толкование, рассматриваем традиционное устройство храмов и их духовное значение, а также – церковной утвари. Наш клир отвечает на все интересующие вопросы. Это один из способов общения в приходе. Подходим ко всему по-научному, если сразу не можем ответить на вопросы, где требуются ответы точные, то готовимся к ним и раскрываем суть позднее. Ведь известно: если имеется вопрос — должен быть и ответ на него… Это возможность познавать Истину.

   МАТЕРИАЛЬНЫЕ НУЖДЫ

 — На территории Новоайдарского района нет шахт, крупных предприятий, которые могли бы содействовать Вашему округу, например, в бытовом отношении или по восстановлению храмов. Как клир благочиния решает материальные вопросы приходского благополучия?

— В Новоайдарском благочинии нет крупных предприятий и шахт, но жизненная практика так сложилась, что нам до последнего времени помогали северодонецкие предприятия всех форм собственности. После начала февральских событий прошлого года, наш округ получает помощь от Российской Федерации и кураторы помогают нам, восстанавливают поврежденные храмы. Новоайдарскому району помогает Тамбовская область.

   ДРУЖЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

  — Новоайдарский район – исторически значимая местность, где происходили важные исторические события. В начале XIX в. часть местных казаков переселились с семьями на реку Кубань. Ваш округ поддерживает отношения с бывшими земляками на уровне церковно-приходского общения? Может вы поддерживаете дружеские отношения с благочиниями соседних епархий РПЦ?

— Новоайдарский район когда-то представлял в средние века линию разграничения, где проходила неофициальная граница между московским государством и крымским ханством. Позднее на эти земли селились запорожские и донские казаки, затем — русские и украинские крестьяне. В то время был построен в Новом Айдаре первый храм. В начале ХIХ века из Новоайдарского района более четырехсот семей казаков переселились на реку  Кубань. На бытовом уровне наши земляки поддерживали и поддерживают с ними дружеские связи, но на уровне благочинных церковно-приходского общения нет. Этому имеются объективные причины. А с благочиниями соседних епархий отношения имеются, правда на личном уровне общения клириков.

Судьба храмов нашего православного округа характерна для подавляющего большинства приходов советского времени. Одни церкви разрушались, другие превращались в склады или клубы. В Новоайдарском районе так все и произошло. Просматривался символизм — очаги духовной культуры коммунисты пытались превратить также в очаги, но культуры мирской. Жизнь показала, что это не получилось, отдыхающие граждане приходили туда выпившие, сквернословили, допускали мордобой. Культуры там не было, плотскими потугами поднять культурный уровень не получилось. Священное Писание вновь подтвердило правоту Христа Спасителя: «Богу-Богово, кесарю-кесарево». Даже жестокое гонение на Церковь не опровергло этот духовный постулат, потому что все земное управляется Божиим Промыслом. А спасением человеку является духовное совершенство  и следование за Господом.

 ЗАБРОШЕННЫЙ ХРАМ

— На территории Вашего округа в с. Волкодаево пустует каменное здание Свято-Николаевского храма, без купола и колокольни. Церковное сооружение пустует, потому что требует восстановления. В начале XIX в. в этом приходе числилось «прихожан мужского пола – 1064, женского пола – 1077», по штату положен был священник и псаломщик, имелась церковно-приходская школа. Здание храма – памятник духовной культуры и сегодня обойден вниманием светской власти. В нашей епархии поднимается вопрос восстановления этой святыни?

— Свято-Николаевский храм действительно памятник нашей культуры, как духовной так и светской. О его восстановлении вопрос поднимался на уровне Луганской республики. Это один из старинных храмов нашего края, поэтому епархия хотела его восстановить. Я лично общался с людьми, которые живут в той местности, но желания у них иметь приход не было, как и желания восстановить памятник культуры.

В селе Волкодаево заброшенный храм используется в качестве  склада, так как стены не разрушены. В помещениях хранят окна и горюче-смазочные материалы. Имеются проблемы с инфраструктурой, дороги плохие, поэтому осенью и весной в Волкодаево трудно добираться. В селе нет духовной жизни, как в других православных приходах. А мы знаем, что храм будет там, где есть прихожане, где есть верующие. Когда у жителей этого села появится желание веры, я приложу максимум усилий для того, чтобы этот заброшенный храм сделать действующим. Привлекли бы и государственных деятелей, и различные структуры, но… нет желания людей. Мы можем привезти туда и священников и даже хор певчих, а результата не будет. В такую почву зерна бросать преждевременно.

   — Если проследить судьбу храмов Вашего округа, то видно, что некоторые из них закрывались, а затем разрушались. Многие церковные здания передавались под клубы – очаги духовной культуры превращались в очаги мирской культуры. Но жизнь показала, что духовность выше светских обычаев. Не являлось ли подобное гонение на Церковь Божиим Промыслом, чтобы воочию подтвердить то, что для человека является подлинно главным?

— Храм — не театр и не клуб, где человек развлекается. Храм — это место встречи с Богом, участие в Богослужении напоминает духовный сосуд человека, подобно источнику воды живой, что и описано в Евангелии. Человека не обманешь – к пустому колодцу не ходят. Сколько бы не ходили люди в клубы, храм всегда будет, потому что он дает нужный духовный уровень. Духовное соединяет с Богом.

   ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА

   — Отец Евгений, не можем не спросить Вас о том, как выживали (иначе и не скажешь) священники и паства в известный период времени, когда округ находился «за линией разграничения» относительно Управления Луганской епархии? Все ли священники остались на месте? Насколько общее бедствие отразилось на посещаемости храмов? Были ли разрушения?

— В 2014 году наш Новоайдарский район столкнулся с ситуацией, когда на этой территории шли активные боевые действия. Позднее Новый Айдар находился невдалеке от линии разграничения воюющих сторон, но духовенство испытало все земные тяготы, что и миряне. От обстрелов пострадали некоторые храмы, окна были выбиты, порвана система отопления. Шесть клириков покинули наш округ по разным причинам, но духовная жизнь не прекратилась.

     — Отче, скажите, «подвижники», «исповедники» — в нынешних реалиях – это лишь слова, нечто давно ушедшее или и сегодня есть такие люди, кого можно было бы отнести к этим категориям? Встречались ли на Вашем жизненном пути люди высокой духовной жизни, которые были бы Вам примером?

—  Если говорить о подвижниках и исповедниках, как это понимается в православном плане, то они присутствуют во всех наших храмах. Подвижник происходит от слова –«подвиг». Приходскому священнику с детства известны жизнь своих прихожан, он отчетливо видит, как человек несет свой крест, в каких тяжелейших условиях находится. И этот верующий еще и радуется, делится своей любовью с окружающими. Разве это не подвиг? Что касается людей высокого духовного положения — такие тоже есть, но встречаются гораздо реже. За свою жизнь я встречал только несколько таких людей. Один из них — Схиархимандрит Кирилл (Михличенко) и я, совместно с моими родителями, общался с ним, будучи еще школьником. Спустя десятилетия духовник помог мне в выборе сана.

Если говорить объективно, то села сегодня малочисленны. Поэтому активных православных людей — единицы. По этой причине отчетливо усматриваются представители других конфессий. Но это не страшно: «Сколько людей — столько и мнений…». К ним относятся протестанты, греко-католики, есть и самосвяты, которые присутствуют в нашем округе. В царские времена в Новоайдарском районе проживали раскольники-суеверы, отстаивавшие долго свою религиозную позицию. Но они остались в прошлом, сейчас у нас суеверов нет.

 ПОМОЩЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ

  — Помогает ли нашей епархии Русская Православная Церковь? Какая именно помощь оказывается вверенному Вам округу?

— Да конечно! Синодальный отдел по благотворительности и социальному служению, Отрадненская епархия, Нижегородская, Тамбовская, Воронежская, Ростовская митрополия и многие-многие другие. Когда в конце февраля, начале марта 2022 года фронт прошел через нас, многие люди, особенно относящиеся к так называемой социально-незащищенной группе, прежде всего одинокие пенсионеры, многодетные мамы, инвалиды, оказались в очень сложной ситуации. В магазинах был дефицит продуктов, предметов первой необходимости, детского питания, памперсов и проч. Кроме того, в одночасье, социальные службы, работавшие при Украине, перестали посещать своих подопечных, а новые еще не были сформированы. Одинокие пенсионеры и инвалиды оказались на грани выживания.

И именно в этот период помощь Русской Православной Церкви в виде гуманитарных грузов оказалась очень своевременной и необходимой. Через отдел социального служения и благотворительности Луганской епархии, возглавляемой отцом Александром Беспаловым, на территорию моего благочиния стала поступать необходимая гуманитарная помощь.

Каждую неделю в Луганске сотни килограммов различных продуктов длительного хранения формировались в продуктовые наборы, также формировались наборы с бытовой химией.

С отцом Александром мы организовали работу по доставке гуманитарных грузов в населенные пункты, входящие в моё благочиние, а наши храмы стали местом выдачи гуманитарной помощи нуждающимся. За несколько недель, мы передали десятки тонн гуманитарного груза людям в более 20-ти населенных пунктах, а география выдачи помощи существенно вышла за пределы благочиния. Помимо этого, также активно велась адресная помощь людям: лекарства, памперсы лежачим больным, да и просто продукты малоподвижным пенсионерам приходилось развозить на личном авто.

Очень здорово помогали волонтеры из числа бывших социальных работников в составлении списков нуждающихся. Вместе с гуманитаркой мы передавали людям маленькие иконки с молитвами, многие люди крестились и плакали.

Поэтому конечно, помощь со стороны Русской Православной Церкви невозможно переоценить, я выражаю огромную благодарность всем, кто тогда участвовал в сборе и передачи нам всего необходимого.

   СЕМЬЯ

  — Семья – это малая церковь. Как Ваша семья помогает Вам в Вашем нелегком пастырском служении?

— Безмерно благодарен Богу, что Господь послал мне мою супругу.  У нас так получилось, что в пятницу мы повенчались, на следующий день в субботу, расписались в ЗАГСе, в воскресенье причастились, а в понедельник уже выехали в паломничество с группой по святым местам Одессы. Ближе к концу поездки нам дозвонились и сообщили, что мы будем в числе тех 10 пар, которых будет благословлять Святейший.

Вернулись мы в Луганск 13-го сентября, у нас был буквально один день, чтобы привести себя в порядок. А 15-го сентября, на площади, около памятного знака в честь 2000-летия рождества Христова, Святейший Патриарх нас благословил и передал памятные образы Спасителя и Божией Матери, Святое Евангелие, и молитвослов.

В своей речи, обращенной к нам, Святейший сказал такие слова, которые очень сильно врезались в мою память. Эти слова были такие: «Если человек способен жертвовать, он способен любить, не способен жертвовать — не способен любить…». Приняв это духовное наставление, мы с супругой до сих пор стараемся воплощать его в своей жизни. Позже, уже после моего рукоположения сначала в диакона, а потом и в священника, значение этих слов для меня раскрылось еще глубже. Ведь теперь моя семья кратно увеличилась до размера прихода, а значит жертвовать своим временем, вниманием приходится чаще. И чем выше чин, тем больше приходится отдавать себя другим.

Я очень благодарен своей супруге, за все то, что она делает для меня, для нашей семьи. Как настоящая жена-мироносица, она следует за мной, разделяя все трудности и тяготы церковной жизни, понимает и поддерживает меня. Создаёт уют и атмосферу в доме, помогает воспитывать наших детей в вере и благочестии. Я очень за неё благодарен Богу.

   ЛИЧНЫЙ «ДУХОВНЫЙ ФРОНТ»

   — Вы являетесь благочинным, а также настоятелем храма. Несомненно, на этом поприще Вы много и усердно трудитесь. Расскажите, чем живет Ваш приход помимо богослужений? И хватает ли Вам времени на т.с. личную духовную жизнь?

— Церковь — живой организм, где общаются люди. Они собраны во имя Христа как тело Христово. В наше неспокойное время Церковь является тем оплотом, той скалой, на которую можно положиться. Ничего нового нет в тех поучениях, что мы, как потомки христиан, получили. Наше поколение передает научение дальше. Церковному Преданию и Писанию священство учит молодое поколение, чтобы оно, в свою очередь, передавало его будущим потомкам.

У человека есть период, когда хочется попробовать что-то новое. Но в итоге homo sapiens сознает, что есть вещи более ценные, чем ценности преходящие. Это любовь и взаимопонимание, именно в Церкви он приходит к Богу. Церковный приход — это механизм, где верующий встречается с Господом физически, после того, как Отец Небесный оставил людям Заповеди и Таинства, чтобы человек на физическом уровне мог встретиться с Богом и соединившись с Ним, духовно начал меняться.

Что касается меня, то духовное совершенство, настоятельство, благочиние, преподавательский труд, различная социальная деятельность занимает много времени.    Однако именно благодаря этому я вынужден работать над своим духовным уровнем. Со студентами я перечитываю богословские труды, Закон Божий, обязан упражняться в добродетелях и окормлении больных через раздачу гуманитарной помощи. В совокупности это способствует духовному росту.

***

  — Что бы Вы пожелали читателям проектов «Православная Луганщина» перед Светлым Христовым Воскресением, а особенно тем, кто сегодня нуждается в духовном утешении?

— Желаю встретить светлый праздник Пасхи в мирном расположении духа, а радость Воскресения Христова чтобы соединяла нас и наших близких, как далеко бы они от нас не находились, даже в вечности!

 Беседовали

Протодиакон Геннадий ПЕКАРЧУК,

редактор газеты «Православная Луганщина»,

Владимир ВЕТОВ,

соб. корреспондент газеты «ПРАВОСЛАВНАЯ ЛУГАНЩИНА»