«Се ныне день спасения: се ныне время благоприятно» (2Кор. 6, 2).

Великий пост – время, когда мы задумываемся о прожитой жизни, подводим итоги.

Древнейшие христианские писатели единогласно свидетельствуют, что пост св. Четыредесятницы установлен апостолами в подражание сорокодневному  посту пророков Моисея (Исх.34), Илии (3Цар.19), а главным образом, по примеру Христа Спасителя, также  постившегося сорок дней. «Прииде, — воспевает св. Церковь в своих песнопениях, — пост, мати целомудрия, обличитель грехов, проповедник покаяния, жительство ангелов и спасение человеков»; и вместе с этим выясгяет и свойства истинного поста, как действительного к освобождению от греха, как основание покаяния, как начало возвращения человека к Богу.

Пост св. Четыредесятницы называется «Великим» не только по числу дней, но и по важности и значению его для христианина. Как учит св. Астерий Амасийский, Великий пост, св. Четыредесятница – «учительница умеренности, мать добродетели, руководительница беспорядочных, спокойствие души, опора жизни, мир прочный и невозмущенный. Строгость и важность его умиряет страсти, угашает гнев, охлаждает волнения».

Свт. Иоанн Златоуст, размышляя на тему Великого поста, говорит удивительные слова о том, что молитва и пост берут силу от милосердия. Другими словами, если пост и молитва творятся без милосердия, то поста и молитвы недостаточно, чтобы изменить самого себя, чтобы освободить себя господства греха.

В то же время свт. Василий Великий предостерегает: «Берегитесь измерять пост простым воздержанием от пищи. Те, кто воздерживается от пищи, а ведет себя дурно, уподобляется дьяволу, хотя который ничего не ест,  однако не перестает грешить».

Богослужения в Великом посту, с одной стороны, побуждает нас к посту и покаянию, с другой – показывает и само состояние души, скорбящей о своих грехах. В постовые дни отлагается всякая торжественность. Не совершается самое торжественное христианское богослужение – полная литургия, кроме суббот и воскресений. Вместо нее совершается литургия Преждеосвященных Даров. Во все церковные службы вводится молитва преп. Ефрема Сирина о том, чтобы Господь отвел дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия и даровал нам дух целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Пользуясь постом как средством к освящению и единению с Богом, Православная Церковь призывает нас к покаянию и причащению.

Покаяние же есть дело нашей совести и коренится в глубоких тайниках нашей души.

Покаяние – это способность в человеке, в его совести раскаяться в согрешениях, которые он сделал. Оно приводит к тому, что там, где прежде была вражда – наступает мир, дающий удовлетворение души христианина, так как и благость Божия, помогающая извлечь грех человеческой души и глубины ее падения.

Синонимом покаяния является часто встречающееся в Библии слово обращения: «Обратитесь каждый от злого пути своего и исправьте пути ваши и поступки ваши» (Иер. 18, 11). Обращение есть отвращение к греховной жизни и возвращение к Тому, от Кого мы ушли, от Кого отпали, от Кого отвернулись. Самое слово «покаяние» по смыслу своему есть скорбь о содеянном грехе. Такая скорбь сердца есть плод и свидетельство истинного покаяния и нашего обращения к Богу. «И ныне глаголет Господь Бог ваш», — открывает пророк Иоиль, «обратитеся ко Мне все сердцем вашим в посте и в плаче и в рыдании, и расторгните сердца ваша, а не ризы ваша, и обратитеся к Господу Богу вашему» (Иоил.7, 12-13).

Время Великого поста  — есть Божий дар, пользуясь которым можно стяжать достойные плоды во славу Божию, для своего спасения. Необходимо пользоваться этим даром, чтобы принести достойные плоды правды и мира, покаяния и святости, без которых нельзя наследовать Царствие Божие.

Итак, каждый верующий христианин должен хранить святой пост, как повелевают это Божии заповеди  и церковное Предание. Для непостящихся же установили следующий канон, находящийся в так называемой «Кормчей книге», в 69-м правиле свв. Апостолов: «Если епископ или пресвитер, или диакон или иподиакон, или чтец, или певец в сорок дней, то есть в Великий пост, не постится и во весь год в среды и пятницы – да извержен будет, только если не препятствует посту телесная болезнь, немощному же дозволяется по необходимости вкушать масла и вина. Если же мирский человек не постится – да отлучен будет» (свят. Димитрий Ростовский).

Сам Христос Спаситель заповедал свв. Апостолам, а в лице их и всем пастырям, побеждать силу вражию молитвою и постом (Мф.17, 21).

Молитва и пост – это как бы два крыла, которые возносят пастыря от земли к небесным обителям. Особенно это касается священников, которые посвятили себя служению Церкви Христовой. Ведь истинный пастырь всегда, а особенно при нахождении искушений, пребывает в молитве. Свят. Иоанн Златоуст говорит: «Молитва  — великое оружие и защита, которое носит в себе духовную силу, разрушающую все козни врага.

Кто не молится Богу и не имеет усердия непрестанно беседовать с Ним, тот мертв, бездушен, бессмыслен. Совершение общественного богослужения – служебный долг священника, дающий ему возможность вводить своих пасомых  в атмосферу религиозной жизни, низводить на них благодать Божию.

Что же требуется от того, кто приступает к покаянию и исповеди? От кающегося требуется сокрушения в грехах своих, намерение исправить свою жизнь, веру во Христа и надежда на Его милосердие. Если мы не видим своих грехов, надо помолиться Богу, чтобы Он помог увидеть их.

От кающегося требуется искреннее желание и намерение исправить свою жизнь. Постараемся, приняв Таинства исповеди и Причастия, не повторять беззаконий, не обманывать больше себя, не лгать Богу, не оскорблять Божественные Таинства.

Наше страстное желание жить хорошо только на земле, заглушает веру в будущую блаженную жизнь.  Поступая так, мы не верим в пришествие на землю благодеющего нам Христа Спасителя, в Домостроительство нашего спасения.

Покаемся в своем маловерии, в беспечности, в нашей слабой надежде на Бога. Всякий, приступающий к Исповеди, должен веровать, что Сам Христос во время исповеди, принимает его исповедание Он Один силен очистить и спасти.

Дни Великого поста позаботимся об исправлении нашей жизни, принесем Богу спасительные плоды покаяния.

Протоиерей Владимир Соловей, духовник Луганской епархии